Из опыта работы: Организация групповой работы младших школьников
Организация групповой работы
младших школьников
(из опыта работы)
Организация групповой работы начинается с первого школьного дня. Ритуалы, этикет совместной работы, элементарные навыки кооперации осваиваются сначала на внеучебном материале, чтобы не приходилось учить одновременно двум сложнейшим вещам: и навыкам работы с учебным материалом, и навыкам сотрудничества.
Ввожу правила совместной работы: 1) работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, поворачиваться к говорящему и смотреть на собеседника, обращаться по имени, говорить «мы считаем» (а не «я считаю»), не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего; 2) работать по алгоритму (плану); 3) своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца; 4) качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы; 5) каждый из подгруппы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности.
Учу детей, как узнать точку зрения другого человека, как соглашаться и не соглашаться друг с другом, как возражать, как просить о помощи, как предлагать помощь, как помогать, не унижая.
Учитель дает образец сотрудничества, акцентируя тот или иной момент взаимодействия. Он внимательно наблюдает за работой детских групп и выделяет наиболее удачные, и наиболее конфликтные способы построения взаимодействия. Далее он просит детей, работавших наиболее слаженно, продемонстрировать свой стиль работы классу, Остальные дети должны рассказать, что им понравилось в работе группы. Комментарии учителя помогают детям выделить наиболее продуктивные особенности того или иного стиля групповой работы.
Заметила, что по-настоящему образец работы усваивается детьми только после разбора 2-3 ошибок. Но при этом я разбирала не содержательные ошибки («Вы неправильно составили схему»), а ход взаимодействия. По окончании работы в группе проводила минутки рефлексии (1-2 мин). Оценки: «Как ты работал в группе?», «Какое у тебя было настроение?», «Узнал ли ты что-то новое?», «Понравилось ли тебе работать?», «А если не получилось, то почему не получилось?».
Организация групповой работы на уроке дело сложное, поэтому тщательно продумываю каждый урок.
Решаю: на каком этапе следует ввести групповую работу. (А это можно делать и на этапе изучения нового материала, и на этапе закрепления, при решении проблемной ситуации, при защите определенного проекта).
Далее ставлю конкретные цели, которые всеми должны быть поняты и приняты, т. Е. осознанны как личностно-значимые. Из общей цели вытекают конкретные, частные. Кроме того, стараюсь предусмотреть желаемые результаты, критерии оценки. Очень важно, чтобы участники однозначно понимали, что нужно сделать (одному, в подгруппе, всему коллективу).
Продумываю, каким путем пойдет этот процесс, его этапы, подэтапы: репродуктивно путем исследования, эксперимента, изобретения.
С помощью чего будет идти этот процесс, его этапы, пока не получится результат (с помощью орудий труда, книги, схем, моделей).
Стараюсь упорядочить деятельность во времени – рассчитываю минуты для всех этапов. Чтобы точнее упорядочить время, использую психологические и физиологические особенности детей (сколько времени они могут быть внимательными, как быстро физически и умственно утомляются).
До урока решаю, как упорядочить пространство, как в нем разместятся участники, так как работа в группах требует нетрадиционного размещения парт: для парной – обычные ряды. Для групповой парты ставлю так, чтобы ребенок видел всех своих собеседников, не сидел бы спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа, где фиксируется итог работы, был в пределах досягаемости группы.
Вызывал у меня сомнения вопрос, а как осуществить подбор детей в группы, по какому принципу? В 1-2 классах чаще работали в парах; в 3-4 классах пробовали работать по 4-5 человек. Пришла к выводу, что лучше объединять детей в группы по их склонностям. Самому слабому ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый, доброжелательный партнер. В группу могут объединяться дети разного уровня знаний. Часто использую такой способ формирования группы: Наиболее способного ученика – организатора – назначала сама. Организатор приглашал к себе одного ученика. Эти двое выбирали из списка, предложенного учителем, детей. Тогда группы получались примерно равными по силе и не было обид и разочарований. Чтобы группа сработалась, нужны 5-6 занятий. Могут быть группы сменного состава (на математике – одни, на чтении – другие, на уроке окружающего мира – третьи). Это зависит от цели и содержания изучаемого материала.
При формировании групп учитываю и темперамент учеников. Если в группу объединять сангвиник + сангвиник, атмосфера будет доброжелательной, но продуктивность низкая. Если холерик + холерик, то будут слишком бурные эмоции. Найдут «общий язык» или будут разборки, дисциплины не будет. Если меланхолик + меланхолик –стимулирования не будет. Усидчивы, но нет взаимопонимания. Если флегматик + флегматик, будет заторможенность, не будет эмпатии. Итак, лучшие пары для совместной работы, по мнению психологов: сангвиник + флегматик, холерик + меланхолик, сангвиник + меланхолик, холерик + флегматик.
По окончании работы детей в группе продумываю вопрос о роли каждого в ней. В самом начале распределяла их сама, а затем дети стали делать это самостоятельно. Какие же роли могут быть в группе?
Старший:1) Организует распределение обязанностей (эксперт, консультант, рядовой и т.д.) по прямому назначению, через жеребьевку, «добровольцы» и т.д.2) Контролирует готовность в группе каждого, выполнение всеми правил совместной работы.3) Ориентирует всех исполнителей на время, данное для работы.4) Докладывает самому старшему о готовности, качестве, своевременности выполнения задания (или поручает сделать это кому-либо). Эксперт:1) Дает оценку выполняемым работам (согласно поставленным целям), контролирует правильность самооценки.2) Докладывает об этом старшему.
Консультант:1) Дает советы, рекомендации.
Рядовой:
Выполняет задание самостоятельно, по плану, аккуратно, до конца.2)Проверяет правильность выполнения задания.3)Выполняет рекомендации старшего, эксперта, консультанта.4)Отчитывается о выполненном задании (своего или всей группы).5) Имеет право вносить предложения для улучшения работы группы.
Командир, спикер (докладчик), секретарь, критик, контролер. Жесткое распределение обязанностей иногда вызывало неприятие у детей. Лучше пойти на смену обязанностей. Настраивала детей на общую работу: «Мы группа, значит, мы способны действовать». Для работы в группе составляла алгоритм (план) движения при выполнении групповых заданий. Выходом групповой работы у нас был продукт или оформленный проект, или выступление.
Опыт организации групповой работы позволил сделать следующие выводы:1) Не стоит принуждать к общей работе детей, которые не хотят работать вместе.2) Разрешить переменить место ученику, который хочет работать один.3) Нельзя требовать абсолютной тишины. Должен быть условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума.4) Нельзя ожидать быстрых результатов, переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, кропотливый труд учителя, терпение. Групповая форма обучения предъявляет высокие требования к учителю, который управляет классом. Он должен хорошо владеть дисциплиной, в совершенстве освоить технологию групповой работы, уметь регулировать взаимодействие учащихся. Работая с группой детей, учитель выступает в роли консультанта, взрослого помощника. Позиция учителя и ученика равная. И лишь одно различие: один – познает, а другой – помогает ему в познании, имеет определенный жизненный опыт, которым он может поделиться. Организация групповой формы работы, новые подходы во взаимоотношениях учителя и ученика позволяют на практике реализовать субъект-субъектные отношения в учебном процессе. Учитель должен помнить, что ребенок восходит к самому себе, учась понимать других и окружающий мир, раскрывая в себе способности и таланты. Навыки взаимодействия, которые получает ребенок в школе, обеспечат ему всестороннюю социализацию в мире взрослых людей, возможность свободно вступать в диалог, четко излагать свои мысли, свою точку зрения, слышать собеседника, быть терпимым к замечаниям. По словам О. Мандельштама, «Каждый человек, как буква в алфавите, чтобы образовать слово, надо слиться с другими».
Работа по формированию у детей навыков взаимодействия и сотрудничества через творческую деятельность, будет эффективна, если организовывать ее системно. Она активизирует учение школьников, создает широкую наглядно чувственную базу для теоретических обобщений, обеспечивает условия для овладения младшими школьниками такими сложными умениями, как целеполагание, контроль, оценка. Велик развивающий потенциал, при которой школьник становиться частичкой коллективного субъекта учебной деятельности – группы сотрудничающих между собой учащихся. В этих условиях младший школьник эффективно овладевает учебной деятельностью и накапливает предпосылки к переходу на следующую ступень в своем развитии – индивидуального субъекта учебной деятельности.