Фольклорные праздники и развлечения

Филиал ГОУ СПО «Саратовский областной колледж искусств» в г.Балашове













«ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРАЗДНИКИ
И
РАЗВЛЕЧЕНИЯ»








Методическая разработка
праздников для детей
преподавателя
Меленчук О.А.











СОДЕРЖАНИЕ

I. Фольклорный праздник осени «Осенины»?
(посиделки)3
II. Праздник Урожая «Дарю я детям урожай».
(«оспожинки»)9
III. Праздник «Это русская сторонка, это Родина моя». 16
IV. «Закликание весны».
(загадывание загадок про весну зазывание ее, поговорке о весне, народные приметы, выставка)...24
V. «Заигрыши».
(катание на санках с горки, на тройке лошадей, игры со снегом, игровые хороводы, дразнилки)27
VI. «Весенние песнопевочки – задобрички».
(приход гостей с песнями, да хороводами, вечерки: показывание кукольного театра, инсценирование сказок)..30
VII. «Веснянка-Весновка».
(фольклорный праздник встречи Весны)32
VIII. «Весенняя ярмарка».
(пляски, игры, зрелища, забавы, распродажа игрушек)36












ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК.
«Осенины».
Зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы вышитые рушники, предметы русского быта, изделия из глины, дерева и т.д.
Ведущая в русском костюме играет роль Осени – хозяйки, говорит немного на распев, подражая народному говору.
Звучит р.н.п. «Ах, вы сени».
Дети заходят и рассаживаются.

Осень: Хорошо осенью в деревне собрались мы с вами в теплой деревенской избе. На улице ветер дует, дождь. А нам вместе уютно и хорошо.

Осень подходит к центральной стене, где накрыт стол, на столе самовар, а за столом 3 детей, наряженных в костюмы: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.

Осень: Добро пожаловать, дорогие детушки ко мне в гости, да к нам за стол.

Дети исполняют песню «Осень пришла»
(муз. Т. Попатенко, сл. И. Черницкой).

Осень: В народе говорят: «Весна красна, да голодна, а Осень дождлива, да сыта». «Осенью кисель, да блины, а весной сиди, да гляди».
А вы знаете поговорки?

Дети отвечают.

Осень: Вижу , хорошо я вам знакома. А вот вам другая задача: есть у меня три сына. Кто скажет как их звать – величать?

Дети: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.
Осень: Самый красивый месяц – Сентябрь. В первые дни сентября лес нас радует грибами и ягодами, а в конце сентября одна ягода и то горькая – рябина.

Сентябрь: «С вечера мою рябинку дождиком полило
Со полуночи рябинку ветром обдувает.
Ветер дует, солнце греет,
Рябина алеет.
А вы, ребята, ягоду любите собирать?

Проводится игра «Собери ягоду».
Ведущий разбрасывает карточки с изображением ягод и грибов, имитируя лесную поляну. Два игрока с корзинами в руках «отправляются» за грибами и ягодами. По команде Ведущего игроки собирают грибы и ягоды в корзины. Выигрывает тот, кто набрал больше грибов и ягод.
Осень: И ягоды, и грибы, и последние цветы
Это все на луга, да в лесу
А в саду идет сбор яблок.
Поскрипывает тугое яблоко, ароматно пахнет яблоневый лист. Да об этом лучше песня расскажет. Мы ее с вами споем, и с вами хороводом пойдем, что мы делать будем, то и вы повторяйте.

Проводится хороводную игру «Яблочко».
Играющий с яблочком идет по кругу навстречу детям. Дети поют под мелодию р.н.п. «Как у наших, у ворот» :
Яблочко вот оно,
Соку спелого полно. Ай люли
Так светло и так душисто.
Так румяно золотисто. Ай люли
Будто медом налилось.
Будто семечки насквозь. Ай люли
Играющий с яблочком останавливается около детей
Ты не стой, не смотри,
А по кругу побеги.
Кто скорей сюда вернется,
Того яблочко дождется.
Играющий останавливается. Та пара, между которой оказывается игрок, разбегаются в разных направлениях по кругу.

Осень: Наш праздник продолжается. Хочу познакомить вас с самым капризным месяцем Октябрем.

Октябрь: В октябре, в октябре
Семь погод на дворе,
Сеет, веет, крутит,
Мутит, ноет, сверху
Льет, снизу метет.

Осень: Да, Солнце редко греет, дни становятся короче, улетают птицы: журавли, гуси, скворцы, но на дворе шелестит желтая метелица – листопад. Ребятишки, хотите покружиться в листопаде? Тогда вставайте!

Инсценировка «Листопад» (муз. А. Филиппенко, сл. Е. Макшанцевой)

Октябрь (выходит): А теперь отгадайте мою загадку:
«Сто одежек и все без застежек»?
(Капуста).

Проводится игра «Вейся капустка».
Дети выстраиваются в шеренгу. Произносят слова: «Вейся, вейся капустка мо. Вейся, вейся , душистая». Далее начинают двигаться по кругу, по спирали, закручиваясь к центру. После слов Ведущего: «Раз, два, три, беги». Дети бегут на свои места и выстраиваются в шеренгу.

Осень: А еще говорят: «Октябрь – свадебник». Играют свадьбы, устраивают люди гулянки, да веселье. И я знаю свадебную игру «Колечко». Хотите научу?

Проводится игра «Колечко».
Дети садятся на ковре отдыхать, затем ведущий предлагает детям закрыть глаза, обходит каждого ребенка, к одному из них незаметно подкладывает колечко. По сигналу: «колечко, колечко, выйди на крылечко», - этот ребенок бежит к своей симпатии отдать кольцо, а дети стараются помешать ему.

Осень: Настал черед и самого последнего сыночка - Ноября. В ноябре зима с осенью борются. Ноябрь – полузимник, и колесо, и повод любит. А почему?

Дети отвечают.

Ноябрь: Есть у меня особый праздник «Кузьминки». В этот день реки замерзают. «Закует Кузьма – Демьян, до весны не расковать».

Осень: В эти дни в Кузьминки девицы - посиделочницы устраивали пир – беседу. На пир приглашались и молодцы. Вот и мы с вами посиделки устроим.


Проводится игра «Прялица» (р.н.п. «Прялица» в обр. Т. Ломовой).
Прялица, ты прялица моя!
С горя выброшу на улицу тебя.
Стану прясть и попрядовать,
На беседушку поглядывать.
Во беседе нет весельица.
Прялица, ты прялица моя!
Прялица наша сердится.
Черноброва барабан нашла,
Она била барабанила,
Из-за лесу парня манила.
Из-за лесу, лесу темного,
Из-за садику зеленного.

Все дети стоят в кругу. С началом текста идут хороводным шагом, а один ведущий в кругу.
5-9 строчку – направление меняется
9-12 строчку – все стоят, а ведущий идет по кругу и выбирает пару.
Подходит и хлопает в ладоши перед тем кого выбрал, подает руку, выводит на серединку, они пляшут, затем ведущий становится другой.

Осень: Какой праздник без пирогов, да калачей?

Выходит девочка в русском костюме с подносом калачей.

Осень: Аленушка - молода
Калачей напекла.
Калачи горячи, горячи,
На окошко прилетели грачи,
Подхватили калачи
Ай-хчи, вот тебе и калачи.

Инсценировка р.н.п. «Ай, качи-качи».
Девочка и осень угощают детей калачами. Праздник заканчивается чаепитием.

























«Дарю я детям Урожай».
В оформлении зала – осенние мотивы: на центральной стене – Осенний букет листьев; на окнах – вазы с веточками желтых листьев, по залу развешаны гирлянды осенних листочков. В глубине зала – ширма «домик», а возле него скамеечка и большой дубовый стол, где стоит корзина с плодами и овощами или же композиция из сухих веток и плодов.

Звучит фонограмма песни «Земля моя раздольная» (муз. Б. Мокроусова) Дети свободно входят в зал и встают около стены.

Ведущий: Родина наша – это страна,
Очень и очень большая она.
Родина наша – это наш дом.
Где мы вместе дружно живем.
Свет гаснет. На экране проходят слайды с пейзажами осенней природы: поля, реки, горы, леса

Дети исполняют песню «Ромашковая Русь» (муз. Ю. Чичков, сл. М. Пляцковского)

Ведущий: Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля,
Это - русское раздолье!
Это – русская земля!

1-ый ребенок: Вижу горы – исполины,
Вижу реки и моря –
Это русские картины,
Это Родина моя.

2-ой ребенок: Слышу песни жаворонка,
Слышу трели соловья –
Это русская сторонка,
Это Родина моя.
Да, велика и красива Россия в любое время года, но особенно хороша осенью (раздается стук в дверь). Кто это к нам стучится?
(Входит почтальон)

Почтальон: Почтальон приносит в дом
Письма и газеты,
Получите письмецо
С приглашением оно.

Ведущий: (берет письмо, открывает и читает). Действительно, приглашение.
Приглашаю всех в лес на праздник,
Несу я урожай,
Поля вновь засеваю,
Но не касаюсь я сосен
Я (Осень).

Ведущий спрашивает детей о том, кто же их пригласил на праздник! На чем же мы поедем?

Ребенок: Дом по улице идет,
На работу всех зовет
Не на курьи ножках,
А в резиновых сапожках
(Автобус)
Ведущий обращает внимание детей на стулья, которые стоят друг за другом:
Вот и экскурсионный автобус подан! Ну, в путь!
Под мелодию песни – марша из к/ф «Веселые ребята» (муз. И. Дунаевского.) дети едут в лес.

Шофер: Осенний лес.
Звучит музыка А. Джойса «Осенний сон». Появляется осень. Она выходит из домика и танцует кружась и разбрасывая осенние листочки.

Осень: Праздник осенью в лесу –
И светло и весело.
Вот какие украшенья
Я для вас развесила.
Здравствуйте дети!
Добро пожаловать ко мне в гости!

Ведущий: Дети, а ну-ка спросим у Осени, что она нам принесла?

Проводится игра «Осень спросим» (муз. в обр. Т. Ломовой).
Дети произносят слова:
«Здравствуй, Осень!
Здравствуй, Осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, Осень, спросим:
- Что в подарок принесла
- Принесла я вам муки.
- Значит будут пирожки.
- Принесла вам гречки.
- Каша будет в печке.
- Принесла вам овощей.
- И для супа, и для щей.
Ты и меда , ты и хлеба,
Ты и фруктов принесла.
А хорошую погоду
Ты нам, Осень, принесла?
- Дождику вы рады?
- Не хотим, не надо.
Дети во время диалога выполняют движения по тексту, стоя в кругу. В конце выбегает Дождик и догоняет детей.

Ведущий: Ох, и развеселила ты нас, осень!
Мы на празднике, друзья,
Славно время проведем,
Чтобы было веселей
Нашу пляску заведем.

Исполняется «Танец осенних листочков» (муз. А. Филиппенко, сл. Е. Макшанцевой).
(Дети встают в рассыпную по всему залу, берут листочки с пола и танцуют, в конце листья у детей собирают воспитатель, когда они сядут на стулья).
Осень: Вижу, вижу, дети, нравится вам мой наряд золотой из листьев. Но люди любят меня не только за красоту, а за мои дары, да богатый урожай. А вы собрали свой урожай?

Ведущий: Конечно, Осень. Сейчас мы тебе покажем.



Исполняет инсценировку «Урожайная» (муз. А. Филиппенко).

Осень: А теперь мои ребятки
Отгадайте – ка загадки!

Летом вырастают
А осенью опадают.
(Листья).

И на горке, и под горкой,
Под березой, и под елкой
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят.
(Грибы).
Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками.
(Ежик).
(Входит мальчик в шапочке ежа с котомкой на полочке, которую он несет на плече)

Ежик: Кто меня звал? Ой, сколько детей! Вам бы только петь, да плясать, а мне некогда, все дела, да дела.

Исполняется песня «Ежик» (муз. А. Аверина, сл. Е. Карасева).
(Ежик солирует, затем уходит).

Ведущий: Ежик, подожди, это ты корзину забыл?
Ежик: Нет, не я!

Ведущий: Чья же это корзина?
(выбегает белочка).

Белка: Это моя корзина. Как же я могла ее здесь забыть. Спасибо вам! (берет корзину). Вот они мои боровики, подосиновики.

Осень: Белочка! Давай всем ребятам покажем какие ты грибы насобирала.
(Вдвоем они расставляют грибы в две линии на большом расстоянии друг от друга).

Белка: Наблюдала я в лесу
Интересную игру,
На полянке под сосной
Прыгал весь народ лесной
Вот так!

Проводится игра «Грибы».
(Дети и Белочка прыгают между грибами змейкой).

Осень: Дорогие, ребята! Вы меня сегодня порадовали. Вижу на огородах, да в лесу порядок, урожай собран. А теперь вам последняя загадка! Угадаете, получите от меня подарок!
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотился,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна в муку и тесто.
В печке после занял место,
А испекся вот такой.
Очень пышный и большой.
(Каравай).
Дети исполняют «Песню о хлебе».
(муз. С. Бодренкова, сл. М. Савельева).

Осень: А вот вам и мой подарок!
(выходит мальчик в русском костюме – каравай. В руках он держит поднос с хлебом, кланяется детям, отдает хлеб ведущей).

Ведущий: В круг вставай, каравай,
Кого хочешь выбирай.

Исп. Хоровод «Каравай».
В конце мальчик - Каравай выносит корзину с яблоками и калачами.

Каравай: Я приехал с урожаем!
Всех на чай вас приглашаю!

Ведущий: Дорогая, Осень! Спасибо тебе за твои щедрые подарки, за праздник, за веселье. А теперь я приглашаю всех к столу.












Праздник «Это Русская сторонка,
это Родина моя».
Звучит фонограмма перезвона колоколов. Дети входят в зал, свободно рассаживаются по местам.

Ведущий: Россия! Родина!
Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все, что нас окружает.
Россия! Какое красивое слово!
И роса, и сила, и синее что-то.
Россия! Как из песни слово
Березок юная листва,
Кругом поля, леса и реки,
Раздолье русская душа.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю все то, что называют,
Одним широким словом – Русь!

Ребята, посмотрите, у меня в руках волшебное блюдечко и наливное яблочко.
Ты катись, катись, яблочко,
Да по блюдечку, да по серебряному.
Покажи ты нам Русь великую,
Великую златоглавую.

Звучит фонограмма перезвона колоколов.

Ведущий: Россия – мать. Тебе хвала
В веках ты видела не мало,
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Ты отражала в глади волн
И первый Кремль, и город новый,
Что строил русский нам народ
Под первою стеной сосновой.

Ты катись, катись, яблочко,
Да по блюдечку, да по серебряному.
Покажи нам силу русскую
Силу богатырскую.

Исполняется хореографическая композиция «Богатырская сила»
(муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова).

1-ый мальчик
Богатырь: Славен город наших дедов,
В жизни многое изведав,
Он стоит из года в год
Наша гордость и оплот.

2-ой мальчик
Богатырь: И любыми временами
За кремлевскими стенами,
Русь спасая от невзгод,
Жил великий наш народ.

Ведущий: Дети, пословицы, поговорки вы знаете о нашей Родине, о ее защитниках – русских богатырях?
- За народное дело бейся смело.
- Жить – родине служить.
- На чужой стороне и весна не красна.
- Человек без Родины, что соловей без песни.
Ведущий: А какие пословицы вы знаете о русской песне?
- хорошая русская песня дух бодрит.
- где песня поется, там весело живется.

Дети отвечают

Ведущий: Ты катись, катись, яблочко,
Да по блюдечку, да по серебряному.
Покажи ты нам русскую сторонушку.

Девочка исполняет «Закличку».
Ау, ау, аукаем
По сырым боркам приаукиваем
К березке пойдем, хоровод заведем.
(звучат голоса птиц, выставляется березка)

Девочка: Березка, моя березонька,
Березка моя белая,
Стоишь ты, березка,
Посередь долинушки.
На тебе, березонька,
Листочки зеленые,
Под тобой, березонька,
Трава шелковая,
Близ тебя, березонька,
Красна девица
Венки вью, плетут.
Исполняется хоровод «Ай-да, березка»
(муз. Т. Папотенко, сл. Т. Агажановой).

Ведущий: Посылали молодицу
Во долину по водицу,
А водица далека,
А ведро тяжело.

Инсценировка песни «Пошла млада за водой»
(р.н.п. «Млада» в обр. В. Агафонникова).

Ведущий: Ты катись, катись, яблочко,
Да по блюдечку, да по серебряному.
Покажи ты нам праздничные гуляния,
Веселья, да потехи.

Выходят «Коробейники» (р.н.п. «Коробейники»)
Коробейник 1: Собирайся народ!
Вас много интересного ждет!
Много песен, много шуток
И веселых прибауток.
Кому платки с узорами, яркими, да новыми?

«Танец с Павловскими платками»
(р.н.п. «Коробейники).

Коробейник 2: У кого там хмурый вид,
Снова музыка звучит.
Собирайся, детвора,
Ждет вас русская игра.
Проводится р.н.и. «Карусель»
(р.н.п. в обр. Е. Тиличеевой «Веселая карусель»).

Коробейник 1: Посмотрите какой товар, выбирайте дружно, весело играйте!

Коробейник 2: Есть у нас всего понемножку.
Звенит треугольник,
Запели гармошки,
И даже играют трещотки и ложки.

В исполнении Ансамбля «Ложкарей»
звучит р.н.п. «Я на горку шла».

Коробейник 1: А теперь для вас, ребятки,
Загадаем мы загадку.
Рядом с вами посидим,
Кто смышленей поглядим.

Коробейник 2: Деревяшка небольшая;
Три струны всего на ней,
А как только зазвенит,
Сразу всех развеселит.
(Балалайка).

«Танец с балалайкой» (р.н.п. «Калинка»).
Входят две бабушки.
Бабушки: Плясовую услыхали
И к вам в гости прибежали.
Здравствуйте ребята!
Мы потешные старушки,
Неразлучные подружки.
Даниловна: Я бабушка Даниловна!

Гавриловна: А я бабушка Гавриловна!
Поют:
Мы старушки - веселушки,
Мы на праздник к вам пришли,
Хоть на вид мы, как старушки,
Но душою молоды.
Припев:
Нам года не беда, Коль душа молода} – 2 раза
Мы старушки – веселушки
Мы с ребятами друзья.
Мы старушки, мы подружки
Различить никак нельзя.
Даниловна: Не разлучные подружки
Мы живем в одной избушке

Гавриловна: В лесочке, в лесочке
Избушка на кочке,
Блинами оббита,
Оладьями крыта.

Даниловна: Ограда кругом –
Пирожки с творогом.
Нынче мы расскажем
В лицах веселые небылицы.

Гавриловна: Что Марфуша для Петра
Наварила, напекла?
92 блина, 2 корыта киселя,
50 пирогов, не нашла едоков.

Даниловна: Сел комарик на дубочек,
На еловый на пенечек,
Свесил ножки на песочек,
Сунул носик под листочек, спрятался.
Гавриловна: Матрешка на окошке
Под ярким сарафаном,
И вся семья в матрешке,
Как в доме деревянном.
Вместе Небылицы вам пропели и сплясать вам захотели.
Танцуют под веселую плясовую и убегают.

Ведущий: Старину мы уважаем,
Старину мы бережем,
О старинном руссом крае
Много сказывал народ.

Звучит фонограмма хора «Славься» муз. М.И. Глинки.
Чтобы дети знать могли
О старинном русском крае,
В старину мы все попали
И гостей с собой позвали.
Вместе весело играли,
Пели мы и танцевали,
Веселились как могли,
Вы нам тоже помогли.
Слава доброй старине!
Слава русской стороне!
Дети выносят на подносе угощения.
Сверху пар!
Снизу пар!
Кипит наш русский самовар!
Вы и дальше не скучайте,
Приглашенья принимайте
Чай с пряниками, с сушками, пышными ватрушками.
















«Закликание Весны».
(Зал оформлен в виде выставки картин и поделок о весне. Здесь представлены картины: начало Весны (март), середина (апрель), конец (май). Выставка украшена бумажными цветами: мимозы, подснежники, ландыши. В центре – пейзаж весеннего леса, где много подснежников, ярко светит солнце, плывут облака. В углах центральной стены – напольные вазы с букетами из еловых веток и веток деревьев, где рассажены птички: воробьи, синички. На одной из веток расположено гнездо вороны, на другой – грача.
Ведущий приглашает детей в зал, дети подходят к картинам.
Ведущий: Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Так когда это бывает?
Дети: Весной!

Исполняется песня «Вот и Весна» (муз. и сл. Л. Олифировой).

Ведущий: Правильно! И мы с вами пришли на выставку картин о Весне. А называется она «Веснянка». Дети у нас есть картина с ее изображением.

(Дети находят картину «Веснянка» и рассматривают ее).

Ведущий: Весна, Весна красная!
Приди, Весна, ясная!
Приди, Весна, с радостью!
Приди, Весна, с милостью!
С солнцем горячим
С дождем обильным.
Принеси урожай
В наш счастливый край!
В народе говорится на Весну света (март – протальник). Весну воды (апрель – снегогон). Весну зеленой травы (май – травень).
Март – первый весны ее начало. Еще лежит снег, но солнышко пригревает ласковей. Недаром говорят: «Весна, зажги снега».
(Дети рассматривают картины с началом Весны).

Исполняется песня «Подснежники»
(муз. В. Иванникова, сл. Г. Ладонщикова)

Апрель – второй месяц Весны, Весна воды. Издавна в народе говорят: «Апрель – Водолей».
(Дети рассматривают соответствующие картины).

Проводится р.н.и. «Ручеек»

Май – третий месяц Весны, Весна зеленой травы. На деревьях распускаются листочки, в лесах поют соловьи, зяблики. В мае гремят первые грозы.
(Дети рассматривают соответствующие картины).
Весна! Благодатная, долгожданная! Много песен, стихов, поговорок сложено в народе об этом времени года. В старину их называли Веснянками. Люди зазывали Весну, чтобы она поторопилась, чтобы птицы поскорей с юга вернулись, чтобы снег в полях растаял, чтобы хлеба взошли
Давайте и мы весну зазывать, да закликать.
Дети читают, выученные заклички о Весне.
А еще какие вы добрые слова о Весне знаете?
Дети читают, выученные поговорки, пословицы, стихи, загадывают загадки, исполняют песни.
Издавна люди наблюдали за природой и примечали ее изменения, т.е. делали приметы.
(Ведущий подводит детей к центральной стене и рассматривают ее оформление).
Синица запела – тепло ворожит. Облака плывут быстро и высоко – к хорошей погоде. В марте воробьи подбирают себе пары.
В марте первое яйцо – у воронихи. Увидел грача – Весну встречай.
Издавна водили на Руси люди хороводы. Гамошечка заиграет, глаза засияют, щеки запылают и в круг.
Дети исполняют Хоровод «Веснянка»
(укр. н. п. в обр. С. Исполонского).














«Заигрыши».
(развлечение на улице)
Девочка: Прилетела Весна – пава.
Села на лаву,
Распустила перья
Для разного веселья.

Дети исполняют Хоровод «Весну встречали»:
О, мы Весну устречали,
Устречали, лели, устречали
О, мы Весну почитали
Почитали, лели, почитали.
А на горушке снеги сыплют,
Снеги сыплют, лели, снеги сыплют.
А нас мамочки домой кличут
Домой кличут, лели, домой кличут.
А нам домой не хотится,
Не хотится, лели, не хотится.
Нам хотится прокатиться,
Прокатиться, лели прокатиться.
С горушки, да до елушки!
До елушки, лели, до елушки!
Дети катаются на санках с горки, проводятся игры со снегом: Снежки», «Крепость», «Попади в Снеговика» и др.
Появляется тройка лошадей. В санях «едет» кукла Веснянка.
Ребенок Девочка: Ой, да Веснянка на двор въезжает,
Красна на двор въезжает!
А мы, девушки, ее состречаем,
Ой, да, Весняночка, погостюй у нас.

Дети встречают Веснянку и исполняют хоровод «Здравствуй, Весна!».
Вот уже Зимушка проходит,
Белоснежная проходит,
Люли, люли, проходит! (2 раза)

Снег и холод прочь уходит!
Весну красную приводит!
Люли, люли приводит! (2 раза)

Прощай саночки, конечки
Наши зимние дружочки,
Люли, люли дружочки! (2 раза)

Прощай, зимушка старушка!
Здравствуй Весна – хохотушка!
Люли, люли хохотушка!

Дети рассказывают дразнилки.
Мороз, красный нос,
Вот тебе хлеб и овес
А теперь убирайся.
Подобру поздорову!

Прокоп-укроп
Медный лоб,
Сам с аршин,
Голова с кувшин.

Андрей – воробей
Не гоняй голубей
Гоняй ласточек, из-под палочек.

Ерема, Ерема
Сидел бы дома
Строгал бы стружки,
Ребячьи игрушки.

Ванюшка бедный
Нашел кувшин медный,
Пошел по водицу,
Нашел рукавицу!

Весна – Красна
На кнутике,
На хомутике,
На овсяном пучке,
На пшеничном колоске.

Исполняют песню «Веснянка» (муз. Л. Бирнова, сл. А. Бродского).
В заключении дети вместе с Веснянкой катаются на тройке лошадей.










«Задобрички».
(весенние песнопевочки)

«Приди Весна».
Приди к нам, весна,
Со радостью!
Со великой милостью!
Со рожью зернистой!
Со пшеничкой золотистой!
С калиною-малиною!
С черной смородиной!
С грушами, со яблоками!
Со всякой садовинкой!

«Закличка».
Жаворонки, Жаворонки, прилетите!
Красну Весну принесите!
Зиму холодную унесите!
Галки, галки, принесите по палке!
Голубочки, голубочки, принесите по клубочку.
Кукушки, кукушки, принесите по матушке!
Синицы, синицы, принесите по спице!
Канарейки, канарейки, принесите по швейке!
Тогда, утки, дуйте в дудки!
Тараканы - в барабаны!

«Пташечка».
Уж ты, пташечка, ты залетная!
Ты слетай на сине море,
Ты возьми ключи весенние,
Замкни зиму,
Отомкни Весну!
Дети исполняют укр. н.п. «Веснянка» в обр. Г. Лобачева.

Вечерки:
Кукольный театр
Русская народная сказка «Репка»
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло.
С хвостом, а не мышь.

Посеял дедка репку; пошел репку рвать, захватился за репку: тянет-тянет, вытянуть не может! Созвал дедка бабку; бабка за дедку, дедка за репку, тянут-тянут, вытянуть не можут! Пришла внучка, внучка за бабку, бабку за дедку, дедку за репку, тянут-тянут, вытянуть не можут. Пришла сучка; сучка за внучку, внучка за бабку, бабку за дедку, дедку за репку, тянут потянут, вытянуть не можут! Пришла друга нога. Нога за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабку за дедку, дедку за репку, тянут потянут, вытянуть не можут! Пришла друга нога: друга нога за ногу, нога за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабку за дедку, дедку за репку, тянут потянут, вытянуть не можут! (и так далее до пятой ноги). Пришла пята нога. Пять ног за четыре ноги, четыре ноги за три, три ноги за две ноги, две ноги за ногу, нога за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабку за дедку, дедку за репку, тянут потянут: вытянули репку!






«Веснянка – Весновка».
(фольклорный праздник)
После завтрака то в одну, то в другую группу прибегает солнечный зайчик, поздравляет детей с праздником, приглашает на веселье на улицу.
На улице звучит р.н.п. «Как у наших, у ворот» (в грамзаписи).

Петрушка (с бубном): Внимание! Внимание!
Веселое гуляние!
Собирайся скорей, народ!
Вас что – то интересное ждет!
Весняночка – Весновка!
Ну – ка, все повеселимся!
В пляски быстрой закружимся!

Свободная пляска
(под р.н.п. «Подуй ль, выйду ль я»).

Петрушка: А где же наша
Весняночка-Весновка?
Позовем ее, ребята?
(Дети зовут Весняночку).
Звучит фонограмма «Красный сарафан» (грамзапись), на санях «дети – свита» везут куклу Весняночку. В свиту входят Заяц, Медведь, Снеговик, Марфушенька.
Свита снимает Весняночку с саней и устанавливает в центре.
Свита и дети: Здравствуй, Весняночка! (кланяются).

Петрушка: Крепче за руки беритесь и в два круга становитесь! Будем весело плясать! Весняночку прославлять!

Исполняется хоровод «Ой, ладушки-ладу»:

Веснянка! Веснянка! Весела Весновка! (2 раза).
Припев: Ой, ладушки – ладу! Весела Весновка!
Солнышком богата! Водой таровота!
Припев: Ой, ладушки – ладу! Водой таровота!
Весну пригласили! Зиму проводили!
Припев: Ой, ладушки – ладу! Зиму проводили!
IV. Воробьи чирикают! Весняночку кликают!
Припев: Ой, ладушки – ладу! Весняночку кликают!

Дети из свиты Весны хвалят детей за хорошее исполнение хоровода.
Петрушка предлагает детям на прощание для Зимы что – нибудь сплясать.
Медведь: Хоть танцор я неумелый, а с ребятами – другое дело!

Проводится «Пляска-Игра» под р.н.п. «Ах, вы сени».

Медведь в центре показывает движения, дети повторяют.

Снеговик: Хорошо была русская зима! Одеты в белые дома! Стоят деревья в шапках белых. Зима для сильных ловких, смелых! Кто сильный? Кто смелый? Вот клюшки, вот ворота - играем в хоккей!
Проводится игра со Снеговиком.

Заяц: А я принес снежков целое ведро! Буде играть в игру «Кто меткий? Самые меткие попадут в колокольчик! Берите снежки!
Проводится игра «Попади в цель».

Марфушенька: Ребята, про меня забыли. Я люблю играть в Ловишки: «Раз, два, три! Ну скорее нас лови! Умеете так?
Проводится игра «Ловишки».
Свита и дети окружают Веснянку.

Петрушка: Дорогая наша Весняночка! Не скучно тебе с нами?

Медведь: Давайте усадим Веснянку на сани, покатаемся!
(Усаживают Веснянку, приговаривают)

Дети: Наша Весняночка годовая!
Наша гостьюшка дорогая!
Она пешею к нам не ходит
Все на кониках разъезжает.
Чтобы конички были вороные,
Чтобы слуги были молодые.

Дети катают Весняночку на санках по - кругу. Затем Веснянка вновь помещается на почетное место.

Петрушка: Дети! Почевствовали мы Весну, а солнышко стало больше пригревать.
А теперь давайте у Весны попросим хлебов обильных, льнов высоких, солнца яркого. Ну – ка, кто лучше, да краше.

Проводится игра «Закличка».
Дети по- очереди исполняют выученные заранее заклички, кто лучше.
В конце игры внезапно влетает ласточка. Летает по - кругу и приговаривает
Ласточка: Несу, несу Весну, красну
Тепло солнышко!
Зелену травку!
Быстрые ручейки!
Да славные деньки!

Петрушка: Вот видите, ребятишки! Услышала наши заклички Веснянка.
А теперь давайте поиграем, но сначала посчитаем
Тили-тели
Птички пели
Взвились к лесу.
Полетели.
Стали гнезда птички вить.
Кто не вьет, тому водить.

Проводится игра «Ай, гу-гу».
Дети идут по кругу, двигаясь по скоками внутри круга, приговаривает
Ай, гу-гу, ай, гу-гу,
Не кружися на лугу!
На лугу – то лужица,
Головушка закружится!
Все останавливаются, подходят к водящему со словами: «Ой вода, ой вода, Ване в лужице беда!». Дети разбегаются, Ваня салит детей.

Петрушка: Ну, молодцы, а теперь за вами игры, да веселье примите угощенье
(хлопает) Раз, два, три!

Появляется Марфушенька с подносом, на котором угощенье.
Все благодарят Марфушу за угощенье.

Петрушка: Дети! Попрощаемся с Веснянкой до завтра! Пригласим ее на весеннюю ярмарку.
«Весенняя ярмарка».
На центральной стене панорама ярмарки, в углу плетень.
Ведущая в русском костюме выходит из-за плетня. Она поет русскую народную песню
«Ой, торг во дворе».

I. Ой, торг во дворе (2 раза) начинается.
II. Народ у ворот (2 раза) собирается

Звучит р.н.п. «Коробейники».

Входят дети и становятся двумя шеренгами: слева – мальчики, справа – девочки.
Ведущий (на фоне музыки):
А на ярмарке товары,
Продаются самовары, и конфеты и баранки,
Покупают люди сушки
И на дивную игрушку
Смотрят долго не дыша-
До чего же хороша!
(музыка усиливается и затихает).

Ведущий: Пришла Весна. Весна – Красна!
Свистят свистульки – утки!
Свистит петух проказник –
Не зря весенний праздник.

Звучит скоморошечья музыка, появляются скоморохи.


1-ый скоморох: Эй, игрушки и народ!
Становись – ка в хоровод!
2- ой скоморох: Пора праздник начинать!
Будем печь и танцевать!

Исполняется хоровод «Ах улица, улица широкая» р.н.п.
Скоморохи: Тень – тень потетень,
Плясать будем целый день.
Играйте громче балалайки,
Всех на пляску собирайте

Исполняется «Танец с балалайками» (р.н.п. «Я на горку шла»).
Ведущая: У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит.
Собирайся детвора!
Ждет вас русская игра!

Проводится р.н. игра «Селезень».
Дети выбирают «селезня» и «утицу». Стоя в кругу, взявшись за руки воротиками, ребята произносят на распев текст попевки:
Селезень утку догонял,
Молодой серу догонял.
- Ходи, утка, домой,
Ходи, серая, домой,
У тя семеро детей,
Восьмой селезень,
А девятая сама,
Поцелуй разок меня!
Утица бегает из круга в круг, а селезень ее ловит, если поймал – целует в щечку.
1-ый скоморох: Расступись честной народ
Это ярмарка идет
Золотая, озорная, развеселая.
Раз-ве-се-ла-я!!!

2-ой скоморох: А ну-ка бросьте охи-вздохи,
На ярмарке скоморохи.
Все на праздник поспешайте
Раз-ве-се-лы-е!!!

Ведущий: Эй, гармошечка дружок!
Собирай-ка всех в кружок!
Частушки припевать
Раз-ве-се-лы-е!!!

Взрослые и дети исполняют «Частушки».
Мы частушки сочиняем
Можем их пропеть сейчас
Мы для вас споем, сыграем
Эх! Попросите только нас!
Мы подружки боевые
Любо дорого смотреть,
И еще нам рановато
На завалинке сидеть.
Ой, топни нога
Не жалей сапога.
Папка новые сошьет
Или эти подошьет.
IV. У меня на сарафане
Косолапы петухи,
Я сама не косолапа,
Косолапы женихи.
V. У меня невеста есть,
Я не сказываю
В рукаве ее ношу,
Не показываю.
VI. Ой, какие косы были
У моей, у девочки,
А теперь по новой моде
Хвостик на затылочке.
VII. Гармонист у нас устал,
Отдуваться тяжко стал.
Принесите молока,
Напоите игрока.
VIII. Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,
Мы бы очень все хотели,
Чтоб вы нам похлопали.
Ведущий: Дорогих гостей встречаем
Круглым, пышным караваем
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником
Каравай мы вам подносим
Поклоняясь отведать просим.

1-ый скоморох подносит каравай дорогим гостям.

1-ый скоморох: «Говорят в народе: «Есть хлеб – будет и песня».

2-ой скоморох: «А умелые руки,
Не знают скуки.
Кто трудился от души,
Веселись теперь, пляши!

Ведущий: Звонкие резные
Ложки расписные.
От зари до зари
Веселятся ложкари.

Ансамбль «Ложкарей» исполняет р.н.п «Утушка луговая»
в обр. И. Арсеева.
Ведущий: Кто – нибудь из вас видел
Чтобы мишка танцевал?
Не видали? Ничего!
Мы покажем вам его!
Он немножко неуклюжий
И стеснительный к тому же.
Но не может устоять,
Очень может танцевать.
Поводырь выходит медведя и они обходят по – круг и останавливаются в центр, медведь кланяется детям..
«Пляска медведя» (р.н. плясовая «Из – под дуба»).

Ведущий: Едет медведь по базарам.
Вернулся домой с товаром.

Медведь: Михайловне дочке- привез я чулочки,
Михайловне милой сестрице- привез рукавицы.
Михайловне тетке – гребенки и щетки.
Михайловне милой жене – привез сарафанчик к весне
А Мишке – внучонку- привез собачонку:
Носик торчком, хвостик крючком.
Ма-лень-ка-я!
А еще привез забаву.
Но забаву всем на славу.

Ведущий: Много знает он потех.
Будет шутка, будет смех.

Медведь: Русский народ очень любит скороговорки. Они – желанные гости на разных праздниках. Собирается народ и устраивает соревнования: кто - кого переговорит.

Дети читают Скороговорки:
«У ужа ужата, у ежа ежата».
«Дыбы, дыбы, дыбы – бы,
пошла баба по грибы»
«Веники, веники да
веники - помелики, да
по печи валялися, да
с печи оборвалися..».

Медведь: Не устали, детки? Хотите поиграть?
Я хочу поиграть с вами в русскую народную игру «Сговорка».

Проводится игра «Сговорка».
(Ведущий объясняет правила игры:
Как скажу я хлоп – хлоп,
Вы ногами топ – топ!
А скажу я топ – топ,
Вы руками хлоп – хлоп!)

Ведущий: Кто это еще на ярмарку идет?
Красны девицы, да добры молодцы.
Собирайтесь, наряжайтесь
И на пляску отправляйтесь.

Исполняется танец «По малину в сад пойдем»
(муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной).
Выходят коробейники.
1-ый коробейник: Раз, два, три, четыре.
Круг поуже, круг пошире!
На носочек и на пятку.
Веселей пляши в присядку!

2-ой коробейник: Влево, вправо повернись,
веселее улыбнись!

Исполняется общая пляска «Барыня» (р.н. плясовая).
1-ый коробейник: Ой, вы гости дорогие,
У нас игрушки расписные.

2-ой коробейник: Веселые и яркие!
Купите их в подарки!

Вместе 1-ый и 2-ой: Налетайте! Налетайте!
Покупайте! Покупайте!

1-ый коробейник: Покупайте – ка игрушки,
Водоноски и зверушки!

2-ой коробейник: Посмотрите, как живой,
Есть и конь тут расписной!

Вместе 1-ый и 2-ой: Мы ребята удалые!
Мы ребята озорные.
Всех на ярмарку зовем
Мы игрушки продаем.

Начинается распродажа.
Каждый ребенок подходит к одному из взрослых гостей и ведет его на ярмарку.













13PAGE 15


13PAGE 141815




15