Конспект урока Быт и обычаи основных сословий XVIII века
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Чал-Кежиг
Чед-Хольского кожууна Республики Тыва
Урок истории в 7-м классе по теме:
«Жизнь и быт основных сословий России XVIII века»
Оюн Альбина Чыртак-ооловна
Учитель истории и обществознания
2 квалификационная категория
Цели:
Образовательные: создать представление о жизни и быте основных сословий России XVIII в.;
Развивающие: развивать связную речь и память обучающихся; сравнивать материал и делать выводы, анализировать и оценивать свою работу на уроке;
Воспитательные: воспитывать любовь к прекрасному в жизни, уважение к трудовому народу.
Оборудование; ПК, проектор, презентация Microsoft Power Point, CD «Боккерини. Менуэт», раздаточный материал.
Ход урока
Организационный момент.
1. Самоопределение к деятельности.
- Ребята, во сколько вы встаете утром? (Примерно в 7.30).- А дальше? (Умываемся, завтракаем под музыку, собираемся и идем в школу).- А зачем вам музыка? (Это настроение, ритм будущего дня, мечты, которые отражены в текстах).
- Итак, утро – это начало, опережающий образ будущего дня.
- А как вы думаете, во сколько вставали люди в XVIII веке? (С петухами, затем кушали и начинали трудиться).
- Почти правильно, но вы забыли о главном. Прежде, чем начать день, русский человек 18 столетии подходил к иконе и обращался к Богу с молитвой (образок на столе). В молитве человек просил у Бога прощения, обещал не делать зла и творить добро во имя Господа. Представьте, ребята, весь русский люд в одно мгновение утра поклонялся иконе Божьей и только после молитвы начинал трудиться
Петербург требовал большего соблюдения этикетно-временных правил и распорядка дня; в Москве же, как отмечала В. Н. Головина «образ жизни (был) простой и нестеснительный, без малейшего этикета», собственно жизнь города начиналась «в 9 часов вечера», когда все «дома оказывались открыты», а «утро и день можно (было) проводить как угодно».
Тем не менее и утро и день у большинства дворянок в городах проходили «на людях». Утро горожанки начиналось с макияжа: «С утра мы румянились слегка, чтобы не слишком было красно лицо...» После утреннего туалета и довольно легкого завтрака (например, «из фрукт, простокваши») наступал черед раздумьям о наряде: даже в обычный день дворянка в городе не могла позволить себе небрежность в одежде, туфли «без каблуков, отсутствие прически, что иные «младые женщины», уложив волосы к какому-либо долгожданному празднику, «принуждены были до дня выезду сидя спать, чтобы не испортить убор»
- Итак, ребята. Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?
- Тема нашего урока «Быт и обычаи основных сословий России в XVIII веке (запись на доске).
Как вы думаете, на какой вопрос мы должны сегодня ответить?
- Правильно. Как изменились быт и обычаи основных сословий российского общества в ХVIII в.? (запись на доске)
2.Изучение нового материала.
ЖИЛИЩЕ.
Самыми крупными царскими дворцами были Зимний в Петербурге (Слайд 2. Зимний дворец. Архитектор Бартоломео Растрелли), Большой Екатерининский в Царском Селе и Большой в Петергофе, созданные по проектам Растрелли. Для освещения лишь одного из них в праздничные дни требовалось не менее 20 тыс. свечей и 150 тыс. лампад (Слайд 3. Колонный зал дома Благородного собрания. Архитектор М. Казаков). Построенные в стиле барокко, они были богато украшены лепными узорами, зеркалами, картинами, позолотой, коврами, оружием. (Слайд 4).
Дворцы по приказу царей строились и для их фаворитов. По приказу Екатерины II богатейший Мраморный дворец был построен для Г. Орлова, Таврический – для Г.Потёмкина (причём у него он был выкуплен за 600 тыс. руб. и сразу вновь ему подарен). Старались не отставать от царей и вельможи. Они строили себе по нескольку дворцов не только в Петербурге и Москве, но и в пригородах (Слайд 5.. Таврический дворец. Архитектор И. Старов).
Причём старались не уступать друг другу в роскоши обстановки: украшали дома фресками, мозаиками, соболиными и тигровыми шкурами; в мраморных бассейнах плавали золотые рыбки, а в позолоченных клетках пели канарейки и говорили по-французски попугаи.
Жилища простого городского населения по-прежнему строились из дерева. В связи со строительством Петербурга правительство запретило делать каменные постройки из-за нехватки строительного камня. При возникновении в городе даже небольшого очага пожара возникала угроза выгорания целых кварталов и даже всего города. Городские дома строились теперь иначе. Если раньше в центре дома была печь, вокруг которой размещались жилые помещения, то теперь центральное место занимал коридор, в который выходило большинство комнат. Печное отопление совершенствовалось, в домах становилось теплее, поэтому окна стали делать больше, вставляя в них стекло, а не слюду, как прежде.
Крестьянские избы и строились, и содержались по-старому.
- Послушайте фрагмент из произведения Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву”:
- Четыре стены, до половины покрытые, так, как и весь потолок, сажею; пол в щелях, на вершок, по крайней мере, поросший грязью; печь без трубы, но лучшая защита от холода, и дым, всякое утро зимою и летом наполняющий избу; окончины, в коих натянутый пузырь сморкающийся в полдень пропускал свет; горшка два или три (счастливая изба, коли в одном из них всякий день есть пустые шти!). Деревянная чашка и кружки, тарелками называемые; стол, топором срубленный, который скоблят скребком по праздникам. Корыто кормить свиней или телят, буде есть, спать с ними вместе, глотая воздух, в коем горящая свеча как будто в тумане или за завесою кажется. К счастию, кадка с квасом, на уксус похожим, и на дворе баня, в коей коли не парятся, то спит скотина...
ОДЕЖДА.
В одежде знати в течение XVIII в. произошли огромные изменения. Русское дворянство сначала выписывало модные одежды из Европы, а вскоре стало приглашать модельеров из Франции, Австрии, Голландии прямо в Петербург. ( В.Л. Боровиковский. Портрет князя А.Б. Куракина).
Дворяне надевали теперь тонкие рубашки с кружевами, галстуками и бантами, короткие и узкие камзолы. Поверх них носили кафтаны из бархата или плотного шёлка. Самой модной обувью были туфли с квадратными носами на невысоком каблуке. Их пряжки были богато украшены, иногда даже бриллиантами. В обязательном порядке не только женщины, но и мужчины должны били носить напудренные парики. Не менее сложными и дорогими были женские наряды ( Императрица Екатерина I).
Обязательным атрибутом был корсет, в который женщину затягивали изо всех сил, прежде чем надеть на нее платье. Нижняя часть платья, наоборот была сильно расширена с помощью специального каркаса. Шили платья из разных очень дорогих материалов. Считалось неприличным появляться в одном и том же платье несколько раз в одном месте ( Императрица Елизавета Петровна).
Например, после смерти Елизаветы Петровны осталось 15 тыс. ее платьев. Украшались платья огромным количеством драгоценностей. Знаменитое жемчужное ожерелье дочери графа Алексея Орлова оценивалось в 600 тыс. рублей – стоимость Таврического дворца.
Для небогатых дворян и чиновников такая роскошь была невозможной, но они стремились следовать моде в фасонах одежды
Крестьянство же оставалось обутым и одетым так же, как и сто лет назад до этого.
Одежда крестьян изготавливалась из простых тканей – основу составляла льняная рубаха, поверх которой надевали сарафан, голова женщин покрывалась платком, а по праздникам - кокошником.
Крестьянская обувь была представлена лаптями. Украшения изготавливали из дерева или коры.
Работа в группах
Выберите в группе 1 ученика, который будет пересказывать текст.
Ребята, у вас на партах лежат иллюстрации женских костюмов и их описания. Прочитайте и приготовьтесь пересказать, используя иллюстрации.
ЖЕНСКИЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ (конец XVIII – начало XIX вв)(Рисунок 10)
Молодые жительницы города Торжка из состоятельных семей изображены в летних праздничных нарядах. Они одеты в сарафаны “ферязи” и душегреи на лямках, по-местному “фуфайки”, из ярких шелковых, гладких и узорных тканей. Сарафаны обычно подпоясывались шелковой опояской (пояском), на которой хозяйки носили ключи. Белые кофты с пышными рукавами украшены тончайшими золотными узорами. На голове у женщин жемчужные головные уборы “ряски” с волнистой длинной поднизью. С них спускаются прозрачные покрывала, по-местному “флер”, испещренные мелкими блестящими узорами. Такие яркие, переливающиеся золотными узорами костюмы дополнялись жемчужными серьгами и двойными галстучками с жемчужными узорами. Башмачки всегда были из цветного сафьяна.
Ферязь – старинная русская одежда с длинными рукавами, без воротника и перехвата.
Флёр – прозрачная, редкая, большей частью шёлковая ткань.
Сафьян- тонкая, мягкая, обычно ярко окрашенная кожа растительного дубления, выделанная из шкур коз и овец.
Золотным шитьём называется декоративно-орнаментальное шитьё золотыми или серебряными нитями.
ДЕВИЧИЙ И ЖЕНСКИЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ СЕВЕРА И ЦЕНТРАЛЬНЫХ ГУБЕРНИЙ РОССИИ (конец XVIII – начало XIX ВВ)(Рисунок 11)
Ожерелка – шейное украшение – состоит из шнура, перламутровых и стеклянных бус. Сарафан косоклинный распашной “ферязь” изготовлен из русской полушелковой сарафанной ткани (в узорах подражали французским тканям), отделан оловянными пуговицами, шелковым шнуром.
Душегрея на лямках называлась “телогрея”, “перо”, “перышко”. Изготовлена из русской сарафанной ткани. Из простых недорогих тканей носили в будни, а праздничные шили из гладкого или узорного шелка.
Рубаха изготовлена из коленкора и кисеи, украшена вышивкой и коклюшечным кружевом. Девушки носили в основном белые рубахи с пышными рукавами до локтя.
У богатых охабень шился из дорогих тканей, с нашивками на груди, пристежным воротником - ожерельем, с кружевом, с дорогими пуговицами
Ферязь – старинная русская одежда с длинными рукавами, без воротника и перехвата.
Коленкор – гладкокрашеная хлопчатобумажная ткань.
Кисея – чрезвычайно лёгкая, прозрачная бумажная ткань полотняного переплетения.
ПИТАНИЕ.
- Питание основной части населения оставалось традиционным. Давайте вспомним, какие основные продукты питания использовали крестьяне в XVII веке? (примерные ответы учащихся – зерновые культуры: рожь, просо, пшеница, овес; много овощей, мясные и рыбные блюда; садовые культуры и ягоды, дары леса).
- Да, еда была довольно скудной - похлебка, щи и мучные изделия.
Для богатого и среднего городского населения в XVIII веке привычными стали сосиски и сардельки, зразы, салаты, колбасы, котлеты. Впервые стали использовать плиты и сковороды. Трапезы стали совместными: в них принимают участие и мужчины, и женщины. У каждого теперь появляется свой столовый прибор.
В XVIII веке знать познакомилась с лучшими образцами европейской кухни. В дворянских усадьбах нередко служили повара-иностранцы. По преданию, повар Строганова, имевшего плохие зубы, придумал для своего барина специальное блюдо: мелко нарезанное мясо с соусом – “бефстроганов”. А повар-француз по имени Оливье изобрел рецепт самого известного и сегодня салата, называемого в его честь, а на Западе просто “русским”.
Широкое распространение в XVIII в. получили званые обеды.
Приглашали на бал заблаговременно, “посредством рассылаемых или выдаваемых изящных пригласительных билетов”. Пригласительный билет мог выглядеть следующим образом. . На слайде вы видите приглашение на подобное мероприятие – на маскарад в доме обершталмейстера Льва Александровича Нарышкина.
Это карточка размером15 / 12 см. В верхней части размещено изображение бальных сцен, занимающее две трети карточки. По центру нижней части изображался родовой герб, вокруг которого была надпись: “Маскарад в доме обершталмейстера Льва Александровича Нарышкина. Ужин. Бал”. Текст повторялся на четырёх языках – русском, французском, немецком, английском
Застолья обычно длились по 4-5 часов. Пока собирались гости, пришедшим предлагалась водка с легкой закуской икрой, сырами, соленой рыбой. После же приглашения в обеденный зал начиналась основная часть. За обедом могли быть поданы 80100 блюд. )
Вначале – до десяти различных супов. За ними следовали закуски – куриные и фазаньи рулеты, фаршированные кролики, пироги и маринады, соленая семга и осетрина, грибы и ветчина. К мясным блюдам подавали красное, а к рыбным – белое вино. После этого выносили горячие мясные блюда – ростбифы и антрекоты, салаты, фаршированных козлят и поросят. К ним подавались специально приготовленные соусы. Затем следовали новые закуски – копченые языки, угри, раки и креветки, потроха по-королевски, устрицы
В завершение всего подавали сладкий десерт. Завершался званый обед чаем и кофе, к которым предлагали конфеты и торты, экзотические фрукты.
М У З Ы К А Боккерини. Менуэт.
- Ребята, а кто знает как называется эта мелодия и почему сегодня мы слушаем ее на нашем уроке? (менуэт)
Ученик читает на фоне музыки о досуге.
ДОСУГ.
Дворяне участвовали в балах, карнавалах и званых обедах, уставая от них “до невозможности”. При этом они искренне считали себя не менее тяжело загруженными, чем их крепостные. Новым видом досуга стало посещение театральных представлений, как в государственных, так и в крепостных театрах.
Часто устраивались танцы. Обычно их открывала хозяйка дома с самым почетным гостем, за ними шли хозяин и почетная гостья. Затем в танце проплывали остальные. В XVIII веке основным танцем был менуэт.
Одним из самых популярных занятий знати стало коллекционирование картин, скульптур, табакерок, драгоценностей, тростей, портсигаров и т. п.
Выключить музыку
Горожане (особенно в столицах) могли “принимать участие” в праздниках знати, наблюдая за ними со стороны. В дни коронационных торжеств или вступления на престол нового царя они могли получать от его щедрот вино и пироги. Все могли наблюдать за устраивавшимися по этому случаю фейерверками и иллюминациями
Крестьяне не имели свободного времени даже в религиозные праздники и в воскресные дни (вплоть до указа Павла I 1797 года).
Шесть дней в неделю крепостные крестьяне вынуждены были работать на помещика. Отсутствие времени и денег определяло их простой быт. По воскресеньям и праздникам они были вынуждены работать на собственных земельных участках, чтобы хоть как- то обеспечить пищей свою семью, в которой зачастую было до 10 детей.
Основными развлечениями крестьян были массовые игры и хороводы по большим праздникам и прогулки на природе. В зимние праздники и на Масленицу катались на санях с гор. В Рождество колядовали.
Крестьянские дети не получали образования и в будущем повторяли жизненный путь своих родителей.
.
3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
- Ребята, для того, чтобы закрепить пройденный материал, давайте поиграем. Игра называется “Мнемотехника”, она основана на технике запоминания. Игра проводится в три тура. Я зачитываю 8 слов, вы внимательно слушаете, но ничего не пишете. Как только я остановлюсь, сразу записывайте в столбик слова, которые запомнили, в любом порядке, не обязательно, как я их зачитывала. На это предоставляется время – 1 мин. В первом столбике слова будут простые для запоминания, во втором и третьем – посложнее. В конце мы выясним, кто больше всех запомнил фамилий, понятий, названий и терминов из материала сегодняшнего урока. Тот, кто победит во всех трех турах, получит “5”.
1 тур
2 тур
3 тур
Дворец
Вельможа
Город
Изба
Стекло
Картофель
Бал
Печь
Барокко
Фаворит
Екатерина II
Модельер
Камзол
Корсет
Оливье
Фейерверк
Растрелли
Званый обед
Бефстроганов
Ассамблея
Менуэт
Коллекционирование
Зимний дворец
Императрица
Подсчет результатов игры, выявление победителей.
- Итак, можем мы теперь ответить на вопрос, поставленный в начале урока? Кто помнит вопрос?
- Правильно. Как изменились быт и обычаи основных сословий российского общества в ХVIII в.? С чем это было связано?
Перемены в быте и обычаях в 18 веке были действительно огромные. Если посмотреть на Россию начала и конца века, то перед нами будет во многом другая страна. Но все эти перемены коснулиь в основном лишь верхов российского общества. Для абсолютного большинства населения почти ничего не изменилось.
4. ЗАВЕРШЕНИЕ УРОКА. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Рефлексия.
- Итак, ребята, мы сегодня хорошо потрудились и узнали много нового.
Дети по кругу говорят по одному предложению, выбирая начало фразы с рефлексивного экрана на доске:
-- Сегодня я узнал...
-- Было интересно...
-- Было сложно...
-- Я выполнял задание...
-- Я понял, что...
-- Теперь я могу...
-- Я почувствовал, что...
-- Я приобрёл...
-- Я научился...
-- У меня получилось...
-- Я смог...
-- Урок дал мне для жизни...
-- Мне захотелось...
Итог урока. Выставление оценок.
Домашнее задание: составить тест по теме сегодняшнего урока: вопрос и три варианта ответа, один из которых правильный. На отметку «3» - из пяти вопросов, на отметку «4» - из восьми, на “5” – из десяти вопросов.
Для желающих – творческое задание: сделать рисунок по теме урока или написать мини-сочинение от имени россиянина, жившего в XVII веке, повествующего о повседневной жизни.
Список источников:
Борзова Л.П. Игры на уроке истории: Метод. пособие для учителя.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.-160 с.
Данилов А.А. История России: конец XVI- XVIII век: учебник для 7 класса.- М.: Просвещение, 2010.-240 с.
История. 5-11 классы: технологии современного урока\ авт.-сост. В.В. Гукова и др.- Волгоград: Учитель, 2009.- 207 с.
Кацва А.В., Юрганов М.П. История России XVI- XVIII век. – М.: МИРОС, РОСТ, 1998, - 424с.
Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. – М.: Молодая гвардия,1975.-232с.
Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования: учеб. пособие.- Ростов н\Д: Феникс, 2007.