Методическая разработка урока на тему Быт и обычаи российских сословий 18 века
Урок истории в 7 классе по теме «Быт и обычаи российских сословий XVIII века»
Цель урока:
- создать условия для формирования устойчивых представлений о различиях в жизни российских сословий.
Задачи:
- сравнить жизнь и быт российских сословий;
- пробудить интерес к российской культуре и быту;
- воспитывать уважение к традициям русского народа4
- формировать метапредметные навыки: работать с текстом, отбирать материал, анализировать данные, делать выводы, аргументировать свою позицию.
Технология: проблемно-поисковое обучение (на основе технологии развития критического мышления).
Методы и приемы:
- исследование
- групповая работа
- работа с учебником
- таблица и др.
Ход урока:
Стадия «Вызов»
- Историки утверждают, что именно в XVIII веке возникла непреодолимая пропасть между сословиями российского общества. Нам предстоит стать исследователями и разобраться, насколько глубокие изменения произошли.
Прием «Знаете ли вы?»
- Что такое сословия?
- Какое сословие XVIII века окончательно оформилось как привилегированное?
- Какой документ закрепил за дворянами их права и привилегии?
- В чем еще можно увидеть разницу между сословиями?
Тема нашего урока «Быт и обычаи сословий российского общества XVIII века».
- Какие сословия мы можем сравнить?
Стадия «Осмысление»
Итак, обследуем жилища дворян и крестьян. Будьте внимательны, запоминайте каждую деталь. Свои наблюдения вам нужно будет занести в таблицу.
Слайд 1. - Кому принадлежит этот великолепный особняк в стиле барокко? Обратите внимание на его размеры, материал.
Слайд 2. – А это внутреннее убранство дворянского дома. Посмотрите на детали интерьера (обстановка, украшения).
Слайд 3. – Чье это жилище? Крестьянская изба- очень добротная и нарядная.
Слайд 4. –Зайдем в гости. Кстати, стучать в дверь руками было у крестьян плохой приметой. Лучше в окошко. Связано это со множеством суеверий.
Слайд 5. – Загадка: «Чего из избы не вытащишь?». Печь - главная достопримечательность крестьянской избы. Русская печь. С ней было связано много сказок, легенд, суеверий. Считалось, что под печкой живет домовой- хозяин и хранитель избы. Если семья переезжала в новую избу, обязательно брали из печи угольки. Так «перевозили» с собой домового.
Слайд 6. - Результаты своих наблюдений внесите в сравнительную таблицу. Воспользуйтесь справочным материалом.
- Какой вывод по таблице вы можете сделать?
- Продолжим наше исследование. Мы можем стать экспертами в моде XVIII века.
Слайд 7. – К какому веку относится одежда на этом слайде? (XVII век)
- Какие сословия здесь представлены? (Бояре и крестьяне)
- Как называется верхняя одежда, изображенная на слайде? (Кафтан
- Чем отличается одежда боярина и крестьянина? (Тканью, красотой, отделкой, обувью, шапками)
- Какой вывод вы сделаете? (В XVII веке одежда всех сословий была традиционной русской).
Слайд 8. – Среди этих милых девушек XVII века есть представительницы боярского, купеческого, крестьянского сословия. Можно ли их различить с первого взгляда? (Нет, практически невозможно.).
Слайд 9. – И снова XVIII век! Кто покажет представителей дворянского и крестьянского сословия?
- Это было трудно? (Нет, все очевидно).
Работа в группах.
Познакомимся подробнее с одеждой основных сословий XVIII века. Для этого поработаем в группах. На ваших столах лежит раздаточный материал, учебники, справочный материал и подробная инструкция для работы. У каждой группы свое задание. Изучите инструкцию, распределите обязанности. (Каждая группа работает с определенной информацией, затем должна ее представить классу). Время работы – 7-10 минут.
1 группа- одежда мужчин - дворян.
2 группа – одежда мужчин – крестьян.
3 группа – одежда женщин – дворянок.
4 группа – одежда женщин – крестьянок.
Группы представляют свои работы, согласно инструкции.
- Как вы думаете, можно ли крестьянину было носить такую же одежду, как у дворян? Почему?
- Что показывала одежда русского человека в XVIII веке? (Его принадлежность к определенному сословию).
- Это и будет еще один вывод по нашей теме.
Стадия «Рефлексия»
Слайд 10. – учащиеся 7 класса составили рассказ о пище дворян и крестьян в XVIII веке. Видимо, они невнимательно изучали материал. Найдите ошибки в тексте. Пользуйтесь материалом учебника (стр. 236 и 89).
- Говорили в старину: «Гречневая каша – матушка наша, а хлебушко ржаной – отец родной».
- С чем связана простота и скудость пищи крестьян? (Бедность, дороговизна, нет времени на приготовления сложных блюд).
Стадия «Рефлексия»
Подведение итога, обобщение по теме.
- Изменился ли быт крестьян по вашим наблюдениям?
- Откуда пришли все изменения в жизнь дворян? (Из Европы).
- Вернемся к утверждению, прозвучавшему в начале урока. Какой общий вывод можно сделать на основе полученной информации?
Слайд 11. Прием «Найдите лишнее»
- Какие предметы не относятся к XVIII веку?
- Нынешний год Указом Президента объявлен Годом кино. С помощью киноискусства мы прямо сейчас можем оказаться в XVIII веке, увидеть настоящих дворян и крестьян. Посмотрите кадры кинофильма «Формула любви».
Оценивание работы учащихся.
Домашнее задание: подготовить сообщение об обычаях русского народа в XVIII веке (праздники, обряды, развлечения).