Разработка урока истории Быт крестьян XVII первой половины XVIII века.
Тема: «Быт крестьян XVII – первой половины XVIII века».
Цель: Знакомство с бытом крестьян XVII – первой половины XVIII века.
Вызвать интерес у обучающихся к изучаемой теме через проблемную ситуацию.
Ожидаемый результат: - Оформление экспозиции «Предметы быта крестьян XVII – первой половины XVIII века»;
- Создание экскурсии.
Оборудование: - посуда (деревянная, глиняная, плетеная)
- репродукции, рисунки
- лапти, шаль, скатерть
- прялка, сундучок
- предметы и продукты современного быта.
( на доске написана тема урока и план, стол и вывеска для создания экспозиции).
Учащиеся рассаживаются по группам. Каждая из 4-х групп получает предварительное задание.
В ходе урока из предложенных предметов учащиеся выбирают те, которые соответствуют предлагаемой теме экспозиции.
Ход урока:
- Здравствуйте, ребята! На наш урок я принесла вот эти очень интересные предметы (показ корноватки и щетки для волос).
- Кто из вас знает, что это такое?
-Ответы обучающихся….
- Даю подсказку: Эти предметы были в каждой семье. Этот предмет был нужен при выпечке хлеба.
-Ответы обучающихся…..
- А вот этой вещью (показать щетку для волос) мы пользуемся по сегодняшний день (показать современную массажную щетку).
- Интересные предметы?
- Заинтересовало это и работников музея. Ведь у нас оказались вещи, которых нет в музее. Поэтому мы постараемся создать экспозицию и разработать экскурсию.
Вы на сегодняшний урок группы исследователей-ученых, которые будут обрабатывать полученный материал для создания экспозиции и экскурсии. Свои выводы вы представите на общее обсуждение.
1-я группа – жилище крестьян
2-я группа – посуда и питание
3-я группа – одежда и обувь
4-я группа – досуг крестьян
1.«Человеку нужен дом, остальное все потом».
Первая группа исследователей-ученых нас познакомит с тем, что из себя представляло жилище крестьян (дополнительный материал можно взять из учебника «Страницы истории Земли Пермской» стр.143-146).
Раздать карточки с изображением жилища крестьян
В ходе рассказа идет показ рисунков выполненных детьми
После рассказа обучающихся ставится вопрос «Что же все таки было главным в жилище крестьян»?
- Ответ вы найдете разгадав ребус (ребус придумывают участники первой команды). Ответ-печь.
- Какую роль играла печь в жизни крестьян?
- Ответы обучающихся (место для сна, лечения, тепла, сушки грибов и ягод, приготовления пищи, мытья…)
- Из-за какой печи изба называлась «курная»?
- Ответы обучающихся (из-за печи без трубы).
-Ребята! Вы все внимательно слушали первую группу ученых исследователей. Печи у нас здесь нет, но есть предметы жилья крестьян. Найдите, пожалуйста, этот предмет и поместите его на нашу выставку (сундучок).
2. «Продукты и посуда».
С жилищем и обстановкой крестьян мы познакомились. Русская пословица гласит: «Не красна изба углами, а красна изба пирогами». А вот чтоб пироги настряпать и накрыть стол для гостей, нам нужны продукты и посуда . С продуктами и посудой нас познакомят исследователи второй группы ( дополнительный материал можно взять из учебника «Страницы истории Земли Пермской» стр.147-149).
* Заранее на столе учащиеся разлаживают продукты питания, соответствующие XVII-XVIII в. и современные.
* Следует рассказ о продуктах питания и посуде.
Задание на внимательность!
Кто-либо из ребят проверяет соответствуют ли выложенные продукты питания рассматриваемому периоду, а кто-то выбирает посуду и помещает ее на экспозиционный стол.
3. «Одежда».
Даже в современном обществе можно часто услышать фразу «Распоясался совсем», а старые люди говорят: «Без креста и пояса».
- А кто из вас знает, что она означает?
-Ответы обучающихся…
-Историю о появлении этой поговорки, об одежде и обуви нам расскажут следующие исследователи (3-я группа)
(дополнительный материал можно взять из учебника «Страницы истории Земли Пермской» стр. 150-155).
- Рассказ об одежде и обуви
- А теперь мы вам предлагаем выполнить следующие задание:Перед вами карточки с крестьянской одеждой. Крестиком обозначьте те элементы одежды, которые не соответствуют XVII-XVIII в.
-Затем обучающиеся выполняют еще одно задание.
Выбрать для экспозиции соответствующую обувь.
4. «Досуг крестьян».
Крестьяне много трудились, но у них находилось время и на отдых. Будем знакомиться с досугом крестьян. В этом нам помогут наши исследователи (слово ребятам из 4-ой группы).
- рассказ о шахматах, коньках
- знакомство с загадками
- рассказ о качелях (раздать карточки с изображением качелей).
-Показ прялки.
- В свободные зимние вечера девушки и женщины не расставались со своей подругой прялкой. Поэтому мы ее тоже поместили на нашу экспозицию.
_ Благодаря общим усилиям создана экспозиция для будущей экскурсии.
Ребята, кто хочет стать экскурсоводом на сегодняшней выставке?
(выбирается один желающий)
- Экскурсовод у нас есть, но ему срочно нужен материал. Я вам предлагаю на карточках выделить основное по исследуемой вами теме.
(работа в группах в течение 3-х минут).
-Итак, вашему вниманию предоставляется фрагмент экскурсии, по собранному группами материалу.
- Экскурсовод подходит к экспозиции, учащиеся встают полукругом.
Вашему вниманию предоставлены предметы быта крестьян XVII- первой половины XVIII в.
Сундучок – необходимый элемент крестьянского быта. В маленьких сундучках женщины хранили все необходимые для них предметы: щетки для волос, ленты, накосники… В больших же хранились посуда и одежда.
А вот это туесок. Он изготавливался из бересты. В таком туеске хранили крупы, яйца, собирали ягоды. На туески для красоты наносили узоры.
Незаменимая обувь для мужчин и женщин – это лапти. В сырую погоду к подошве лаптей приматывали деревянный брусок, чтобы не замочить ноги.
Женщина не имела права показываться с непокрытой головой , поэтому гарусный платок был необходимой частью женской одежды.
С 6 лет крестьянская девочка начинала готовить себе приданное , она училась прясть и отец для дочери изготовлял прялку.
На этом наша небольшая экскурсия заканчивается. Благодарю всех за внимание! Свою оценку о проведенной экскурсии вы можете записать в «Книгу предложений».
Ребята, вы все молодцы! Большое спасибо за подготовку и создание экспозиции.