Методическая разработка музейного урока по теме: «Родной край в древности»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Готовская основная общеобразовательная школа имени А.Н. Маснева»
Методическая разработка
музейного урока по теме:
«Родной край в древности»
Разработала и провела В.Н. Лесунова,
учитель истории и обществознания
с. Готовьё-2013 г.
Тема музейного урока: «Родной край в древности»
Цели урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся с древнейшей историей родного края;
- доказать, что в наших местах в период каменного, бронзового и железного веков жили люди;
-продемонстрировать музейные экспонаты, свидетельствующие о пребывании людей в нашем крае.
Развивающие:
- развивать познавательную активность учащихся, способствовать развитию интереса к истории Отечества и родного края;
- способствовать развитию у детей творческого воображения;
Воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой Родине;
- воспитывать любовь и уважение к культурному наследию своего края.
Форма проведения: Путешествие в прошлое родного края: «Стоянка первобытного человека», «Скифы», «Седые курганы».
Методы и приёмы, используемые на уроке:
словесный: рассказ, беседа, объяснение, «погружение в прошлое»;
наглядный: демонстрация имеющихся музейных экспонатов, иллюстраций, рисунков, работа с исторической картой;
технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музейные экспонаты, рисунки, историческая карта.
Подготовительная работа:
- исследовательская деятельность по теме урока;
- подготовка презентации;
- подборка музейных экспонатов к уроку;
- оформление наглядности к уроку (изготовление линии времени);
- организация выставки книг по истории Белгородчины.
Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке. В течение года мы с вами изучали историю древнего мира, знакомились с образом жизни, основными занятиями, культурой древних государств. Сегодня у нас - музейный урок. Музейный не потому, что проводится на базе музея, а потому, что на уроке мы будем использовать музейные экспонаты из нашего краеведческого музея. Мы с вами совершим путешествие в далёкое прошлое нашего родного края.
Для этого мы должны будем переместиться во времени на 100 тысяч лет назад, на момент появления первого человека на территории нашего края. Поможет нам машина времени. Закройте глазки, мысленно представьте себе машину времени, которая мчит нас на 100 тысяч лет назад, и мы оказываемся на «Стоянке первобытного человека». Ребята, что мы увидели?
2. Проверка домашнего задания. «Жизнь первобытных людей».
Ребята, что представляли собой стоянки первобытных людей?
Чем занимались первобытные люди?
Как и из какого материала изготавливали одежду женщины?
Какие способы охоты использовали первобытные люди?
Какие орудия, оружия использовались для охоты?
Как назывался коллектив людей?
Какой климат был в тот период? По каким признакам вы это определили?
Считалось, что мамонт был самой большой добычей. Согласны вы с этим утверждением? Почему?
В нашем краеведческом музее хранится интересный экспонат - окаменевший зуб и часть бивня мамонта.
(Демонстрация музейных экспонатов). Экспонаты очень древние, от того и очень ценные.
Основная часть.
1. Изучение нового материала: Ребята продолжим наше путешествие - обратимся к линии времени. Учёные начальную историю человечества делят на века. Каменный, медно-каменный, бронзовый, железный. Как вы думаете, какой принцип положен в основу такого деления?
Верно - материал, из которого изготавливали основные орудия труда.
Как свидетельствуют учёные – историки, первобытные люди в нашем крае появились более 100 тысяч лет назад, в период раннего палеолита – древнего каменного века. Это были неандертальцы. Они были среднего роста, имели крепкое телосложение, развитую мускулатуру, массивные, ограниченные в движении кисти рук. Согласитесь, они отличались от нас с вами как внешним видом, так и уровнем интеллекта. Об этом свидетельствуют остатки очень древнего поселения, которое обнаружил известный учёный Замятнин у села Шубного, близ границы нашего края с Воронежским.
Территория современного Красненского района была богата таким полезным ископаемым как кремний. Этот камень находил широкое применение, так как хорошо кололся. От него можно сделать легко отколы и получится острое орудие труда – скребок, для разделки туши, выделки шкур животных. (Демонстрация музейных экспонатов).
Много кремния находили в долине реки Оскол, где сооружались целые мастерские. На территории нашего района находили россыпи кремния.
Почти на всей территории области обнаружены материалы среднекаменного века – мезолита. К ним относят первые примитивные наконечники стрел, (Демонстрация экспонатов) свидетельствующие об изобретении лука. Эти предметы были найдены на территории нашего поселения и переданы жителями в музей.
Активное заселение нашего края началось в начале неолита – нового каменного века 7- 6 тысячелетия до н. э. Основные орудия по-прежнему изготовляли из камня, но его научились шлифовать, сверлить. Появились массивные каменные орудия – главный из которых топор. Происходит переход от присваивающего типа хозяйства к производящему. В это время появляются зачатки земледелия и скотоводства. Появляется новый материал - керамика. Человек создаёт себе посуду ленточным способом, т.е. изделие лепилось из пластов подготовленной глины, затем скреплялась и сглаживалась руками. Обломки, посуды находят повсеместно. А у меня в руках фрагмент греческой амфоры, которая была найдена на территории нашего края (Демонстрация музейных экспонатов).
К концу 4-3 тысячелетия до н.э. на территории Белгородского края наступает бронзовый век. Кроме камня люди используют медь, бронзу.
Бронза – сплав олова и меди. Для бронзового века отмечены 2 крупные археологические культуры:
Ямная культура – названа по способу захоронения. Могила была в виде прямоугольной ямы, со ступеньками, где укладывались жертвенные предметы. У людей было развито представление о загробной жизни.
Катакомбная культура на территорию нашего края пришла с северо-запада и вытеснила ямную на восток. Название тоже происходит по способу захоронения людей. Использовались вертикальные шахты, людей хоронили в сидячей позе.
К сожалению, у нас в музее нет ни одного экспоната этого периода. Ребята, Как вы думаете почему?
Медь встречалась у нас очень редко, поэтому свидетельств в нашем музее нет.
Продолжаем наше путешествие во времени и следующая наша остановка «Скифы».
Гидом на этой остановке будет Апарнева Настя. Она провела своё мини-исследования о скифских племенах и сейчас нас с ним познакомят.
Выступление ученика:
Я провела исследование по теме: «Кочевники – скифы».
Цель моего исследования: познакомиться с образом жизни, основными занятиями, культурой скифов.
Работая над исследованием, я изучила литературу о скифах, при подготовке презентации использовал материалы сети интернет.
В ходе исследования я выяснила, что жизнь скифов описывали в своих трудах древнегреческий историк Геродот, а Римский историк Трог подробно описывает быт и нравы скифов: «Скифы не занимаются земледелием, у них нет ни домов, ни других жилищ. Они постоянно пасли стада скота по невозделанным степям».
Скифы – ираноязычный народ.
Историки насчитывают несколько разновидностей этой культуры:
Скифы – кочевники (дикие скифы). Они вели самый простой образ жизни скотоводов-кочевников. Мужчины ездили на выносливых низкорослых лошадях. Жён и детей они возили с собой на повозках, которые покрывали кожами для защиты от дождей и холодов, иногда привязывая к ней двухколёсную тележку, куда загружали свои пожитки. Семьи их жили в изящно украшенных шатрах, которые разбивали прямо на земле. Пол устилали войлочными коврами.
Как отмечает Геродот скифы были отважными воинами. Происходили частые войны между племенами. Но перед внешней угрозой все объединялись. Бросаясь в бой, они осыпали противника градом стрел. За секунду до столкновения они резко поворачивали назад и, обернувшись, выпускали последний самый опасный выстрел – Парфянский залп. Этому свидетельствуют захоронения с боевыми конями, доспехами, украшениями.
Царские скифы (представители скифской знати), управляли племенами.
Скифы хорошо разбирались в экономике. Развивались торговые связи с Греческими колониями Северного Причерноморья. Другим источником их богатства было взимание пошлины с товаров, провозимых через их территорию.
Оседлые земледельцы – будины – гелоны, создали сильное царство между реками Потудань и Тихая Сосна. Оно просуществовало несколько столетий с 4 по 1 века до нашей эры. Следы этой культуры были обнаружены при раскопках курганов-могильников.
Вывод: в ходе исследования я выяснила, что железный век для Белгородчины характеризуется расцветом скифской культуры. Скифы - кочевники занимались скотоводством, в поисках новых пастбищ переезжали с места на место. Жили в шатрах, устланных войлочными коврами. Главным оружием был лук со стрелами. Благодаря быстрой коннице могли внезапно нападать и быстро покидать поле боя.
Оседлые земледельцы – будины – гелоны жили крупными поселениями, освоили выплавку железа, строили укрепления.
Тяжёлым преступлением являлось воровство.
Для искусства скифов характерно изображение животных. Они придавали им магический смысл.
Любимым занятием была охота и пиры с песнями и плясками.
К концу 2 началу 1 тысячелетия до нашей эры эта культура насчитывала очень большое количество скифских племён.
Защита исследовательской работы учащимся:
Следы скифов сохранились на территории нашего края. Центром скифов было поселение Городище (не далеко от хутора Кирово, Алексеевского района). Из 23 зарегистрированных курганов-могильников основная часть (19) была расположена в треугольнике, образованном сёлами Репенка, Вербное, хутором Кирово.
Эта культура характеризуется курганным типом захоронения. Большинство курганов могильников было разграблено в дореволюционные времена. Курганы возводились в священных местах насыпным способом до 10 метров в высоту и хоронили там царей или жрецов. Землю приносили со всей прилегающей территории племенного союза. Чем выше ранг, тем выше курган. Захоронения представляли собой могилы площадью 30 квадратных метров и глубиной 1,5 метра от уровня земли. Внутри могил обнаружены следы мощного деревянного сооружения из 9 столбов. В одном из курганов сохранились останки мужского и женского захоронений. Трудно сказать была это жена царя или наложница. Трупы лежали на спине с вытянутыми вдоль туловища руками. Одежду царя украшали сотни золотых нашивок, при нём было дорогое оружие, котёл для приготовления пищи, снаряжение для боевого коня, железные дротики, железные мечи. Изделия из золота и серебра. Особого внимания заслуживает серебряный ритон – сосуд для питья в форме рога и амфоры греческой работы для хранения вина, которые сейчас хранятся в Московском и Белгородском краеведческих музеях.
У села Вербное с 1964 по 1989 год под руководством доктора исторических наук, профессора Петра Дмитриевича Либерова группа московских археологов проводила раскопки. Необходимость раскопок была вызвана тем, что многие историки сомневаются относительно населения, обитавшего в наших краях в 1 веке до нашей эры. Отдельные археологи считают, что Среднее Подонье было заселено скифами. Другие придерживаются мысли, что здесь жили будины – гелоны - родоначальники ранних славянских народов, которые вели более оседлый образ жизни.
Вывод: можно уверенно сказать, что в эпоху раннего железного века в нашем крае жили люди, которые установили тесные торговые связи с греческими колониями Причерноморья, и археологические находки об этом свидетельствуют.
Ребята, у села Новоуколово находятся 15 курганов, которые ждут своих исследователей. И если кто-то из вас изъявит желание в будущем может стать организатором или участником дальнейшего изучения исторического прошлого нашего края.
Ребята, мы с вами много времени путешествовали, но пришло время возвращаться домой. Давайте снова закроем глазки, вспомним всё, с чем познакомились на уроке, представим машину времени и будем возвращаться домой в 21 век. Начинаем обратный отсчёт 3,2,1. Мы снова оказались в классе.
Давайте обратимся к словарю нашего урока:
Стоянка – поселение первобытных людей.
Неандертальцы – люди, жившие на территории нашего края 100 тысяч лет до нашей эры.
Кремень – камень, используемый первобытными людьми для изготовления орудий труда.
Керамика – первый искусственный материал, созданный человеком.
Скифы – общее название основного ираноязычного населения Причерноморских степей в 1 тысячелетии до нашей эры.
Скребок – приспособление, использовавшееся для выделки шкур животных (подобие ножа).
Бронза - сплав олова и меди.
2. Закрепление. А сейчас мы с вами выясним, кто был внимателен на уроке.
1. Когда появились первые люди в наших краях? Как их называли?
2. Как добывали себе пищу люди каменного века?
3. Какими культурами отмечен бронзовый век в нашем крае?
Отчего произошли названия этих культур?
4. Что вам известно о жизни скифов?
5. Где на территории нашего края были обнаружены курганы-могильники?
6. Первый искусственный материал, созданный человеком?
7. Сколько тысячелетий прошло со времени появления в нашем крае людей? (100000+2011=102011 лет)
Разгадать кроссворд.
Игра «Путаница». Каждой команде вручается конверт с названиями занятий, орудий труда, датами. Первая команда должна выбрать и разместить на доске всё что относится к первобытным людям, а вторая к скифам.
3. Домашнее задание. Подготовить презентацию или сообщение по культуре скифов. По выбору учащихся.
4. Подведение итогов урока. Что нового и интересного вы сегодня узнали на уроке?
Рефлексия.
Что нового узнали на музейном уроке?
Что запомнилось больше всего?
Какое задание на уроке выполняли с большим интересом?
С какими трудностями встретились?
6. Итог урока. Подвести итог работы мы попросим наших гостей.
Самоанализ музейного урока.
Учитель Лесунова В.Н.
Музейный урок может проводиться как в рамках общеобразовательной программы по предмету, так и как внеклассное мероприятие. Музейный урок призван расширить и дать дополнительные знания учащимся по истории, культуре и природе родного края, учитывая их возрастные особенности.
В данном случае можно рассматривать как внеклассное мероприятие по истории родного края в рамках периода изучаемого учащимися 5 класса.
Тема музейного урока: «Родной край в древности»
Цель: познакомить учащихся с древнейшей историей родного края, доказать, что в наших местах в период каменного, бронзового и железного веков жили люди, продемонстрировать музейные экспонаты, свидетельствующие о пребывании людей в нашем крае.
Развивающие:
- развивать познавательную активность учащихся, способствовать развитию интереса к истории Отечества и родного края;
- способствовать развитию у детей творческого воображения;
-закрепить навыки счёта лет в истории.
Воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой Родине;
- воспитывать любовь и уважение к культурному наследию своего края
Форма проведения: Путешествие в прошлое
Методы и приёмы, используемые на уроке:
словесный: рассказ, беседа, объяснение, «погружение в прошлое»;
наглядный: демонстрация имеющихся музейных экспонатов, иллюстраций, рисунков, работа с исторической картой;
технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музейные экспонаты, рисунки, историческая карта.
Подготовительная работа:
- исследовательская деятельность по теме урока с сильными учениками;
- подготовка презентации;
- подборка музейных экспонатов к уроку;
- оформление наглядности к уроку (изготовление линии времени, остановок);
- организация выставки книг по истории Белгородчины.
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализировала знания учащихся, сделала настрой на дальнейшую работу. Предложила совершить путешествие во времени.
2. На первой остановке «Стоянке первобытного человека» я проверила домашнее задание школьников: повторить тему жизнь первобытных людей. С целью погрузить детей в эпоху древности и сделать опору на имеющиеся знания детей по данному периоду.
Вопросы старалась подбирать простые, доступные для понимания детей. Использовала элементы наглядности.
В процессе изучения нового материала старалась реализовать основную цель урока и привести доказательства, что в нашем крае на разных этапах его развития жили люди – музейными экспонатами доказать это. Пыталась соотносить находки музейных экспонатов с местностью, где они были обнаружены.
Использовала элементы исследовательской работы, которые продемонстрировали Настя и Алёша.
Организовала работу с терминами урока.
В ходе закрепления проверила знания, усвоенные детьми на уроке в процессе фронтальной проверки, закрепила навыки счёта лет в истории. Организовала индивидуальную работу - разгадывали кроссворд. Групповую работу – В ходе игры «Путаница».
Домашнее задание – дифференцированное. Сильным ученикам - составить кроссворд из 5-6 слов по теме «Скифы». Слабым – выполнить тестовые задания.
Рефлексия направлена на то, чтобы узнать – понравилась ли детям такая форма организации занятия, какие этапы урока вызвали интерес, где возникли трудности.
15