Рабочая программа по внеурочной деятельности Наш мир — наш край (5-6 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Верхне-Серебряковская средняя общеобразовательная школа №12
«Утверждаю»
Директор
_____________________ Гречко Н.Г.
Приказ от_____________ №________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности наш мир .
(учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
основное общее образование, 5-6 класс .
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 35
Учитель Малакмадзе Давид Джамбулаевич .
(ФИО)
Программа разработана на основе авторской программы О.Г. Веряскиной по истории Донского края 5-6 класс для образовательных учреждений под редакцией О.Г.Веряскиной. – Ростов н/д «Донской издательский дом».2005г.
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Сл. Верхнесеребряковка
2016г.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
естественно-математического цикла
МБОУ Верхне-Серебряковской СОШ № 12
от _____________ №_______
подпись руководителя МО __________ / Малакмадзе Т.Л. /
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________ / Н.П. Липова/
« ____ » _______________ 2016 г.
I. Пояснительная записка
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
1.
Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016)
2.
«О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644)
3.
Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС)
4.
Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ Верхне-Серебряковской СОШ №12 на 2016-2017 учебный год (приказ №112 от 26.08.16г.)
5.
Учебный план МБОУ Верхне-Серебряковской СОШ №12 на 2016-2017 учебный год (приказ №99 от 14.06.16)
6.
«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253) (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38);
7.
Положение о рабочей программе, утвержденное приказом от 12.01.2015 №12
8.
Авторская программа О.Г. Веряскиной по истории Донского края 5-6 класс для образовательных учреждений под редакцией О.Г. Веряскиной. – Ростов н/д «Донской издательский дом».2005г.
Основные цели и задачи изучения предмета
Целью введения предмета «Наш мир» является воспитание личности гражданина России, духовно связанного с малой Родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции.
Названная цель реализуются посредством решения ряда задач:
формирование знаний об основных событиях, явлениях, процессах, персоналиях в истории края с древности до наших дней;
развитие у обучающихся патриотических чувств, гордости и уважения к истории и достижениям земляков;
воспитание ценностных подходов к усвоению культурного наследия родного края, традиций жителей своего региона;
развитие познавательных и интеллектуальных способностей обучающихся на основе анализа информации из различных источников, организации исследовательской и проектной деятельности;
содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к историческому прошлому нашего государства.
Место предмета в учебном плане МБОУ Верхне-Серебряковская СОШ №12
Программа внеурочной деятельности «Наш мир» предназначена для обучающихся 5,6 класса. Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 35–40 минут, режим работы не превышает 1 часа в неделю.
II. Планируемые предметные результаты
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми достигать в нем взаимопонимания.
Предметные результаты:
формирование знаний об основных событиях, явлениях, процессах, персоналиях в истории края с древности до наших дней;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России;
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
К концу обучения обучающиеся будут знать:
основные этапы и ключевые события истории края с древности до наших дней;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития края;
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы края, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;
III. Содержание учебного предмета
История Донского края – часть истории России
Донская земля как регион России. Географическое и культурно-историческое пространство региона с древнейших времен до наших дней. Музеи, библиотеки, архивы Ростовской области – хранители исторического наследия. Семейные архивы как исторический источник.
Донской край в древности
Донской край в трудах выдающихся ученых древности и средневековья. Археологические памятники Ростовской области как вещественные источники. Музей-заповедник «Танаис». Первобытные племена на территории Дона. Киммерийцы. Скифо-сарматская эпоха. Греки. Танаис. Занятия, культура, быт, верования. Великое переселение народов. Готы в Приазовье. Гуннское нашествие.
Дон в эпоху раннего средневековья
Смена населения. Хазары. Саркел. Разгром Хазарии. Славяне на Дону. Белая Вежа.
Донской край в X – XV вв.
Печенеги и половцы. Взаимодействие славян с миром кочевников. Монголо-татары на Дону. Золотоордынский Азак и генуэзско-венецианская Тана – центры ремесла и торговли.
Донской край в XVI в.
Дикое поле. Проблема происхождения донского казачества. Появление казачьих городков. Первые казачьи столицы. Казачье самоуправление. Отношения казачества с Московским царством. Участие казаков во взятии Казани и Астрахани. Поход в Сибирь Ермака Тимофеевича. Борьба казаков с Крымским ханством. Хозяйство, основные занятия, быт, обычаи и традиции населения края в ХVI веке.
Донской край в XVII в.
Оформление социального статуса казачества, его прав, привилегий и обязанностей службы в ХVII в. Участие казаков в событиях Смутного времени. Боевые действия Войска Донского против Турции и Крыма. Азовское осадное сидение. Социальные движения. С. Разин. Культура донского казачества в ХVII в. Православная церковь и казачество.
Донской край в XVIII в.
Изменение взаимоотношений центральной власти с казачеством при Петре I: ликвидация казачьих вольностей и прав. Восстание под предводительством К. Булавина. Судьба казаков-некрасовцев.
IV. Календарно-тематическое планирование
Наш мир. 5 класс (1 час в неделю, всего 35 часов)
№ урока
Кол-во часов
Дата проведения
Тема урока
план
факт
1-2
2
01.09
08.09
Введение. История Донского края.
3
1
15.09
Древнейшие стоянки на Нижнем Дону
4-5
2
22.09
29.09
Основные занятия населения
6
1
06.10
Начало эпохи металлов
7
1
13.10
Воинственность и борьба пастушеских племен.
8-9
2
20.10
27.10
О чем могут рассказать курганы
10
1
10.11
Таинственные киммерийцы
11
1
17.11
Образ жизни, занятия, быт населения.
12-13
2
24.11
01.12
Скифское вторжение
14
1
08.12
Греческие авторы о Скифии.
15
1
15.12
Расселение, занятия, быт, верования.
16
1
22.12
Курганы «Пять братьев»
17
1
12.01
Скифский «звериный стиль»».
18-19
2
19.01
26.01
Первые греческие поселения на Дону.
20
1
02.02
Проникновение греков на берега Азовского моря и в устье Дона.
21-22
2
09.02
16.02
Трудности освоения Приазовья
23
1
22.02
Танаис-город боспорских греков.
24
1
02.03
Танаис - крупный центр ремесла и торговли
25
1
09.03
Город греческой культуры
26-27
2
16.03
06.04
Набеги гуннов
28
1
13.04
Греческие авторы о сарматах.
29
1
20.04
Особое положение женщин в сарматском обществе
30
1
27.04
Сарматские союзы племен
31
1
04.05
Занятия сарматов, быт, общественное устройство, военное искусство
32-33
2
11.05
18.05
Готы в Приазовье
34-35
2
25.05
29.05
Повторение пройденного курса
Наш мир. 6 класс (1 час в неделю, всего 35 часов)
№ урока
Кол-во часов
Дата проведения
Тема урока
план
факт
1
1
05.09
Введение.
2
1
12.09
Древнейшие стоянки на Нижнем Дону
3
1
19.09
Начало эпохи металлов
4
1
26.09
Таинственные киммерийцы
5
1
03.10
Скифское вторжение
6
1
10.10
Курганы «Пять братьев»
7
1
17.10
Первые греческие поселения на Дону.
8
1
24.10
Танаис-город загадок
9-10
2
07.11
14.11
Сарматы
11-12
2
21.11
28.11
Хазары
13
1
05.12
Саркел. Белая Вежа
14
1
12.12
Печенеги.
15-16
2
19.12
26.12
Половцы и Русь
17-18
2
16.01
23.01
Вторжение монгол – татар в донские степи.
19
1
30.01
Наш край глазами путешественников XIII- XIV вв.
20
1
06.02
Ранние сведения о Тане.
21-22
2
13.02
20.02
Великий торговый путь в Китай.
23
1
27.02
Азов
24-25
2
02.03
13.03
Золотоордынский Азак
26
1
20.03
Дикое поле
27-28
2
03.04
10.04
Предшественники донского казачества
29
1
17.04
Первые городки
30-31
2
24.04
02.05
Казачье управление
32
1
10.05
Донское казачество на службе Московского правительства.
33
1
15.05
Первые казачьи атаманы.
34-35
2
22.05
29.05
Повторение пройденного курса
Заголовок 1Заголовок 2иђЗаголовок 3иђЗаголовок 6Заголовок 7Заголовок 815