Интегративные технологии в работе учителя технологии


Интегративные технологии в работе учителя технологии
учитель технологии ВКК М.А.Коноплёва МБОУ СОШ № 84 г. Воронеж
Введение  интеграции предметов в системы  образования позволяет решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов обучающихся. Его содержание, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у обучающихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам, способности приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций.
В зависимости от возраста детей технология и методика освоения предложенного на занятии материала имеет свои особенности.
На занятии, уроке, внеклассном мероприятии необходим положительный эмоциональный климат. Настроить класс на творчество, как учителя и учеников, так и учеников между собой.
Интегративный курс это новый взгляд на обучение, воспитание и развитие детей. Это не только изменение педагогического мировоззрения учителя, изменение его сознания, но и его самообразование, самовоспитание, самосовершенствование. Это ориентация в обучении на развитие школьников. Где ставится акцент в обучении на творческое проявление ученика, развитие в нём самостоятельно развивать в себе творца.
Я учитель технологии и в процессе обучения стараюсь развивать образовывать и воспитывать учениц на своем предмете. Поэтому при разработке интегративного урока или мероприятия опираюсь на психические особенности детей данного возраста, их интересы, их представления и предпочтения. Это может быть диалог, который рождается в классе в ответ на реакцию детей, или неожиданный и интересный для всех вопрос. Так в импровизированный диалог стараюсь вовлечь весь класс. При этом двигаюсь к конечной цели урока и постепенно подвожу к ней учащихся, не давая увести себя в сторону.
Данная технология позволяет в процессе обсуждения сопоставлять, сравнивать, находить общее и различие в разных видах творчества. Ведь на своих уроках я развиваю в девочках чувство прекрасного, знакомлю их с культурными традициями нашего края через народные песни, костюмы, кулинарные рецепты. Предлагая вспомнить им «бабушкины сундучки» (наряды, сказки и песни), которые им показывали бабушки и о чем рассказывали. Это научает девочек мыслить творческими категориями. А так как мы совместно обсуждаем это на уроках эффект от таких обсуждений бывает наибольший.
Приобщение школьниц к большему количеству творческих процессов обогащает детскую душу и наполняет ее положительными эмоциями, эмоционально-чувственная сфера девочек развивается полноценно. Так народная музыка для развития слуха, народный костюм для развития цветовосприятия, общение друг с другом и с взрослыми, дает возможность понять собеседника, его мысли, действия, поступки. Поэзия родного края обогащает речь и развивает литературный язык.
По признанию ученых, период детства наиболее чувствителен к воздействию среды: окружающей реальной и воображаемой, среды прошлого, настоящего и будущего. Проявлять себя активно в той среде, в которой он живет, в среде воображаемых образов для него так же естественно, как пить и есть.
Таким образом, готовясь к интегрированному уроку, я стараюсь совместить историю и культуру, музыку, химию, этнос и современную моду.
В пятом классе на уроке «Конструирование и моделирование швейных изделий (фартук)» я предлагаю ученицам изучить тему изнутри, т.е. провести исследования истории происхождения фартука на территории нашей области, а еще у разных народов, провожу экскурсию по краеведческому музею. В котором, девочки с большим интересом, рассматривают женские костюмы Воронежской губернии. В разных уездах были разные костюмы и фартуки. Украшались разным кружевом и лентами. Даже повседневные фартуки женщины старались украсить рюшками или воланами. В музее нам рассказывали, как раньше фартук использовался и как он назывался. Проведя таки исследования мои ученицы узнают не только историю того края, страны, местности, но еще историю костюма и моду разных времен и народов. Так происходит осмысление взаимосвязи времени и пространства, истории и культуры. Осознанный перевод наблюдений, чувств, переживаний учащихся в письменный текст; индивидуальное прочтение литературных текстов: неоднозначность суждений интерпретаций смысла (формирование вкуса).
В шестом классе, изучая тему «Кулинария», блины и блинчики ученицы получают задание изучить состав теста и ингредиентов для приготовления этих блюд. Историю хлебопечения, где впервые стали молоть муку, на какие праздники пекут блины и чем блины отличаются от блинчиков, почему дрожжевые толстые блины пекут только в России, с чем олицетворяют блин, подбирают музыку для праздников и т.д.
Формирование представлений о стремлении человека привносить свои идеи в окружающее пространство. Освоение разных земных пространств России и других стран на основе литературных художественных описаний в исторических хрониках, путешествиях, приключениях, фантастических описаниях, в мифах разных народов.
В седьмом классе у своих учениц я стараюсь развить представление о гармонии и красоте как вечном в природе. Творческое воплощение мотивов природы в искусстве. Единство функции и формы в природе и в жизни. Представление о цвете в природе и декоративном искусстве. Так начинаем создавать изделия в лоскутной технике. Развитие чувства художественного вкуса в процессе перевода на «другой язык» как способ более тонкого проникновения в мир творчества. Осмысление пространственного образа разных видов творчества, зависимость формы, композиции, характера работы от решаемого пространственного образа. Время в искусстве и осмысление исторического пространства: человек-среда-искусство. Искусство как средство усовершенствования мира.
Поскольку педагогическая практика часто сопряжена не столько с процессом передачи знаний от учителя к ученику (наиболее традиционному и устоявшемуся методу обучения), сколько с фактом общего развития детей (владение разнообразными источниками информации, развитием их образного мышления, фантазии, интуиции, импровизации), уроки – путешествия служат одним из условий реализации этого развития. Они позволяют активно включать в занятия игровые моменты, планировать нестандартные ситуации, способствуют вовлечению в процесс творческого, заинтересованного обучения возможно большего количества учащихся.
Уроки-события по каким-либо проблемам. Главная отличительная черта – импровизационные диалоги, обсуждения, индивидуальное и коллективное творчество, рождаемое на данном событии.
С помощью многосторонних межпредметных связей на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, а также закладывается основа для комплексного видения и подхода к решению сложных проблем реальной действительности.
Творческий проект в зависимости от возрастных особенностей может быть индивидуальным или коллективным. Результатом работы над проектом является творческий продукт (индивидуальный или коллективный).
Учащиеся сами выбирают тему проекта, готовят печатный материал, презентацию (с помощью учителя) изделие и защищают его в присутствии одноклассников, приглашенных учителей и представителей администрации школы.
Такие открытые мероприятия помогают ученицам получать опыт оратора, человека отстаивающего свою точку зрения, отвечающего на вопросы по предложенному проекту, приобретающие уверенность в своих силах.
Результат интегративного обучения проявляется в развитии творческого мышления учащихся. Оно способствует не только интенсификации, систематизации, оптимизации учебно-познавательной деятельности, но и овладению грамотой культуры (языковой, этической, исторической). А тип культуры определяет тип сознания человека, поэтому интеграция чрезвычайно актуальна и необходима в современной школе.
Методической  основой интегрированного подхода  является установление внутри предметных и межпредметных связей в усвоении основ наук и понимании закономерностей всего существующего в мире. А это возможно при условии многократного возвращения к понятиям на разных уроках, их углубления и обогащения, вычленения доступных данному возрасту существенных признаков, понятий. За основу интеграции может быть взят любой урок с его установившейся структурой и логикой проведения, в содержательную сторону которого будет включена та группа понятий, которая относится к данному учебному предмету, но на интегрированный урок привлекаются знания, результаты анализа понятия с точки зрения других наук, других учебных предметов.