Статья: Формирование патриотического самосознания у учащихся через организацию внеклассной деятельности


Апанасова Татьяна Владимировна, воспитатель,
ГБОУ РХ «ХНГИ им. Н.Ф. Катанова»
(из опыта работы)
Формирование патриотического самосознания у учащихся через организацию внеклассной деятельности.
Привитие знаний патриотической направленности стало для классного руководителя и воспитателя приоритетным направлением в воспитательном процессе. Нами был разработан проект программы «Я – маленький гражданин большой Страны!». Одним из основных нормативных документов по патриотическому воспитанию на современном этапе развития общества является государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
Одной из задач является формирование патриотического самосознания у учащихся. Для формирования патриотической личности я использую внеклассную деятельность, где основную роль занимают сами родители учащихся. В связи с этим мы стали очень тесно работать с родителями детей, затем привлекли родителей в учебно-воспитательный процесс класса. В первую очередь, мы опирались на разумное и нравственное в человеке для того, чтобы помочь каждому ученику определить ценностные основы собственной жизни, развивать духовно-нравственные личностные качества учащихся, воспитывать чувства долга, ответственности, чувство любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа, способствовать развитию умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы, содействовать духовному и физическому здоровью учащегося в условиях гимназии – интернат.
Патриотизм, в первую очередь, проявляется в поступках и в деятельности человека, которая зарождается из любви к своей семье, а затем «малой родине. В патриотическом направлении гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью, ответственностью и привязанностью, как своей семье, так и Отечеству. Патриотическое чувство свойственно всем национальностям и народностям. Это чувство, которое мы впитываем с детства "с молоком матери".
Для формирования патриотического самосознания у учащихся мы используем такие формы работы, как беседа, экскурсия, встреча со специалистами, родительские часы, игры, викторина, посещение спектаклей, выставок, музеев,  концерты, встречи с интересными и знаменитыми людьми, конкурсы чтецов, художественной самодеятельности- все это можно и нужно использовать в процессе воспитания. Учащиеся  с интересом изучают материал, связанный с народной культурой, природой, историей родины, особенно когда сами являются участниками творческого процесса. Повышается их культурный уровень, возникает потребность в получении новых знаний о Родине, о народных традициях. Все это очень важно для формирования патриотов, достойных граждан своего Отечества.
Через данные формы работы мы проводим такие воспитательные мероприятия: «Мое будущее – моя профессия», «Государственные символы», «Дорога в космос», «Культурные человек – это кто…?»
Формирование патриотического самосознания детей начинается с семьи, поэтому включена такая форма работы как «Родительский час». Каждый родитель, выступая перед детьми, получает знания и доносит их на общедоступном языке детям, прививая им навыки культурного поведения и общения в социальной среде. Беседы родителей направлены на дополнительное раскрытие тем: «Моя профессия – сотрудник ГИБДД», «Призвание – музыкант, какое оно?», «Нравственность или безнравственность? Что выбираешь ты?», «Мы - здоровое поколение». Данная работа способствует включению родителей в воспитательную систему класса и гимназии-интерната.
Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества - это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных форм и методов работы, необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка.
Показателями успешности воспитательной деятельности является активность воспитанников, самодисциплина, достоинство и стремление к самосовершенствованию, развитое чувство собственного достоинства, наличие совокупности моральных качеств, осознание и объективная самооценка ребенком своего Я как гражданина, патриота, Человека большой Страны.
И, если ребенок с детства будет бережно и уважительно относится к своим национальным символам, традициям, будет знать их,  то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны.