Формы и методы патриотического воспитания

Формы и методы патриотического воспитания обучающихся
Курганский С.М. заслуженный учитель РФ, д-р пед. наук, директор департамента образовательных программ Международной академии качества и маркетинга, г. Санкт-Петербург
В статье рассматриваются актуальность, значение, цели, задачи, направления, формы и методы патриотического воспитания школьников в условиях образовательного процесса.

Практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания в условиях современной школы как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация.
Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют большое значение в социальном, духовном, нравственном и физическом развитии личности ученика. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического воспитания, т. к. это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Но реализация патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов патриотиче­ского воспитания, адекватных совре­менным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.




Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р (далее – Стратегия развития воспитания в РФ) приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Актуальность, цели, задачи
Актуальность патриотического воспитания определяется:
расширением неблагоприятной среды социального пространства, оказывающей негативное воздействие на сознание и чувства российских граждан;
генезисом новых социокультурных и экономических реалий, вытекающих из процесса развития рыночной экономики;
рассогласованием деятельности основных социальных институтов, складывавшегося в течение многих десятилетий механизма социализации поколений, что связано с разрушением и девальвацией системы традиционных ценностей, преемственности поколений и обострением социальных противоречий в обществе;
ростом нигилизма, снижением образовательного и культурного уровня подрастающего поколения;
идеологией реформ, сопровождаемых деформациями в работе с молодежью;
вестернизацией общественного сознания, внедрением чуждых российскому менталитету, главным образом проамериканских, ценностей, вытесняющих отечественную историю, культуру, традиции.
Вестернизация (от англ. west – запад) – термин, означающий перенос структур, технологий и образа жизни западных (европейских) обществ в незападные.


Патриотическое воспитание, являясь составной частью воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность общеобразовательных организаций (далее – ОО) по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Цель патриотического воспитания – развитие у обучающихся высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.
Достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:
утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;
создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;
воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;
привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – герба, флага, гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
привлечение традиционных для России религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга;
создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации (далее – СМИ) при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;
формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.
Принципы и направления патриотического воспитания
К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач патриотического воспитания относятся:
научность;
гуманизм;
демократизм;
приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
системность;
преемственность и непрерывность в развитии молодежи, с учетом особенностей ее различных категорий;
направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;
многообразие форм, методов и средств воспитания.
С принятием Правительством РФ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»1 общественные институты, школа получили хорошее подкрепление своей деятельности и активизировали работу. Направления патриотического воспитания в ОО сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе.
Согласно стратегии развития воспитания в РФ патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривают: 
создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности;  формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в т. ч. военно-патриотического воспитания;  повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;  развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;  развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.


Система ценностей патриотического воспитания условно может быть разделена на главные сферы:
духовно-патриотическую (признание и сохранение великого духовного наследия России, русского языка, религии и культуры как высших святынь народа, национальное самосознание, гордость и достоинство, духовная зрелость);
нравственно-патриотическую (любовь к Родине, своему народу, следование собственной совести, религиозным убеждениям и моральным принципам, добросовестность, честность, коллективизм, уважение к старшим, любовь к семье и близким, этикет);
историко-патриотическую (верность героическому прошлому и лучшим традициям истории Отечества, следование исторической правде и нетерпимость к фальсификации истории, сохранение исторической памяти и преемственности поколений);
государственно-патриотическую (приоритет национальных ценностей и интересов России, ее суверенитет, независимость и целостность, гражданская зрелость, верность гражданскому и воинскому долгу, готовность к защите Отечества, активное участие в решении проблем и преодолении трудностей в обществе и государстве).
Они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Основное содержание деятельности, осуществляемой по ним, сфокусировано на формировании у обучающихся исторической памяти, уважения к героической и драматической истории страны, высокой культуре, духовности, любви к России, на конкретном наполнении патриотической идеи, особенно в связи с ценностями и интересами общества, государства, личности, гражданской ответственности, готовности к достойному служению Отечеству и защите в случае необходимости, суверенитета, государственной целостности и национальных интересов Российской Федерации.
Рассмотрим основные направления патриотического воспитания.
1. Социальное.
Цели:
воспитание сознательного отношения к учебе;
воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, через формирование активной социальной позиции;
формирование общности интересов детей и родителей через совместные творческие дела и знакомство с историей своей семьи;
формирование у подростков представлений по этике и психологии семейной жизни.
Содержание:
организация и проведение предметных недель, олимпиад, конкурсов, смотров знаний, интеллектуальных марафонов, игр;
изучение и пропаганда лучших национальных и семейных традиций;
проведение культурно-массовых, спортивных мероприятий совместно с родителями;
организация совместных коллективных творческих дел;
организация и проведение благотворительных акций;
организация работы с родителями.
2. Политическое.
Цели:
воспитание правовой культуры;
знакомство с правовыми нормами и процедурами;
выработка правовой культуры;
развитие отрицательного отношения к правонарушениям и преступлениям.
Содержание:
изучение символики России, края, города, школы;
оформление уголка символики;
проведение мероприятий и акций, посвященных памятным и знаменательным датам российского, краевого и городского значения;
изучение родного края и страны через организацию походов, экскурсий (музеи города и школьный музей), заочных путешествий;
сбор исторических материалов, фактов для экспозиции школьного музея;
совершенствование системы классного и школьного самоуправления;
организация встреч с выпускниками школы, ветеранами войн, передовиками производства;
организация шефства над ветеранами Великой Отечественной войны и приравненным к ним категориям населения;
акция «Ветеран живет рядом».
3. Экономическое.
Цели:
воспитание экономической культуры мышления у обучающихся;
формирование у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов.
Содержание:
изучение предмета «Экономика»;
организация и проведение предметных недель, олимпиад, интеллектуальных марафонов, игр;
оформление выставок;
разработка и защита авторских проектов;
участие детей в общественно полезном труде;
организация профориентационной работы с обучающимися.
4. Нравственное.
Цели:
воспитание любви к Родине;
воспитание чувства прекрасного;
воспитание уважения к российским традициям (в т. ч. религиозным);
формирование общечеловеческих ценностей.
Содержание:
соблюдение кодекса взаимоотношений всех участников образовательного процесса;
участие в праздниках, мероприятиях, театрализованных представлениях, конкурсах;
ознакомление обучающихся с общечеловеческими ценностями, социальными нормами поведения;
знакомство с различными видами искусств;
изучение истории России, символики, геральдики;
проведение общешкольных традиционных мероприятий (творческие отчеты, предметные недели, тематические вечера и т. д.);
проведение культурно-массовых спортивных мероприятий;
оформление стендов: «Гордость школы», «Наши выпускники – заслуженные люди города»;
организация различных выставок;
проведение культурных мероприятий для творческой самореализации.
Виды деятельности
Основные виды деятельности, обеспечивающие реализацию приоритетных направлений патриотического воспитания обучающихся ОО:
1. Классно-урочная деятельность:
уроки-практикумы;
игровые формы обучения;
интегрированные уроки;
коллективное взаимообучение.
2. Внеурочная деятельность:
исторические декады;
проведение праздников, мероприятий, спортивных соревнований, творческих конкурсов;
викторины, олимпиады, конференции;
познавательные классные часы.
3. Творческо-поисковая деятельность:
организация работы школьного музея, экскурсионная работа;
метод учебного проекта, социальное проектирование, поисково-исследовательской деятельности;
творческие работы;
приемы театрализации.
4. Диагностическая деятельность:
анкетирование обучающихся;
определение уровня воспитанности;
диагностика уровня развития познавательного интереса школьников;
описание и фиксация данных на бумажном и электронном носителях;
анализ анкет, опросников, проведенных мероприятий и т. д.;
сравнение и сопоставление с ожидаемым результатом программы, уже достигнутыми показателями.
5. Изучение передового педагогического опыта:
участие в районных семинарах, заседаниях районных методических объеди-нений заместителей руководителя ОО по воспитательной работе;
изучение воспитательных программ по патриотическому воспитанию обу-чающихся;
изучение публикаций СМИ по патриотическому воспитанию обучающихся.
6. Взаимодействие с общественными организациями:
проведение мероприятий патриотической направленности совместно с организациями дополнительного образования детей, библиотекой, советом ветеранов, внешними общественными организациями;
участие в конкурсах гражданско-патриотической направленности, проводимых общественными организациями.
Формы и методы работы
Патриотическое воспитание осуществляется на основе использования самых различных форм и методов воспитательной деятельности. Наиболее перспективным в плане результативности выполнения задач патриотического воспитания является применение комплексных комбинированных интегрированных форм, оптимально сочетающих как общее, так и специфическое в его содержании.
Формы и методы включают в себя различные многоплановые мероприятия, которые проводятся системно, с определенной цикличностью, в соответствии с научно обоснованными организационными условиями, способствующими реализации основных задач патриотического воспитания. Кроме того, они синтезируют основные элементы как общего, так и специального содержания военно-патриотического воспитания в тесно взаимосвязанном и взаимодополняемом виде. Тем самым в значительной мере преодолевается разрыв между теоретическим и практико-прикладным компонентами патриотического воспитания, между его общеразвивающей направленностью и специфическими задачами.
Содержание основных направлений системы патриотического воспитания основывается на соответствующих формах и методах воспитательной работы:
1. Работа с педагогическим коллективом:
педагогический совет;
педсовет-практикум;
совещание при руководителе ОО;
совещание при заместителях руководителя ОО;
научно-практическая конференция;
методический семинар;
семинар-практикум;
лекторий;
заседание методического объединения классных руководителей;
педагогическая дискуссия;
круглый стол;
презентация;
практические занятия;
анкетирование;
конкурс методических разработок и т. д.
2. Работа с родителями обучающихся:
общешкольное родительское собрание;
родительское собрание в классе;
родительская конференция;
педагогический лекторий;
родительские чтения;
дискуссия;
устный журнал;
родительский вечер;
диспут, дебаты;
круглый стол;
психолого-педагогический практикум;
клуб интересных и полезных встреч;
родительский клуб веселых и находчивых (далее – КВН);
презентация;
родительская гостиная;
тематический диалог;
лекция;
беседа;
индивидуальная работа;
размещение информации на школьном сайте;
публикация статей в СМИ и т. д.
3. Работа с детьми и подростками:
тематический воспитательный классный час;
тематический вечер, направленный на изучение национальной символики и геральдики;
организация работы объединений дополнительного образования краеведческой направленности;
организация волонтерского движения;
информационный час, единый день информирования;
информационный марафон;
обзор прессы, основных событий в мире, организация подписки на периодические издания СМИ;
оформление информационных стендов, освещающих важные события и памятные даты нашей страны, историю возникновения и развития ОО;
видеолекторий, кинолекторий;
тематические вечера и концерты, посвященные Дню воина-интернационалиста, Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню Независимости;
смотр-конкурс патриотической песни, художественной самодеятельности, фестиваль военной песни;
краеведческая и поисковая работа, создание музея;
посещение музеев;
кружковая работа;
выпуск газет;
конкурсные программы, викторины;
выставка рисунков и поделок;
праздники и вечера;
проведение поисковой работы по истории родной школы, города;
изучение истории своей семьи, семейных традиций;
изучение жизни и деятельности выдающихся людей города, учителей школы, выпускников, ветеранов войны;
военно-спортивные игры, сборы;
спортивные соревнования, направленные на формирование навыков здорового образа жизни, посещение обучающимися спортивных секций, День здоровья, туристские слеты и др.;
использование государственной символики при проведении торжественных школьных мероприятий; встречи с работниками военкомата, воинами российской армии, курсантами военных училищ;
переписка с выпускниками школы, служащими в армии;
встречи с ветеранами войны и участниками боевых действий в горячих точках;
шефство над ветеранами войны и труда;
использование мемориальных досок;
экскурсии по историческим местам, походы по местам боевой славы;
шефская помощь ветеранам войны и труда;
смотр строя и песни;
конкурс рисунков и плакатов;
уход за памятниками и мемориалами;
оформление альбомов и стендов;
работа с архивными материалами;
устные журналы;
исторические, военные викторины;
конференция;
посадка и уход за зелеными насаждениями;
трудовые десанты с целью поддержания чистоты и порядка в скверах, парках и на улицах города;
трудовые, экологические и благотворительные акции;
спортивные соревнования и праздники;
беседа, лекция;
индивидуальная работа;
ролевая игра;
урок Мужества, «Вахта памяти»;
уроки (урок-игра, урок-викторина, урок-путешествие, урок-соревнование);
социологическое исследование;
викторина, фотовыставка, интеллектуально-познавательная игра;
круглый стол, брейн-ринг, КВН;
конкурсно-развлекательная и игровая программа;
театрализованное представление, музыкальное шоу;
литературный и тематический вечер;
читательская конференция;
вечер вопросов и ответов, встречи с интересными людьми;
тренинговое занятие;
оснащение фойе, холлов и учебных аудиторий государственной символикой Российской Федерации;
акции «Милосердие», «Спешите делать добро» и др.;
создание обучающимися видео- и документальных фильмов «Хроника Победы», «Летопись войны в нашей семье» и др.
использование компьютерных технологий (тематические сайты, веб-странички, электронные журналы, участие в интернет-конференциях, интернет-форумах).
Формами и методами контроля успешности проведенных мероприятий являются анкетирование, тестирование, открытые мероприятия.
Примерный план патриотического воспитания обучающихся общеобразовательной организации на учебный год
Цель: развитие высокой социальной активности обучающихся, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе, интересах Отечества.
Задачи:
продолжить создание системы патриотического воспитания;
совершенствовать нормативно-правовую и организационно-методическую базу патриотического воспитания в ОО;
привлекать педагогический коллектив и родительскую общественность;
проводить научно обоснованную организационную и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей России.
№ п/п
Мероприятия
Срок
Ответственный

Создание и систематизация нормативной базы патриотического воспитания обучающихся

1
Обеспечение учителей методическими материалами по патриотическому воспитанию
Сентябрь
Руководитель ОО

2
Использование наглядных пособий, аудио- и видеоматериалов, интернет-ресурсов на уроках и внеклассной работе
В течение учебного года
Зам. руководителя по УВР

3
Оформление уголков патриотического воспитания в рекреациях шко­лы, школьном музее, создание специальных стендовых композиций
Сентябрь
Зам. руководителя по ВР

4
Разработка школьных, классных программ по патриотическому воспитанию и дальнейшая их реализация
Сентябрь
Зам. руководителя по УВР

5
Разработка методических рекомендаций для классных руководителей «Методика оценки эффективности результатов работы по патриотическому воспитанию в ОО»
Ноябрь
Зам. руководителя по ВР

6
Подготовка буклета «В помощь учителям и классным руководителям. Секреты педагогического мастерства», посвященного патриотическому направлению в воспитательной работе
Декабрь
Зам. руководителя по ВР

7
Оформление книжной выставки в библиотеке: 1. Народ и армия в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. 2. Наука, искусство и культура страны в 1941–1945 гг. 3. Тяжелые дороги войны
В течение учебного года
Зав. библиотекой

8
Пополнение библиотечного фонда методической литературой по патриотическому воспитанию
В течение учебного года
Зав. библиотекой

9
Формирование фонда записей на электронных носителях художественно-патриотических литературных и музыкальных произведений, образовательных программ по отечественной истории и культуре, воспоминаний участников военных конфликтов
В течение учебного года
Зав. библиотекой

10
Пополнение банка педагогической информации материалами по организации и осуществлению патриотического воспитания школьников
В течение учебного года
Зам. руководителя по ВР

11
Обновление мобильных стендов «Государственная символика», «Путешествие по России», «Мои права и обязанности»
В течение учебного года
Зам. руководителя по ВР

12
Обобщение и распространение накопленного опыта организации патриотического воспитания в школе
В течение учебного года
Зам. руководителя по ВР

13
Разработка плана летнего профильного лагеря по патриотическому воспитанию обучающихся
В течение учебного года
Зам. руководителя по ВР

14
Отслеживание результатов работы по патриотическому воспитанию (через анкетирование, тесты и др.)
В течение учебного года
Зам. руководителя по ВР

Работа с педагогическим коллективом

1
Педагогический совет «Формирование опыта гражданского поведения, развития социальной и правовой компетентности обучающихся адекватно возрасту и особенностям класса»
Сентябрь
Зам. руководителя по ВР

2
Педсовет-практикум «Внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у обучающихся школы»
Январь
Зам. руководителя по ВР

3
Научно-практическая конференция «Воспитание гражданина, патриота: опыт и проблемы»
Октябрь
Зам. руководителя по ВР

4
Совещание при руководителе ОО: 1. Школьная библиотека как центр патриотического воспитания. 2. Использование символов Российской Федерации при проведении школьных мероприятий. 3. Проектирование перспективных путей и способов дальнейшего развития патриотического воспитания обучающихся
Октябрь Декабрь Апрель
Зам. руководителя по ВР

5
Учебно-методические семинары для классных руководителей по теме «Теория и практика патриотического воспитания»: 1. Формы внеурочной деятельности, используемые при формировании патриотического воспитания. 2. Роль школьного музея в воспитании патриотизма обучающихся в современных условиях». 3. Новые технологии патриотического и гражданского воспитания. 4. Патриотическое воспитание обучающихся через систему поисковой историко-краеведческой деятельности
Сентябрь Ноябрь Февраль Апрель
Зам. руководителя по ВР

6
Семинар-практикум «Совершенствование системы патриотического воспитания обучающихся, готовности их к достойному служению Отечеству»
Ноябрь
Зам. руководителя по ВР

7
Лекторий для педагогического коллектива по теме «Российский патриотизм. Истоки, современность, проблемы возрождения и развития»: 1. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе. 2. Пути совершенствования патриотического воспитания в условиях модернизации системы образования. 3. Особенности патриотического воспитания обучающихся. 4. Патриотическое воспитание в работе учителя начальных классов
1 раз в четверть
Зам. руководителя по ВР

8
Лекция-демонстрация «Патриотическое воспитание как элемент формирования личности»
Декабрь
Зам. руководителя по ВР

9
Семинар-тренинг «Взаимосвязь урочной, внеурочной и внешкольной деятельности в патриотическом воспитании»
Март
Зам. руководителя по ВР

10
Педагогическая дискуссия «Патриотизм XXI века: формирование на традициях прошлого и современного опыта»
Февраль
Зам. руководителя по ВР

11
Круглый стол «Патриотическое воспитание как систематическая и целенаправленная деятельность школы по формированию у обучающихся гражданского сознания»
Ноябрь
Зам. руководителя по ВР

12
Презентация «Гуманизация и активизация патриотического воспитания обучающихся школы»
Сентябрь
Зам. руководителя по ВР

Работа с родителями обучающихся

1
Общешкольное родительское собрание «Народная культура как действенное средство патриотического воспитания и формирования межнациональных отношений»
Сентябрь
Зам. руководителя по УВР

2
Родительские собрания в классах: 1. Воспитание патриота Отечества. 2. Патриотическое воспитание школьников как необходимое условие формирования образа выпускника современной школы
Сентябрь Апрель
Классные руководители

3
Научно-практическая конференция «Традиционная народная культура как действенное средство патриотического воспитания и формирования межнациональных отношений»
Январь
Зам. руководителя по НМР

4
Родительский лекторий по теме «Воспитание уважения к национальным традициям своего народа, семьи, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам своего края»: 1. В патриотизме – будущее молодежи. 2. Исторические традиции патриотического воспитания в России
Октябрь Апрель
Зам. руководителя по ВР

5
Родительские чтения «Приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России»
Март
Зам. руководителя по НМР

6
Круглый стол «Патриотическое воспитание – важная составляющая будущего страны»
Октябрь
Зам. руководителя по ВР

7
Родительский ринг «Патриотическое воспитание школьников: что могут сделать родители?»
Ноябрь
Зам. руководителя по ВР

8
Дискуссия «Нужно ли растить патриотов?»
Декабрь
Зам. руководителя по ВР

9
Устный журнал «Роль создания семейного альбома в формировании базовых национальных ценностей у подрастающего поколения»
Январь
Зам. руководителя по ВР

10
Родительский вечер «Воспитание любви к родному городу и семье»
Февраль
Классные руководители

11
Тренинги родительской эффективности: 1. Роль родителей в патриотическом воспитании школьников. 2. Гражданин воспитывается с детства
1 раз в полугодие
Классные руководители

12
Практикум «С чего начинается патриотическое воспитание?»
Декабрь
Зам. руководителя по ВР

13
Практический семинар «Патриотическое воспитание в семье»
Январь
Классные руководители

14
Конкурс родительских сочинений «Патриотизм – не лозунг и не фраза, а ежедневные полезные дела»
Февраль
Классные руководители

15
Клуб интересных и полезных встреч: 1. Встреча с воинами-интернационалистами «Афганистан: наша память и боль». 2. Встреча поколений «И помнит мир спасенный»
Февраль Май
Классные руководители

16
Родительский КВН «Растим патриотов»
Февраль
Классные руководители

17
Индивидуальные тематические консультации: 1. Патриотическое воспитание. 2. Воспитание патриотических чувств у младших школьников. 3. Основы патриотического воспитания старшеклассников. 4. Роль семьи в воспитании у детей любви к Родине
В течение учебного года
Зам. руководителя по ВР

Работа с обучающимися

1
Научно-практическая конференция «Патриотизм народов России. Традиции и современность» (8–11-е классы)
Ноябрь
Зам. руководителя по НМР

2
Исследовательские работы (5–11-е классы) на тему «Об исторических победах советских войск в годы Великой Отечественной войны, боевых традициях армии и флота, современных буднях Вооруженных Сил Российской Федерации»
В течение учебного года
Зам. руководителя по НМР

3
Проектная деятельность. Защита проектов (5–10-е классы): «Моя малая Родина»;  «Бессмертен тот, кто Отечество спас!», посвящено победе в Отечественной войне 1812 года;  «История моей семьи в Великой Отечественной войне»;  «Наши папы – солдаты»;  «Святой Руси отважные сыны»;  «Жизнь во имя Отечества»
В течение учебного года
Зам. руководителя по НМР

4
Тренинги (5–11-е классы):  «Мы – патриоты России».  «Растим патриотов России»
1 раз в полугодие
Зам. руководителя по ВР

5
Диспуты (6–9-е классы):  «Защитник Родины. Каким ему быть?».  «Что значит быть гражданином своей страны?»
1 раз в полугодие
Зам. руководителя по ВР

6
«Дискуссионные качели» на тему «Любовь и война» (9–11-е классы)
Март
Классные руководители

7
Школьные дебаты «Права человека – глазами детей» (6–8-е классы)
Октябрь
Классные руководители

8
Интеллектуально-спортивные соревнования «Российский солдат умом и силой богат» (9–10-е классы)
Ноябрь
Учителя физкультуры

9
Семинар «Листая страницы истории», посвященный Дню народного единства и сохранению русской государственности
Октябрь
Учителя истории

10
КВН по патриотическому воспитанию:  «Земля наш общий дом» (7–9-е классы);  «Моя малая Родина» (10–11-е классы)
Ноябрь
Классные руководители

11
Игровая программа «Три поля русской славы», посвященная Куликовской битве, Бородинскому сражению (6–8-е классы)
Март
Классные руководители

12
Сюжетно-ролевые игры (2–8-е классы): 1. Одежда древних русичей. 2. Книгопечатание на Руси. 3. Русские мореплаватели. 4. Народные игры и игрища
В течение учебного года
Классные руководители

13
Соревнования по стрельбе из пневматической винтовки, посвященной Дню защитников Отечества (10–11-е классы)
Февраль
Преподаватель ОБЖ

14
Спартакиада допризывной молодежи (10–11-е классы)
Октябрь
Преподаватель ОБЖ

15
Спортивные соревнования по многоборью, общевойсковой подготовке, военно-прикладным видам спорта «К защите Родины готов» (9–11-е классы)
Февраль
Преподаватель ОБЖ

16
Военно-спортивная игра «Зарница» (6–7-е классы)
Апрель
Преподаватель ОБЖ

17
Брейн-ринг «Быть патриотом – значит» (8–9-е классы)
Май
Классные руководители

18
Фестиваль юных туристов и путешественников «Одиссея» ­(5–8-е классы)
Май
Преподаватель ОБЖ

19
Конкурсно-развлекательная программа «Военная история России» (9–10-е классы)
Февраль
Преподаватель ОБЖ

20
Круглый стол «И гордо реет флаг державный», посвященный истории государственной символики РФ (7–9-е классы)
Ноябрь
Классные руководители

21
Смотр строя и песни «Статен в строю, силен в бою!» (6–8-е классы)
Февраль
Преподаватель ОБЖ

22
Военно-спортивные игры:  «А ну-ка, парни!» (9–11-е классы);  «А ну-ка, мальчишки!» (7–8-е классы);  «Вперед, мальчишки!» (5–6-е классы)
Февраль
Преподаватель ОБЖ

23
Конкурсы:  стенгазет «Мы за мир на планете» (5–8-е классы);  рисунков «Я против терроризма» (2–8-е классы);  фотографий «Пусть всегда будет солнце!» (5–8-е классы);  кроссвордов «Герои войны 1812 г.» (7–8-е классы);  ретрофотографий «Загляните в семейный альбом» – история одной фотографии (5–9-е классы);  инсценированной песни «Спой песню, как бывало» (7–8-е классы);  чтецов «Этих дней не смолкнет слава» (4–7-е классы);  рефератов «Внуки твои, Победа!» (8–10-е классы);  интеллектуально-творческих работ юных краеведов «Мой край» (6–9-е классы);  видеороликов, сюжетов, презентаций «Дети – цветы жизни», посвященный Дню защиты детей;  изделий художественного творчества и народных ремесел «Мастерами славится Россия» (4–9-е классы)
В течение учебного года
Классные руководители

24
Историко-краеведческая игра «Наследники» (7–8-е классы)
Декабрь
Классные руководители

25
Конкурс на лучшее знание государственной символики России (6–8-е классы)
Ноябрь
Классные руководители

26
Уроки Мужества и встречи с ветеранами Великой Отечественной войны
Февраль Май
Классные руководители

27
Урок Памяти «Не даром помнит вся Россия»
Сентябрь
Классные руководители

28
Выставка-панорама стенгазет, рисунков, рефератов, сочинений, посвященных Дню защитника Отечества (1–11-е классы)
Январь
Классные руководители

29
Турниры:  по шашкам (1–4-е классы);  настольному теннису (5–8-е классы);  мини-футболу (6–9-е классы);  пионерболу (5–8-е классы)
В течение учебного года
Учителя физкультуры

30
Конкурс творческих сочинений (5–11-е классы):  «Есть профессия – Родину защищать!»;  «Дорога жизни» блокадного Ленинграда;  «Расскажу о солдате»
В течение учебного года
Учителя русского языка и литературы

31
Фестиваль военной песни (7–8-е классы)
Октябрь
Классные руководители

32
Музейный урок «Колокола нашей памяти» (5–8-е классы)
Декабрь Февраль Апрель
Классные руководители

33
Читательская конференция (2–11-е классы): 1. Творчество Мусы Джалиля в патриотическом воспитании детей. 2. Страницы художественной летописи Великой Отечественной войны (по роману Ю.В. Бондарева «Горячий снег»). 3. Неизвестная война в произведениях Л. Соболева. 4. История моей семьи в истории моей страны
В течение учебного года
Зав. библиотекой

34
Фотовыставка «Я гражданин России!», посвященная Дню Конституции (7–9 классы)
Ноябрь
Зам. руководителя по ВР

35
Библиотечный урок (1–11-е классы):  «Я здесь расту, и край мне этот дорог»;  «Мой дом – мой мир»;  «И помнят славные потомки про подвиг Бородино»;  «С чего начинается Родина?»
В течение учебного года
Зав. библиотекой

36
Литературно-музыкальная композиция (5–11-е классы):  «Сороковые – роковые»;  «Ты в памяти моем – Афганистан»;  «Но выстоял великий Сталинград!»
В течение учебного года
Классные руководители

37
Акция (1–11-е классы):  «Память» (семейный альбом);  «Подарок ветерану»;   «Опаленные войной»;  «Милосердие»;  «Георгиевская ленточка»;  «Мы граждане России»;  «Поделись теплотой своей детской души»;  «Малым рекам чистые берега»
В течение учебного года
Зам. руководителя по ВР

38
Познавательные викторины (1–11-е классы):  «Что мы знаем о войне?»;  «Кто лучше всех знает Россию?»;  «Фильмы о войне»;  «Интеллектуальный марш-бросок»
В течение учебного года
Классные руководители

39
Классные часы: 1–4-е классы:  «Дети военной поры»;  «Первая победа в Великой Отечественной войне»;  «О подвигах, доблести, о славе»;  «Поклонимся Великим тем годам». 5–8-е классы:  «Помни имя свое!»;  «Русский характер»;  «Наш край в годы войны»;  «Есть слово такое – выстоять!»;  «Россия – наш дом». 9–11-е классы:  «Они сражались за Родину!»;  «Героические подвиги наших земляков»;  «Он тогда не вернулся из боя»;  «Полководцы Великой Отечественной войны»
В течение учебного года
Классные руководители

40
Единый урок патриотизма «Вечной памятью живы!» (1–11-е классы)
Май
Классные руководители

41
Тематические часы общения:  «Сталинградская битва»;  «Курская дуга»;  «Блокадный Ленинград»;  «Ледовое побоище» (победа русских воинов на Чудском озере в 1242 г.);  «Смутное время» (освобождение Москвы ополчением под руководством К. Минина и Д. Пожарского)
В течение учебного года
Классные руководители

42
Социологическое исследование «Национальная самобытность русского народа (менталитет)» (10–11-е классы)
Февраль
Социальный педагог

43
Социологический опрос «Чем я могу быть полезен Родине» (7–8-е классы)
Март
Социальный педагог

44
Анкетирование:  «Ценностные ориентации учащихся» (8–10-е классы);  «Что ты понимаешь под словом “патриотизм”»? (5–8-е классы);  «Как ты относишься к символам России?» (5–9-е классы);  «Считаешь ли себя патриотом?» (9–11-е классы)
В течение учебного года
Социальный педагог

45
Тестирование «Как ты воспринимаешь информацию о великих битвах на Руси, о военных конфликтах в Афганистане и на Северном Кавказе?» (9–11-е классы)
Февраль
Социальный педагог


1Постановление Правительства РФ от 05.10.2010 № 795 (в ред. от 07.10.2013) «О государственной программе “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы”». >>вернуться в текст 
 
Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 615