Технологии учебного процесса в условия ФГОС нового поколения
Технологии учебного процесса в условиях ФГОС нового поколения
М.А Шевелева
Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение «Гимназия №59», город Новокузнецк
Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, т.е. служить складом готовых знаний, признается неактуальным. Задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, находить пути реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова. Начальная школа способна решить новые задачи, поставленные перед российским образованием, в первую очередь обеспечить условия для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических воздействий учителя). Именно так формулируются задачи начального образования в Федеральных государственных стандартах общего образования.
В связи с этим мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Большие изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где методологической основой является системно-деятельностный подход (СДП).
В рамках деятельностного подхода обучающийся овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи и отвечать за свои результаты. Системно-деятельностный подход включает в себя базовые образовательные технологии:
обучение на основе «проблемных ситуаций»;
проектная деятельность;
уровневая дифференциация;
информационно-коммуникативные технологии.
Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс. Основной задачей является развитие у обучающихся интереса к учению, творчеству, т.к. интерес и творчество в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим обучающихся к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности. Одним из путей решения этой проблемы является применение современных обучающих технологий в учебном процессе, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность обучающихся. Эти технологии и даже постоянно используемые их элементы, помогают рационально организовать учебный процесс, применить личностно-ориентированный подход, активно использовать ТСО и ИКТ, Интернет – технологии, создают условия для активной собственной познавательной деятельности обучающихся, поощряют стремления ученика к поиску своих траекторий и способов решения, создают «ситуации успеха», развивают самоконтроль и взаимоконтроль. Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.
Осмысление учебного материала младшими школьниками быстро снижается, если ученики на протяжении нескольких уроков вынуждены анализировать одну и ту же единицу учебного материала, выполнять однотипные мыслительные операции. Детям быстро надоедает выполнять одно и то же, их работа становится малоэффективной, замедляет процесс развития. Для того чтобы материал способствовал развитию у ребенка умения самостоятельно постигать явления окружающей его жизни, продуктивно мыслить, необходимо применять проблемное обучение. Суть его в том, что перед учениками ставим проблему (учебную задачу) и вместе с ними рассматриваем ее. В результате совместных усилий намечаются способы ее решения, устанавливается план действий, самостоятельно реализуемый учениками при минимальной помощи учителя. При этом актуализируется весь запас имеющихся у них знаний и умений, и из него выбираются те, которые имеют отношение к предмету изучения. Любой изучаемый предмет в школе, должен начинаться не со счета, не с изучения букв, а с загадки, проблемы.
Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, способствует сделать учебную деятельность для обучающихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях; оно ориентируется на комплексное использование знаний.
Групповая работа на уроках весьма привлекает младших школьников. Групповая работа – это полноценная самостоятельная форма обучения. Использование на уроках групповой работы убеждает в том, что эта технология несет в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности, следовательно: возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность обучающихся; меняется характер взаимоотношений между детьми; укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе; сплоченность класса резко возрастает, дети лучше понимают друг друга и самих себя; растет самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют; обучающиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей. На уроках можно использовать следующие виды групповой работы: работа в парах; мозговой штурм; игра «Продолжи»; охота за сокровищами; снежный ком; мозаичная группа. В конце групповой работы, выработанные каждой группой решения, обсуждаются всем классом. Таким образом, оценивается не только результат решения задачи, но и работа группы.
Учебный диалог можно считать специфическим видом педагогической деятельности. Он выступает не только как один из способов организации обучения, но и как неотъемлемый компонент, внутреннее содержание личностно ориентированной технологии обучения. Использование учебного диалога, позволяет осуществлять личностно ориентированный образовательный интерес, развивает пытливость и самостоятельность ребенка, способствует обогащению его субъективного опыта. На уроках рекомендуется использовать подводящий к теме диалог, представляющий систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога включаются разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Но все звенья подведения к теме опираются на уже пройденный материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока. При подводящем диалоге менее вероятно появление ошибочных ответов обучающихся, если же это происходит, необходим корректирующий вопрос («А кто думает иначе?»).
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Необходимо сформировать не только предметные результаты, но и метапредметные, и личностные. Поэтому актуальным становится внедрение проектно-исследовательской деятельности, в основе которой лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Раскрывая содержание организации проектной деятельности в начальной школе как способа реализации требований ФГОС, акцентируется внимание на следующих идеях: проектная деятельность формирует ключевые компетентности обучающихся; проектная деятельность является путем познания, способом организации процесса познания, средством формирования аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации; проектная деятельность – неотъемлемая часть требований ФГОС к умениям и навыкам, позволяющим собственными усилиями ученика изменить реальность, выполняя все шаги алгоритма проектной деятельности; проектная деятельность является способом достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся, предусмотренных ФГОС. Проектная деятельность эффективно используется начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. При выполнении каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) решается несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
Задача учителя состоит в том, чтобы найти и организовать интересные формы познания мира обучающимися. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения. Теоретические знания, полученные на уроке, должны стать базой для самостоятельной оценки работы и для проведения исследований, наблюдений, умения обобщать результаты своих наблюдений. Участие в проектной деятельности позволяет организовать совместную деятельность обучающихся и родителей.
Следовательно, проектная деятельность младших школьников способствует: осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания обучающихся; формированию информационной культуры личности; развитию творческих способностей и активности обучающихся; формированию познавательных мотивов учения, так как обучающиеся видят конечный результат своей деятельности.
Современные информационные технологии можно считать новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний. Информационные технологии позволяют заменить почти все традиционные технические средства обучения. Такая замена дает возможность сочетать разнообразные средства, экономит время урока, насыщает его информацией. Средства мультимедиа позволяют обеспечить реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Учителю всегда приходилось делать много наглядности к урокам. Сегодня эту работу выполняет монитор компьютера, который учитель использует как модернизированную классную доску. Возможность монитора намного выше, чем классной доски. Он позволяет показать все в движении, проанализировать события, поставить определенные проблемы, организовать совместную деятельность учителя и обучающихся, при котором можно управлять учебным процессом, обеспечивая каждому обучающемуся свой путь деятельности и свой темп, тем самым создавая комфортные условия для развития личности ребенка, способствуя успешному усвоению знаний. В современной практике постоянно растет роль тестирования как одного из наиболее точных методов педагогических измерений. Основной функцией тестирования является функция контроля. При тестировании в е обучающиеся находятся в равных условиях, что позволяет объективно сравнить их достижения, исключается субъективность учителя.
Литература:
Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. 2001. №2. С.108-115.
Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. 2000. №4. С. 21-27.
Девяткина Г.В. Проектирование учебно-технологических игр. // Школьные технологии. 1998. №4. С. 121-126.
Монахова Л.Ю. Теоретические аспекты технологии проектирования индивидуальных образовательных программ. // Наука и школа. 2000. №1. С.45.
Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 1998. 144 с.