Презентация Школьный музей как центр патриотического воспитания


«Школьный музей как центр гражданского воспитанияучащихся МОУ «Гимназия №1 г. Майского» . Учитель истории и обществознанияМартыненко Н.А. Пояснительная записка Современное общеобразовательное учреждение - это важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения. Вопросы гражданско-патриотического воспитания молодежи и роль школы в данном процессе находятся в центре внимания общественности и государства. Современное российское общество все больше приходит к пониманию того, что научить подрастающее поколение уважать людей, живущих рядом, их традиции, историю, любить родной край, город, народ, который в нем живет - значит, укрепить основы государственности. И нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - гражданина и патриота. Современное российское общество все больше приходит к пониманию того, что научить подрастающее поколение уважать людей, живущих рядом, их традиции, историю, любить родной край, город, народ, который в нем живет - значит, укрепить основы государственности. И нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - гражданина и патриота. Обоснование актуальности и востребованности проекта. Необходимость данного проекта вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно-ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идет процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями. Центром реализации такой системы становится школьный музей, который является незаменимым помощником школ в патриотическом воспитании подрастающих граждан страны, так как решает задачи формирования патриотического сознания. Музей создает особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребенка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств. Школьный музей является хранителем бесценного фонда историко-культурного наследия. Ни для кого не секрет, что наглядность производит большее впечатление, наилучшим образом влияет на гражданско-патриотическое воспитание личности школьника. Цели проекта воспитать патриота неравнодушного к прошлому и настоящему своей Родины через деятельность школьного музея, содействовать повышению эффективности учебно-воспитательной работы Основные задачи Формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально-нравственных ценностей; •Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями; Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии; Формирование научных и профессиональных интересов; Увеличение музейной аудитории за счет реализации проекта. Основные направления деятельности Сбор материалов по истории Великой Отечественной Войны; Формирование фондов подлинных памятников истории Великой Отечественной Войны, истории школы; отдела краеведение.Научно-исследовательская деятельность; Связь музея с государственными учреждениями, общественными организациями города.Обеспечение учета и условий сохранности фондов школьного музея. Основные методы работы, технологии реализации проекта Поисковая деятельность; Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и локальных войн; Экскурсии по музейным выставкам; Музейные уроки; Уроки Мужества; Экскурсионная деятельность; Подготовка экскурсоводов; Уроки истории 9-11 классов; Шефство над ветеранами войны и труда; Диспуты, круглые столы; Оформление тематических выставок Структура управления музеем Сроки реализации проекта: сентябрь 2008 – май 2012 г. Этапы реализации проекта: 1 этап: сентябрь 2008 – январь 2009 г. анализ состояния проблемы; библиографический поиск по проблеме; анализ воспитательных возможностей музея для гражданского воспитания; выявление и систематизация материалов, сохранившихся в архивах по истории школы; актуализация темы для всех субъектов образовательного процесса, выпускников, ветеранов школы; определение круга лиц для сотрудничества по созданию экспозиции музея; ; разработка программы деятельности Этапы реализации проекта: 2 этап: январь 2009 г. – май 2011 г. организация поисковой работы; создание творческих групп по направлениям деятельности музея, обучение актива музея на курсах «Основы школьного краеведения»; создание музея: оформление экспозиции; разработка и организация системы урочной и внеурочной деятельности гимназии по гражданскому воспитанию с использованием возможностей музея; разработка Положения о музее истории гимназии № 1г. Майского. Этапы реализации проекта: 3 этап: сентябрь 2011- май 2012 г. аналитический: мониторинг влияния деятельности музея в гимназии на формирование гражданственности учащихся; формирование банка методических разработок по гражданскому воспитанию учащихся; подведение итогов и анализ результатов. Ожидаемые результаты - появится интерес к истории своего отечества и родного края; - появится уважительное отношение к ветеранам, к старшему поколению; - укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни; - обучающиеся получат знания по основам экскурсоводческой деятельности, навыки общения с аудиторией, навыки работы с архивными документами и другими историческими и литературными источниками; - учащиеся получат основы научно-исследовательской работы исторической направленности; Перспективность расширять экспозиции; на базе школьного музея проводить методическому объединению руководителей школьных музеев семинаров, круглых столов, диспутов; проводить выездные экспозиционные выставки в школы города и района; Наладить сотрудничество с государственными музеями, архивомпродолжать поисковую деятельность;