Конспект занятия в рамках месячника гражданско — патриотического воспитания на тему Мы граждане твои, Россия
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ
РОДИТЕЛЕЙ «АЛДАНСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ» МУНИЦИПАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ «АЛДАНСКИЙ РАЙОН»
678900, РС (Якутия), Алданский район, г. Алдан, ул. Калинина, 2/5
тел./факс: (41145)329-52
E-mail: aldan_detdom@mail.ruКонспект занятия в рамках месячника гражданско-патриотического воспитания на тему: «Мы граждане твои, Россия».
Приоритетная область: познание.
Интеграция областей: социализация, чтение художественной литературы.
Цель: закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России: флаг, герб, гимн. Формировать элементарные представления о функциональном назначении гимна, герба и флага, о символическом значении цвета и образов (орёл, всадник). Познакомить детей с музыкой и словами Гимна РФ и Республики Саха (Якутия). Формировать чувства толерантности, уважения к другим народам, их традициям.
Задачи: воспитывать нравственно-патриотическое отношение к своей Родине. Развивать интерес к русским традициям, чувство ответственности и гордости за достижения страны. Воспитывать эстетическое отношение к цветам флага.
Возраст детей: группа «Улыбка» – 8-11 лет.
Предварительная работа: изучение государственных символов России. Беседы о стране. Чтение стихов С.Крупина. Чтение художественной литературы.
Речевое развитие и обогащение словаря: знамя, символ, герб, гимн.
Материал к занятию: карта Российской Федерации, иллюстрации с изображением государственных символов, денежные знаки, картина с изображением голубя; копии свидетельства о рождении детей; копия паспорта.
Ход занятия:
Социальный педагог читает стихотворение «Столица» С. Крупина.
Сердце есть у человека,
У лягушки и слона.
А в России век от века
Сердце Родины – Москва!
В этом городе – столице
Русский президент живёт.
Этим городом гордится
Вечно будет наш народ!
Соц. педагог: ребята, у каждого человека на земле есть своё Имя, Отчество и Фамилия. Каждый человек гордится своим именем, фамилией, особенно, если этот человек знаменит. И этими людьми гордится вся страна, и даже весь мир. Есть и своё имя у нашей Родины. Ребята, а вы знаете в какой стране мы живём?
Дети: мы живём в России.
Приложение №1. Карта РФ.
Соц. педагог: да, ребята, наша страна Россия. И мы с вами живём в стране, у которой красивое имя. Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная, как мать и отец, отсюда наш род и кровь. Родину не выбирают, она даётся человеку от рождения. Ребята, давайте поиграем в игру «Передай голубка и назови словечко». Дети встают в круг.
Соц. педагог: Сейчас, передавая по кругу голубя, вы должны, отвечая на вопрос: «Какая наша Родина?», назвать одно слово. Наша Родина какая? Игра «Передай голубка и назови словечко». Дети передают по кругу изображение голубя, называют по одному прилагательному к слову Родина: сильная, могучая, дорогая, единственная…
Соц. педагог: вы сказали о Родине много прекрасных слов. Мы – граждане России, любим и гордимся своей страной. Россия – это государство. И как все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы. Какие?
Дети: герб, флаг, гимн.
Соц. педагог: правильно. Отдавая почести этим символам, мы проявляем любовь и уважение к Родине. Государственный флаг – это знак свободы, независимости, самостоятельности государства. Кто мне назовёт цвета Российского флага?
Приложение № 2. Флаг РФ.
Дети: белый, синий, красный – цвета Российского флага.
Соц. педагог: совершенно верно. Дети, вы правильно перечислила цвета. Ребята, белый, синий, красный цвета издревна почитались на Руси. Мы говорим: «Сине море», «Белый цвет», «Красна - девица». Белый, синий и красный цвета отвечали народным приметам, представлениям о красоте окружающего мира, доброте и справедливости. Видимо, не случайно стали они цветами государственного флага России.
Соц. педагог: Ребята, давайте послушаем стихотворение «Флаг» С. Крупина. А прочтёт стихотворение……... Прослушивание отрывка стихотворения «Флаг» С. Крупина.
Белый, синий, красный –
Это наш красивый флаг.
Белый, синий, красный –
Это наш российский знак!
Белый – небо, синий – вода,
Красный – цветы, и леса, и луга.
Красный еще означает любовь,
Синий ещё означает добро,
Синий ещё означает тепло.
А белый – он белый.
И грустен, и тих,
И любит он добрых двух братьев своих.
И красного любит, и синего тоже,
Хотя они совсем не похоже.
Соц. педагог: очень важно не перепутать порядок полос флага. Вверху какая? Дети: полоса белого цвета.
Соц. педагог: в середине?
Дети: полоса синего цвета.
Соц. педагог: внизу?
Дети: полоса красного цвета.
Соц. педагог: а чтобы лучше закрепить последовательность цветов, я предлагаю сыграть в игру «Собери флаг». Внимательно слушайте задание.
Под музыку вы свободно перемещаетесь по группе с ленточками разного цвета.
Как только музыка останавливается, постройтесь в три шеренги по порядку цветов флага.
Игра «Собери флаг».
Все страны мира, все государства, существующие на Земле, имеют свой герб. Герб – это очень важный государственный символ России. Герб – отличительный знак, официальная эмблема государства. Сейчас ……. прочитает стихотворение «Герб» С.Крупина.
Не ищите вы гербы
Под осинкой, как грибы!
Их найдём мы на монетах
И на гербовых конвертах,
И на гербовой бумаге,
И печатях и на флаге!
Соц. педагог: герб устанавливают на границе. Герб России видим очень часто на государственных документах, на свидетельстве вашего рождения, на паспорте. Его наличие подтверждает, что человек является гражданином РФ. Давайте рассмотрим герб РФ. Что изображено на гербе нашей страны?
Дети: на гербе нашей страны изображён двуглавый орёл. На груди орла изображён всадник с серебряным копьём.
Соц. педагог: это, дети, Святой Георгий Победоносец. Он победил чёрного дракона.
Приложение № 4. Денежные знаки.
Что изображено на монетах?
Дети: на монетах изображён герб РФ.
Соц. педагог: как называются монеты, на которых изображён всадник? Почему они так называются? Копьё Георгия Победоносца дало название монетке – копейка, Московские князья, а затем русские цари использовали печати, чеканили монеты с изображением всадника (предложить детям сравнить современные монеты с монетами Советского периода). Дети рассматривают иллюстрации, делая свои заключения.
Соц. педагог: дети, у каждой страны есть самая главная песня. Что это за песня?
Дети: гимн.
Соц. педагог: гимн должны знать все люди, которые живут в России. Не только знать, но и относиться к ней с трепетом и уважением. Музыку к нашему гимну написал композитор Александров, а слова – хорошо вам известный поэт Сергей Михалков. Да, да тот самый, который написал стихотворение про всеми любимого « Дядю Стёпу». Послушайте музыку Гимна России.
Я попрошу всех встать, потому что гимн слушают стоя, это знак уважения к своему государству к своей Родине.
Звучит Гимн РФ.
А теперь мы послушаем гимн нашей Республики Саха(Якутия).
Приложение №5. Гимн РФ.
Соц. педагог: ребята, ……. прочитает стихотворении «Гимн» С. Крупина.
В Древней Греции и Риме
Пели гимны в честь богов.
Воспевают гимн и ныне
В школе хор учеников!
Только гимн совсем другой –
Гимн страны моей родной.
Итог занятия.
Ребята, сегодня мы закрепили государственную символику России. Узнали много нового и интересного. Я надеюсь, что вы всегда будете гордиться нашей Родиной и когда вырастите, может быть прославите её своими именами. Но если вы не станете знаменитыми учёными, космонавтами, а будете врачами и рабочими, которые добросовестно трудятся во благо Родины, то знайте, Россия всегда будет гордиться такими гражданами РФ, вашими делами и поступками.
Список использованной литературы:
1. С. Крупин «Сборник стихов».
2. М.П. Голованова «Герб. Флаг. Гимн России».
3. Т.Коти «Моя первая книга о России».