Конспект урока Можем ли мы увидеть музыку

Конспект урока музыки в 5 классе.
 Тема урока:«Портрет в музыке М.П.Мусоргского».
Тема четверти: Можем ли мы увидеть музыку?
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: углубление представлений учащихся об изобразительных свойствах музыки.
Задачи:
Образовательные:
-проверить знания  о составе и творчестве композиторов сообщества «Могучая                  кучка» путем интерактивной викторины;
- развивать  внутренний  слух и внутреннее  зрение  как основу  развития творческого воображения;
-дать понятие «музыкальный портрет» на примере " Песни Варлаама" М.П. Мусоргского;
-дать краткую справку о жизни и  творчестве М.П.Мусоргского;
-учить сопоставлять произведения музыки и живописи (И.Е. Репин " Протодьякон")
Воспитательные:
- способствовать формированию интереса к истории и культуре своего Отечества.
Развивающие:
-активизировать  учебно-творческую  деятельность и эмоциональность учащихся;
-развивать вокально-хоровые навыки.
Методы:
«Возвращение» на более высоком уровне
Размышление о музыке
Тождества и контраста
Содержательный анализ инструментального произведения
 Дискуссия,
Диалог(подводящий).
 Пластическое интонирование
 
Музыкальный материал:
М.П.Мусоргский " Богатырские ворота",«Песня Варлаама» из оперы  «Борис Годунов»; "Песня о маленьком трубаче" С. Никитин - С.Крылов.
Оборудование:  Мультимедийный экран, проектор, компьютер, магнитофон, презентация,  видеофрагмент оперы.
Технологии интерактивного обучения, критического мышления.
Форма работы: Коллективная, групповая, индивидуальная.
 Эпиграф урока: “Как сходна музыка с человеком! У нее человеческое лицо в моменты, когда ее вдруг увидишь воочию” А. Сууман.
 Ход урока.
Вход: « Богатырские ворота» М.П.Мусоргского.
1. Организационный момент.
На протяжении нескольких уроков вы  разбирали  взаимосвязи музыки и изобразительного искусства. Внимательно прочитайте эпиграф .Слайд № 2.
Чем же мы будем заниматься сегодня?  Сформулируйте тему и  проблему нашего урока. (идет короткая дискуссия). Будем вслушиваться и всматриваться в музыку. Слайд № 3.
Тема нашего урока - «Портрет в музыке ...(М.П. Мусоргского)». Кого? Фамилия пока нам неизвестна. Но я дам подсказку. Под музыку этого композитора мы входили в класс. Кто узнал? Если правильных ответов нет, то переходим к викторине.  Последний вопрос викторины поможет определить фамилию композитора. Прежде чем отвечать, чтобы не ошибиться, в парах обсудите и проверьте свой ответ.
2.Слад № 4 .    Более ста лет назад, во второй половине XIX века, в Петербурге  появилось замечательное содружество передовых музыкантов. Как называлась эта  группа?(Могучая кучка" или  балакиревский  кружок, «Новая русская музыкальная школа")
Слайд №  5   Для чего объединились вместе эти композиторы? (Композиторы «Могучей кучки» по праву считали себя наследниками М.И.Глинки и свою цель видели в развитии русской национальной музыки.
(дополнительно) «В балакиревском кружке господствовало полное единодушие, жизнь и работа кипели», - вспоминала сестра М.И.Глинки. Каждый из товарищей редко приходил на встречу с пустыми руками: он приносил либо новое произведение свое, только что законченное, либо отрывки с создаваемого в эту минуту. Один показывал новое скерцо, другой – новый романс, третий – часть симфонии или увертюру, четвертый – хор оперный ансамбль. Какое это было раздолье творческих сил!"
Слайд № 6.  Какие композиторы входили  « Могучую кучку»?
Талантливый музыкант Милий Алексеевич Балакирев, молодой военный инженер Цезарь Антонович Кюи и восемнадцатилетний гвардейский офицер Модест Петрович Мусоргский. Потом к ним присоединились ученый-химик Александр Порфирьевич Бородин и совсем еще юный моряк Николай Андреевич Римский-Корсаков. Во главе кружка встал М. А. Балакирев - он являлся преемником  Михаила Ивановича Глинки в русской музыке.
Слайды   № 7. Именно он в одной из статей  назвал своих молодых друзей "Могучей кучкой". ( Владимир Васильевич Стасов - искусствовед, критик, общественный деятель, идейный вдохновитель  кружка )
Слайд № 8. В юности он кадет- в  молодости гардемарин, в  зрелом возрасте- профессор Петербургской консерватории. Назовите его имя.  (Николай Андреевич Римский -Корсаков)
Слайд № 9 В детстве он любил взрывать - стал ученым-химиком. Любил музыку - стал композитором. Кто он? ( Александр Порфирьевич Бородин)
Слайд № 10. По словам Стасова, он - самый гениальный из  своих друзей- композиторов. Он сочинил "Картинки  с выставки", оперы "Хованщина",  "Борис Годунов". Назовите композитора. (Модест Петрович Мусоргский).
Учитель: Вы верно ответили на все вопросы и теперь мы знаем, с музыкой какого композитора будет связан наш урок.  Какую фамилию мы запишем в теме урока?
Учащиеся: Модест Петрович Мусоргский.
 3. Слайд № 11. Тема нашего урока-"Музыкальный портрет в музыке  М. П. Мусоргского".
Учитель: Мусоргский  проявлял большой интерес к народной жизни и к русскому человеку. Он создал множество ярких музыкальных образов, в которых раскрывается неповторимость их характеров. О таких образах – портретах  будет наш урок.
Какие задачи нам предстоит решить ? (в ходе обсуждения придти к единому мнению).
Слайд  № 12    Обратите внимание на годы жизни. Сколько лет прожил? (42 года). Он окончил Школу гвардейских прапорщиков в Петербурге, и некоторое время служил в Преображенском гвардейском полку. Затем решил навсегда оставить службу, и его главным занятием стала музыка. Вся жизнь его была великим трудовым подвигом Чтобы освободить крепостных крестьян, он отказался от откупных платежей и остался без всяких средств к существованию, а в  последний год своей жизни потерял  крышу над головой.
Слайд № 13. Художник И.Репин, который горячо любил композитора, написал выдающийся портрет М.П.Мусоргского – умирающего, но не сломленного страданиями. 
Учитель:  А что такое  музыкальный портрет?(дискуссия)
Слайд 14.
Музыкальный портрет-это описание  характера героя средствами музыки. В нем неразрывно взаимосвязаны выразительность и изобразительная сила интонаций музыкального языка. Музыкальный портрет - особенный. Ведь это портрет внутреннего мира человека (его чувств, мыслей, настроений, характера), который трудно увидеть глазами, но можно прекрасно почувствовать.(Запишите определение в тетрадь)
Слайд № 15
Учитель: « Моя музыка должна быть художественной передачей человеческого  языка во всех наитончайших нюансах» М.П.Мусоргский.  На каких интонациях строил мелодии композитор? 
Учащиеся: На интонациях человеческой речи- это одна из основных особенностей музыки М.П.Мусоргского.
Учитель: Вам предстоит вслушаться в музыкальную речь героя, представить его внешний вид  и характер. В музыке не может быть сходства с конкретным лицом, но в то же время не случайно говорится, что «в интонации спрятан человек». Что поможет нам увидеть незнакомого человека?
Учащиеся: Выразительные интонации и наше воображение, внутреннее зрение.
Слушание «Песни Варлаама» из оперы «Борис Годунов» М.Мусоргского.(исполняет  Ф.И.Шаляпин)
Слайд №16
Учитель: Нарисуйте  образ человека словами, опишите его. Какими качествами он обладает?
Учащиеся:  Человек  грозный, сильный, большой, высокий, могучий.
Учитель: Какими словами можно охарактеризовать главную интонацию мелодии?
 Слайд № 17("Молодецкая, мощная, могучая, добрая, нежная, светлая, залихватская, буйная, густая, яркая")
Выберите нужные слова, обсудите в парах  и запишите их в музыкальный словарик. Проверьте друг друга.
 
Учитель: А я бы добавила такие слова: разбойничья, по выражению критика - “звероподобная” (голос великого Ф.И.Шаляпина, мастерство певца помогают нам это услышать).
Учитель: Какие музыкальные  краски выбрал  композитор? Назовите средства выразительности.
Учащиеся:  Темп - быстрый, тембр голоса -  низкий, густой бас; лад - преобладание минорных интонаций, хотя они и сменяются мажором.
Учитель: Низкое звучание инструментов всего симфонического оркестра и отдельно резких тембров медной группы оркестра; постоянно громкое звучание всей песни.  Разухабистый, чуть ли не плясовой характер оркестрового вступления, в котором мелодия яростно мечется по всем регистрам.
Учитель: Варлаам – это беглый монах, который захотел  свободной,  разгульной,  веселой жизни. Он покинул монастырь, отправился в дальний путь, зашел  в корчму, чтобы сытно поесть и выпить. Там  Варлаам запевает песню. В песне он поет про себя?
Учащиеся:  Нет,  про осаду Казани войсками Ивана Грозного, про гибель людей.
Учитель: Что мы слышим в конце песни?
Учащиеся: В конце песни мы слышим  дикий выкрик Варлаама (Эй!)
Учитель: Какова интонация?
Учащиеся:  Он с радостной интонацией в голосе, поет о гибели огромного числа людей.
Работа над песней "Как во городе было во Казани"
- чтение текста 1куплета;
- показ мелодии и разучивание фрагмента песни (обращаем внимание ребят на призывный, напоминающий “богатырскую” интонацию “Песни о маленьком трубаче”, возглас квинты в начале фразы; топтание на одном звуке и акцент на пониженной второй ступени, как в “Богатырской симфонии”; громкость звучания);
Слайд № 18
Учитель: Посмотрите на картину  И.Репина «Протодьякон».  (Протодьякон – старший дьякон.  Дьякон – помощник священника при совершении церковной службы).
Учитель: Обратите внимание на взгляд этого человека. Встаньте и попробуйте изобразить этот взгляд. Какой он?
Учащиеся: Тяжелый и властный, острый, хищный, злой взгляд сытого, безразличного к другим людям человека (такой никого не пожалеет, думает только о себе).
Учитель: Сравните образы Варлаама и  Протодьякона.
Учащиеся:  Это портреты. Они похожи.  И в музыкальном и в живописном портрете чувствуется  образ властного, жесткого, с разбойничьим норовом человека. Картина, как и музыка, написана в темных тонах.
Учитель:  Мы с вами сравнили два портрета – музыкальный и живописный. Музыкальный портрет принадлежит перу русского композитора М.П. Мусоргского ( песня Варлаама из оперы “Борис Годунов”), второй портрет принадлежит гениальному русскому портретисту И. Репину (портрет называется “Протодьякон”). Причем эти портреты создавались независимо друг от друга. Увидев этот портрет на выставке художника, композитор воскликнул: “Это же мой Варлаамище! Это же целая огнедышащая гора!”
Учитель: Что помогло композитору и художнику, независимо друг от друга, создать такие похожие образы?
Учащиеся: Такие люди были на Руси. А искусство отражает окружающую нас реальность.
Учитель : Совершенно верно! В портрете “Протодьякона” И.Е.Репин обессмертил образ дьякона Ивана Уланова, из своего родного села Чугуево, о котором написал: “ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев”.
Учитель : Как относятся художник и композитор к таким людям? Обоснуйте ответ.
Учащиеся: Они их осуждают, порицают.
Учитель : А нам передалось это отношение?
Учащиеся:  В музыке и в живописи это отношение  мы почувствовали.
4.Учитель : Составьте синквейн об этом образе. Работаем в парах.
Проверка синквейнов.
Учитель: В каких видах искусства происходит интеграция музыки, изобразительного искусства, литературы?
Учащиеся: в опере.
Учитель: Чтобы еще раз проверить свое воображение, предлагаю посмотреть фрагмент оперы М.Мусоргского “Борис Годунов” - сцена в корчме. Исполнитель роли Варлаама-солист Большого театра Алексей Кривченя. Каждый исполнитель вносит свои краски в создаваемый образ.
Слайд № 19. Просмотр видео.
Вывод:  Репин и Мусоргский были единомышленниками в искусстве, цель у них была одна: правдивое изображение жизни во всем ее многообразии. Они стремились к постижению народного духа, отражению в искусстве народных типов.
Учитель: А какие песни  о богатырях вы знаете?
Учащиеся: "Песню о маленьком трубаче" С.Никитина и С.Крылова.
Учитель: Вспомните исполнительский план песни.
Исполнение  песни  всем классом.
Учитель:  Как вы оцените  собственное исполнение?  
 Учитель: Как вы думаете, мог ли бы такой человек, как Варлаам, совершить подвиг маленького трубача? Почему? А Варлаама можно назвать богатырем?
Учащиеся: Нет, в нем есть Сила, но нет Добра.
5. Рефлексия.
Что вы узнали на уроке?
В чем стали умнее, взрослее, что поняли?
Музыка обладает изобразительностью. Мы с помощью внутреннего зрения можем представить то, о чем нам рассказывает композитор. Сила и героизм - не одно и тоже.
Учащиеся заполняют лист достижений.
Продолжают предложения  на листе:
Я на уроке узнал...
 Мне понравилось.
Я научился петь песню
5.Домашнее задание. Нарисовать портрет героя, на которого ты хочешь быть похожим или написать про него сочинение.
Использованные ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Слайд 19. Видео www.youtube.com/watch?v=46mym4w2SPs
Учитель музыки высшей категории   Аристова Т.В.
Технологическая карта конструирования комбинированного урока
Предмет – музыка.
Класс – 5.
УМК-В.О. Усачева - Л.В. Школяр ,  "Баласс"
Тема  «Портрет в музыке М.П. Мусоргского». Продолжительность урока 45минут.
Цель урока: углубление представлений учащихся об изобразительных свойствах музыки.
Задачи:
Образовательные:
- развивать  внутренний  слух и внутреннее  зрение  как основу  развития творческого воображения;
-дать понятие «музыкальный портрет» на примере " Песни Варлаама" М.П. Мусоргского;
-дать краткую справку о жизни и  творчестве М.П.Мусоргского;
-учить сопоставлять произведения музыки и живописи (И.Е. Репин " Протодьякон")
-проверить знания  о составе и творчестве композиторов сообщества «Могучая кучка»  в ходе  интерактивной викторины;
Воспитательные:
- способствовать формированию интереса к истории и культуре своего Отечества.
Развивающие:
--активизировать  учебно-творческую  деятельность и эмоциональность учащихся;
- развивать и совершенствовать   певческие навыки.
Формируемые  образовательные результаты:
1. Предметные: в результате урока учащиеся смогут
- уметь распознавать образ музыкального  произведения, средства музыкальной выразительности.
- знать и понимать  значение выражения «музыкальный портрет», о творческом содружестве «Могучая кучка».
- воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе знаний основных средств музыкальной выразительности,
2. Метапредметные УУД: в результате урока учащиеся смогут
Познавательные УУД :
размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.
познавать  различные явления  жизни  композитора  на основе вхождения в мир его музыкальных образов, их анализа, сопоставления;
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и живописи;  анализировать  и сопоставлять произведения музыки и изобразительного искусства.
 Регулятивные УУД:
владеть  умением целеполагания в постановке учебных задач,
планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки при выявлении связей музыки с  изобразительным искусством, театром  в ходе исполнения музыкальных сочинений.
самостоятельно определять выразительность и изобразительность музыки Мусоргского,  излагать свои мысли о музыке.
 владеть навыками осмысления и обобщения учебных действий в процессе восприятия и исполнения музыки
формулировать собственное мнение и позицию по отношению к материалу урока.
Коммуникативные УУД:
передавать  собственных впечатлений о музыке и живописи в устной и письменной речи;
 инициировать  взаимодействия в группе, коллективе в процессе самостоятельной работы с музыкальной и художественной информацией;
дать самооценку и интерпретацию собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки.
 3. Личностные  УУД:  в результате урока учащиеся смогут
осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на  духовно-нравственное становление личности;
понимание жизненного содержания  классической и современной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством, театром в процессе освоения музыкальной культуры.
проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное заинтересованное отношение к музыкальным, живописным  произведениям;
уметь участвовать в коллективно – творческой деятельности
________________________________________________________________________________________
_ Оборудование  урока:
-фортепиано, музыкальный центр;
- мультимедийная техника: компьютер, проектор, презентация, видеофильм.
-учебник "Музыка", тетради, музыкальный словарь.
- листы достижений  (на каждого ученика);
___________________________________________________________________________________
 Межпредметные связи: Изобразительное искусство, литература, история.
_________________________________________________________________________________________
Тип урока: комбинированный
Формы урока:  коллективная, индивидуальная, групповая.
Технология: интерактивная, критического мышления.
Методы:.  
 «Возвращение» на более высоком уровне
Размышление о музыке
Тождества и контраста
Содержательный анализ инструментального произведения
 Дискуссия,
 диалог.
Метод словесного рисования.
Пластическое интонирование.
Основные понятия. Опера, песня, портрет.
Словарь урока:
Музыкальный портрет- это описание  характера героя средствами музыки
Протодьякон – помощник священника при совершении церковной службы.
 
Дидктическая структура урока, время этапа
Методы,
методи-ческие  приемы обучения
Формы
учебного взаимо-действия
Средства обучения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые универсальные учебные и предметные действия







Предметные УУД
Личностные УУД, метапредметные. УУД

Организа-ционный момент, 2мин
Словесные
Наглядные
Дискуссия
Индиви-дуальная
Презентация, слайд 2,3
Создает эмоциональный и интеллектуальный настрой на предстоящую работу.
Побуждает задуматься  о смысле эпиграфа и цели урока.
Вступают в  дискуссию, ведущую к формулировке темы и задач урока. Ориентируются  на позицию учителя и автора эпиграфа  в  предстоящем общении и взаимодействии.
Предметные Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и ИЗО.
Личностные
- Проявлять  интерес к музыке.
Регулятивные
 - Владеть умением целеполагания ,как способностью соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно.

Актуализация знаний,
10мин.
"Возвраще-ние  на более высоком уровне"
викторина
"Верные и неверные утверждения".
в парах,
группах
Слайд4-11
Организует работу в парах. Задает  вопросы с целью актуализации у учащихся имеющихся знаний по теме «Могучая кучка».
Обсуждают  в парах варианты ответа. Отвечают  на вопросы викторины, аргументируя ответы. Осознают тему урока.
ПредметныеВоспроизводить знания, полученные на прошлом уроке.
Личностные
- Проявлять  интерес к русской композиторской музыке.
Коммуникативные
- Включаться  в коллективное обсуждение вопросов
- Взаимодействовать с товарищами в группе в соответствии с правилами

Сообщение нового материала
20минут
Метод размышления о музыке.
Метод содержательного анализа художественного произведения.
Словесное рисование
Диалог
Наглядный
Пластическое интонирование
Коллек-тивная, индиви-дуальная
Слайд12-18
тетради
Дает краткую информацию о жизни и творчестве  М.П. Мусоргского,
понятие "Музыкальный портрет". Организует прослушивание муз.произведения.
Ведет подводящий  диалог,
Учит воспринимать и сопоставлять произведения музыки и живописи.
Отвечают  на вопросы, размышляют , формулируют цели и задачи  урока. Записывают в тетрадь новое понятие. 
Слушают музыкальное произведение (фрагмент)
Определяют музыкальный образ, выбирают  и записывают в тетрадь   верные интонации.  Называют  средства выразительности, делают обобщения.
Анализируют   мелодию и текст. Разучивают 1 куплет песни.
Рассматривают картину И.Репина. Передача образа в пластике
Сопоставляют музыкальный и живописный портреты.
Предметные
-Уметь распознавать образ музыкального  произведения,размышлять о музыке;
-Находить ассоциативные связи между образами музыки и ИЗО.
-Владеть музыкальными терминами и понятиями.
-Исполнять песню на основе знаний основных средств музыкальной выразительности.
Личностные
- Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.
- Уметь участвовать в коллективно – творческой деятельности. Регулятивные
 -Владеть  умением целеполагания при выявлении связей музыки с  изобразительным искусством.
Познавательные
-Уметь действовать в  соответствии с целевой установкой.
Коммуникативные
 -Понимать и сохранять
учебную цель и задачу.
 -Дополнять и уточнять мнения, высказанные одноклассниками

Закрепление изученного материала
10мин.
Технология критического мышления-синквейн Наглядный
Творческий.
в парах Фронтальная 
групповая Индивидуальная
тетради
видео

Формирует умение переводить информацию из эмоционально
го вида в вербальный,
Проверяет  умение работать в парах. Организует просмотр видео, диалог,исполнение ранее выученной песни
Составляют  синквейн, проверяют результат в парах.
Смотрят видео и сравнивают со своим представлением этого образа. Отвечают на вопросы.
Обсуждают исполнительский план песни. Работают над вокально-хоровыми навыками при исполнении  песни. 
Предметные
-Высказывать суждение о взаимодействии музыки и  живописи, Участвовать в коллективной исполнительской деятельности Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.
Личностные
-Осмысленно развивать образное мышление.
-Расширять музыкальный кругозор.
-Эмоционально воспринимать музыкальное произведение в видео.
Регулятивные
-Планировать собственные действия  в ходе исполнения песни. Самостоятельно работать в тетрадях.
Познавательные
-Уметь строить речевое высказывание в письменной форме(синквейн).
Коммуникативные
-Уметь  слушать и вступать в диалог
-Взаимодействовать с товарищами в группе.

Подведение итогов
2мин
 
коллективная индивидуальная
Лист достижений
Подводит итог. Проверяет  усвоение темы урока. Организует обобщение знаний,
рефлексию достижения цели. Предлагает ученикам заполнить лист достижений
Ученики делают выводы.
Записывают на листе достижений:
Я на уроке узнал...
 Мне понравилось.
Музыка нарисовала портреты....
Я научился петь песню
 
- Использовать полученные знания о музыке в качестве аргументов для защиты собственной точки зрения. 
Личностные
-Понимать  жизненное содержание классической и современной музыки.
Регулятивные
-Владеть навыками обобщения  и осмысления своих действий.
Коммуникативные
-Дать самооценку и собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки.
- Включаться  в коллективное обсуждение вопросов
Познавательные
- Уметь осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Домашнее задание
1мин.
Два варианта задания на выбор.
 
Нарисовать портрет героя, на которого ты хочешь быть похожим или написать про него сочинение.
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

Самоанализ урока.
Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Дата:09.02
Класс: 5 класс
Учитель:  Аристова Татьяна Викторовна
Количество учащихся в классе: 18 человек
Присутствовали на уроке: 13 человек
Тема урока: «Портрет в музыке М.П. Мусоргского"
Тип урока:   комбинированный
Дидактическая цель урока:  углубление представлений учащихся об изобразительных свойствах музыки.
Задачи  урока:
Образовательные:
- развивать  внутренний  слух и внутреннее  зрение  как основу  развития творческого воображения;
-дать понятие «музыкальный портрет» на примере " Песни Варлаама" М.П. Мусоргского;
-дать краткую справку о жизни и  творчестве М.П.Мусоргского;
-учить сопоставлять произведения музыки и живописи (И.Е. Репин " Протодьякон")
-проверить знания  о составе и творчестве композиторов сообщества «Могучая кучка»  в ходе  интерактивной викторины;
 
- способствовать формированию интереса к истории и культуре своего Отечества.
 
--активизировать  учебно-творческую  деятельность и эмоциональность учащихся;
- развивать и совершенствовать   певческие навыки.
 

Ведущие аспекты анализа урока
Содержание наблюдения

Дидактическая цель урока:  углубление представлений учащихся об изобразительных свойствах музыки
Дидактическая цель урока:  углубление представлений учащихся об изобразительных свойствах музыки

Содержание урока
Содержание урока построено в соответствии с  содержанием программы. Урок драматургически выстроен. Все элементы урока взаимосвязаны, проникнуты единой логикой, нацелены на достижение  положительного результата.   На уроке представлены разнообразные виды деятельности: восприятие музыки ,анализ, хоровое пение, пластические  движения, творческие задания. Музыкальный материал соответствует возрастным особенностям  учащихся.

Методы обучения
Методы:.  
 «Возвращение» на более высоком уровне
Размышление о музыке
Тождества и контраста
Содержательный анализ инструментального произведения
 Дискуссия, диалог.
Метод словесного рисования.
Пластическое интонирование.
Методы и приемы выбраны рационально. На  уроке  прослеживалась связь с жизнью, урок развивающий, личностно- ориентированный. Наблюдались связи с другими предметами. Методы способствовали  развитию творческой активности  учащихся, создавали проблемно-поисковые ситуации на уроке. 

Формы обучения
Для решения дидактической задачи  применялись  следующие   формы  обучения:    групповая, индивидуальная, коллективная.

Результативность урока
Урок цели достиг.

Практическая направленность урока
Предложенные учащимся задания  были направлены на достижение цели. Деятельность учащихся была спланирована.Воспринимали музыку внимательно, отвечали  четко и правильно, сопоставляли произведения музыки и живописи активно, исполняли песни выразительно, составляли синквейн, заполняли листы  достижений. Урок прошел продуктивно, в хорошем темпе. С поставленными задачами  учащиеся  справились.

Самостоятельная работа учащихся  как форма организации учебной деятельности
Самостоятельно обсуждали проблемные вопросы, формулировали цели урока. Характер самостоятельной учебной деятельности  творческий. Оказывали  взаимопомощь друг другу в парной и групповой работе, оценивали, контролировали друг друга.

Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока
Все виды  универсальных учебных действий в течение урока  отслеживались. 

Применение  ИКТ.
На уроке  применялись: мультимедиа  проектор, презентация учителя, видеофильм. 

Структура урока
Структура урока соответствовала  поставленной дидактической задаче. Урок логически выстроен, наблюдается связь с предыдущим материалом, мотивация на изучение нового материала, закрепление, практическая деятельность на уроке  на основе изученного материала.

Педагогический стиль
На уроке соблюдались нормы этики педагога.

Гигиенические требования
Температурный режим  соответствовал норме, класс перед уроком  проветривался,  на протяжении урока виды деятельности чередовались, а также проводилась  динамическая пауза(пластическое интонирование)

 
 

 




15