Разработка урока Экскурсионный образовательный маршрут по историко-культурным местам г. о. Нальчика


Экскурсионный образовательный маршрут по историко-культурным местам г. о. Нальчика
«От памятника Кешокову А.П. до Четвертого озера».
В одном из живописных уголков мира расположена наша республика - КБР. Столица КБР город Нальчик. Крепость Нальчик была основана в 1818 году. Военное поселение при крепости было основано в 1838 году, преобразовано в слободу в 1863 году, в поселении проживало тогда 3,5 тыс. человек. Нальчик получил статус города в сентябре 1921 года. Сейчас Нальчик, является одним из крупнейших центров туризма и альпинизма. 31 октября 1999 года город Нальчик утверждён Курортом федерального значения. 25 марта 2010 года Указом Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Нальчику присвоено почётное звание Российской Федерации «Город воинской славы».
Объект № 1. В 2009 г. к 95-летию классика кабардинской литературы в Нальчике торжественно открыт памятник драматургу, народному поэту Кабардино-БалкарииАлиму Кешокову. Бронзовую фигуру писателя, сидящего с книгой,изваялскульптор Михаил Тхакумачев.Памятник установлен перед зданием администрации г. Нальчика. Чуть раньше в 2006 г. улица Советская была переименована в честь А.П. Кешокова. Алим Кешоков (1914-2001) – родился в с. Шалушка Чегемского района. Свои первые стихи Алим Кешоков написал в 1924 году. Начал печататься в 1934 году. Его первый сборник стихов — «Бгы лъапэхэм деж» («У подножия гор». 1934), была опубликована на страницах альманаха "КъаруущIэ" ("Новая сила"). Судьба распорядилась так, что Алим Кешоков - фронтовик прошагал дорогами Великой Отечественной войны рядом с земляком, классиком балкарской литературы Кайсыном Кулиевым, вынес раненого друга с поля боя. Поэты называли друг друга братьями и дружили до последних дней. Роман А. Кешокова "Сломанная подкова" рассказывает о трагической гибели 115-й Кавалерийской дивизии, в составе которой он воевал, сформированной из 5,5 тысяч сынов республики. Всадники дивизии были брошены с саблями против танков, многие из них сложили головы на поле битвы.
За фронтовые подвиги и заслуги в области литературы Алим Кешоков награжден орденами Ленина, Отечественной войны, Октябрьской революции, Дружбы народов, двумя орденами Красной Звезды, тремя орденами Трудового Красного Знамени. Он Герой социалистического труда, лауреат Государственной премии им. Горького, международной премии им. Шолохова, Госпремии КБР. Последние годы жизни жил в Москве, где умер 29 января 2001 года. Похоронен на родовом кладбище в селении Шалушка.
Объект № 2. Кавказская война 1763-1864 гг. была одной из самых кровопролитных войн и самой длительной в истории России. Она послужила тому, что тысячи адыгов покинули свои родные края. В результате этой войны древняя страна – Черкесия исчезла с карты мира, черкесы подверглись геноциду - потеряли 9/10 своей территории, свыше 90% населения, были рассеяны по всему миру, понесли невосполнимые физические и культурные потери. Для любого народа, наверное, нет ничего хуже, чем потерять свою родину. Теряющий родину — теряет все. Говорит абхазская пословица
О последствиях Кавказской войны писали многие авторы. Например, роман Шинкубы Баграт «Последний из ушедших». Здесь говориться о том, как убыхи покинули свою историческую родину.
Памятник жертвам Кавказской войны XVIII-XIX веков "Древо жизни" установлен в 2004 году в сквере свободы в г. Нальчике. Скульптор А.Гучапшев. Памятник сооружен из бронзы. Мемориал символизирует древо жизни. Древо жизни обозначает переломный момент в жизни народа.
21 мая — день памяти и скорби адыгов по жертвам Кавказской войны, учреждён в 1992 году Верховным Советом КБССР и является нерабочим днем.
Объект № 3. Точная дата рождения Ж. Казаноко не известна – за основу принят 1685 год. Целых три населенных пункта Кабардино-Балкарии – Заюково, Аушигер и Кенже – считают его своим земляком. Точно также имеется несколько селений, где будто бы находится его могила: 1) в ущелье Кенже под Нальчиком, 2) у селения Атажукина, 3) у селения Аушигер. В конце XIX века надгробные стелы Жабаги и его супруги были перенесены в Нальчик и в 1957 году установлены в садике Свободы у здания медфака КБГУ. В причинах и дате этого переноса много неясностей и нестыковок, но факт остается фактом – под стелами нет праха выдающегося мудреца. Установить где находится прах мудреца, решили исследователи из Нальчика Мария и Виктор Котляровы. Путем изучения многочисленных документальных свидетельств они пришли к выводу, что аул Казанукой, на который указывает ряд ученых, не мог располагаться в ущелье Кенже под Нальчиком, как не могли стать последним приютом Жабаги северные окраины нынешнего селения Аушигер. За основу была взята версия, согласно которой с. Атажукин и аул Казаноково (Къэзанокъуей), располагавшийся когда-то на правой стороне Баксана у селения Заюково, являются одним и тем же поселением. Ее подтверждают и записи информатора, опубликованные в книге «Сказания о Жабаги Казаноко»: «Казаноко жил в Кабарде. Оно находилось за Баксаном между селениями Заюково и Жанхотеко – село под названием Казанокой. Оно не дошло до нашего времени. Вот в этом селении жил Казаноко Жабаги. В XIX в надгробные стрелы Жабаги и его супруги были перевезены Нальчик и в 1957 г. установиливозле здании медицинского факультета КБГУ. А. И. Гедгафов, поведал Котляровым, что перед Великой Отечественной войной заюковские аксакалы Тати Шогенов, Цацу Купов и Бахит Шомахов, носители знаний о прошлом и народной мудрости, также рассказывали ему об этом. Впоследствии он сам, будучи на сенокосных угодьях видел остатки фундамента домика, в котором жил мудрец, а также холмики над двумя могилами. Помнит, как люди сетовали, что знаковый этот погост никак не обозначен потомками. Об этом же рассказал другой заюковец Руслан Сижажев: мальчишкой он бывал на той поляне неоднократно и однажды отец показал ему на развалившийся фундамент и примыкающие к нему могилы и, сделав дуа, сказал следующее: «Здесь похоронен Жабаги Казаноко и его супруга, а на их могилах нет даже памятников – их перевезли в Нальчик, а взамен ничего не поставили». Высказывания Жабаги Казаноко и по сей день ходят в народе как афоризмы. Ниже приведем некоторые из них.
Истинный мудрец лишь тот, кто смотрит далеко вперед.
Дураков я обхожу, умный сам меня обходит.
Первым не бей, но «сдачи» не жалей.
Ум гнездится в умении учиться.
Не стой к врагу спиной.
Не с кем держать совет — спроси свою шапку.
Объект № 4. В июне 1909 года Государственная дума приняла Закон о преобразовании Нальчикской горской школы в реальное училище имени Александра III. Согласно этому документу в Нальчике открывалось учебное заведение, состоящее из 6 основных и  одного приготовительного класса. При училище учреждался пансион на 50 казенных стипендий. Кроме пансионеров в нем обучались приходящие ученики - жители слободы Нальчик. Для учащихся, не содержавшихся на государственный счет или на деньги из общественной кабардинской суммы, устанавливалась плата за обучение в размере 75 рублей в год. Реальное училище первоначально располагалось в здании Нальчикской горской школы. Затем для него было построено новое здание с хорошо оборудованными кабинетами физики, химии и естествознания. Оно введено в эксплуатацию в 1913 году. Это здание сохранилось и по сей день. В нем располагался Ленинский учебный городок. В годы Великой Отечественной войны здание было сильно повреждено, потом восстановлено. На сегодняшний день в нем размещается медицинский факультет КБГУ. Деятельность этого учебного заведения было важной вехой в развитии просвещения жителей Нальчикского округа.
Объект № 5. Памятник поэту Михаилу Юрьевичу Лермонтову торжественно был установлен в 2006г. Трехметровая скульптура из розового гранита с бронзовым барельефом великого русского поэта, на котором он изображен в кавказской бурке, установлена в городском парке. Улица М. Ю. Лермонтова - одна из центральных в Нальчике – берет начало отсюда. Скульптор Арсен Гучапшев, архитектор Ася Мидова. Сам факт сооружения памятника посвящено 450-летию вхождения Кабардино-Балкарии в состав России. Лермонтов жил и служил на Кавказе, он прекрасно писал о черкесах и оставил тем самым след адыгской культуры в мировой культуре. Именно здесь на Кавказе были написаны наиболее знаменитые его литературные произведения, и именно здесь М. Ю. Лермонтов попробовал себя не только в роли поэта, но и в роли художника.
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
Объект № 6. Бетал Эдыкович Калмыков (24.10.1893 ‒ 27.2.1940), один из организаторов и руководителей борьбы горцев за Советскую власть на Северном Кавказе, советский государственный и партийный деятель. Член Коммунистической партии с 1918. Родился в с. Атажукино (ныне с. Куба Баксанского района КБР) в бедной крестьянской семье. С 1912 г. вёл революционную работу среди горцев. В 1915-1916 гг. создал и руководил нелегальной крестьянской организацией "Карахалк" ("Беднота"). В марте 1918 вступил в РКП (б). С марта 1918 г. член Терского народного совета; руководил работой 1-го съезда Нальчикского округа, провозгласившего Советскую власть в Кабарде и Балкарии (март 1918); член Терского СНК ‒ чрезвычайный комиссар Кабардино-Балкарии, затем комиссар по национальным делам. Активный участник Гражданской войны на Северном Кавказе ‒ один из организаторов партизанского движения, командовал полком и дивизией в Красной Армии. В 1919 член горской секции Кавказского краевого комитета РКП (б). После разгрома белогвардейцев (март 1920) председатель ревкома Кабардино-Балкарии. В 1920‒1930 председатель Кабардино-Балкарского областного исполкома, в 1930‒1938 1-й секретарь Кабардино-Балкарского обкома ВКП (б). Избирался членом ВЦИК РСФСР и ЦИК СССР, депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва. Был делегатом 11‒17-го съездов партии. Награжден орденом Ленина и орденом Красного Знамени.
Памятник Беталу Калмыкову находится на проспекте А. Шогенцукова, у входа в городской парк города Нальчик. Памятник был установлен в 1960 году, по проекту известного скульптора республики М. Тхакумашева. Памятник представляет собой величественную бронзовую скульптуру руководителя кабардино-балкарских большевиков, которая стоит на высоком постаменте. Фигура харизматичного политического деятеля республики, изображена с вознесенной к небу рукой.
Объект № 7. Али Шогенцуков родился в селе Кучмазукино, ныне город Баксан. В  1914 году после окончания сельской школы поступил в Баксанскую духовную семинарию, но был исключён из неё за организацию протеста против решения администрации уволить Нури Цагова, преподававшего дисциплины на кабардинском языке. В 1915 А.   Шогенцуков поступил на курсы по подготовке учителей. В 1916 году за отличные успехи в учебе направлен дирекцией курсов в город Бахчисарай, в педагогическое училище им. И.М. Гаспринского. В декабре 1917 года в связи с революционными событиями училище было закрыто, и А. Шогенцуков продолжилобучение в Турции  в стамбульском педагогическом училище. Здесь написано стихотворение «Нанэ» (бабушка), которое считают его первым поэтическим произведением. Переводы стихов Али Шогенцукова Матери:
Нана, что знаешь теперь ты о сыне?
Дремлет, тоской убаюкан, у моря…
Мальчик твой милый – один на чужбине,
Жаждет увидеть родные нагорья…
В 1919 году вернулся на родину. Многие годы отдал педагогической деятельности: работал учителем кабардинского языка, директором школы, инспектором района. Писал статьи в газетах, в которых уделял внимание кабардинскому языку, образованию и воспитанию подрастающего поколения. Творчество  А. А. Шогенцукова 1920-х годов посвящено пропаганде культурного просвещения народа. С 1934 года работал в Союзе писателей республики, занимаясь выявлением и продвижением молодых писателей. По совместительству работал научным сотрудником Института национальной культуры Кабардино-Балкарской АССР, участвуя в экспедициях по сбору и обработке фольклорных материалов. В своём творчестве он уделяет внимание истории и культуре адыгов. Работал литературным консультантом Кабардинского хора. В 1930-х годах расширяется тематика творчества. В этот период поэт начинает писать в жанре сатиры, уделяет большое внимание коллективизации, международным политическим событиям. Когда началась Великая Отечественная война, поэт написал стихи, в которых призвалсограждан к защите родины. Осенью 1941 года А. Шогенцуков попал вплен. Погиб в нацистском концлагере под Бобруйском. В 1991 году в городе Нальчике был установлен памятник известному кабардинскому поэту и драматургу Али Шогенцукову. Памятник находится возле драматического театра, носящего его имя, на проспекте, который также носит имя Али Шогенцукова. Проектом памятника занимался скульптор М.Тхакумашев.
Объект № 8. История Кабардинского государственного драматического театра имени А. Шогенцукова насчитывает уже больше семидесяти пяти лет. Еще в 1933 году при Ленинском учебном городке была открыта небольшая областная студия национального искусства, целью которой стало создание художественных кадров для будущего государственного драматического театра Кабардино-Балкарии. Это и было начало рождения театра. Только в 1940 году был открыт настоящий профессиональный театр. Самой первой постановкой на сцене молодого театра стала "Женитьба Фигаро". Сейчас на счету Кабардинского драмтеатра более 300 различных спектаклей. Часть спектаклей были поставлены по произведениям национальных авторов.
Объект № 9. Самый большой на Северном Кавказе парк "Атажукинский сад"- главное украшение города Нальчик. Парк - излюбленное место отдыха гостей и жителей республики.
Основные даты
В 1847 году начальник центра Кавказской линии полковник Г. Эристов по предписанию наместника Кавказа заложил при Нальчикском укреплении казенный фруктовый сад.
В 1865 году сад и прилегающие к нему земли площадью более 30 гектаров были переданы во владение кабардинскому князю А. Атажукину, получив название «Атажукин сад».
В 1920 году исполком Нальчикского округа принял решение об охране городского парка, разбивке его аллейи клумб. 
В 1923 по проекту архитектора В.Х. Казина была реконструирована главная аллея.
В 1930 году нальчикский городской парк культуры и отдыха назывался «Кабардинскийпарк». 
В 1933 он стал «Парком имени Сталина». Тогда же было решено реконструировать центральный вход. Устроили конкурс. Лучшим был признан проект известного московского архитектора, позже ставшего президентом Академии архитектуры СССР, Виктора Веснина. Он подарил свойпроект Нальчику.
В 1975 году была реконструирована аллея голубых елей, заложенная в 30-х годах
В 2002 году Нальчикский городской парк культуры и отдыха был назван лучшим зеленым парком России.
В 2007 году Нальчикский парк культуры и отдыха переименован в Атажукинский сад в честь его основателя. 
В 2009 году Центральная аллея становится музыкальной, по выходным и праздничным дням звучит музыка.
Объект № 10. В городском парке, на братской могиле воинов, погибших в боях за Нальчик в 1942-1943 г. сооружен обелиск, на котором увековечены их имена. Рядом горит Вечный огонь. Каждый час над местом погребения звучит реквием. На плитах из красного мрамора и гранита высечены имена героев войны, павших за родину. Автором является Мухадин Балов, архитектор – П.П. Казанчев. Именно сюда по традиции приходят молодожены, чтобы возложить цветы к Вечному огню. 
Объект № 11. В начале сосновой рощи возведен памятник жертвам белогвардейского террора. Люди эти были казнены в 1919-1920 гг.
Объект № 12. Бекмурза Пачев – кабардинский поэт, просветитель, гуманист, родился 18 января 1854г. в Нартане. В детстве учился грамоте у односельчанина Мисоста Тлянчева, который ранее учился в Петербурге.
В 1880-х годах изобрел алфавит, использовав арабскую основу, и на его основе писал свои произведения. С 1904 по 1906 год были написаны стихи «Князь», «Княгиня», «Мулла», «Заряжайте ружья», «Старуха», «Песня о Каширгове». В 1909-1910 годах им была написана поэма «Кинжал». После революции им были написаны стихи «Терек», «Труд» и др., поэмы «Кабарда» (1935), «Мое слово о Москве» (1925). В которых обличал мир богатых и сильных.
Его знаменитые песни – «Песнь об Алихане Каширгове», «Песня Залимгери Керефова», «Плач Нагая», «Песнь Максиды», «Озов Мурат», «Плач Сосруко» и др. В последние годы жизни им был написан цикл лирических стихов «Моя старушка», «Старость», «Девушка», «Свадебная здравица». Умер 20 ноября 1936 г. в Нартане.
Кязи́м Бекки́евич Мечи́ев — балкарский поэт, просветитель, философ-гуманист, основоположник балкарской поэзии и литературного балкарского языка, член Союза писателей СССР с 1940 года. Первые поэмы К. Мечиева «Иман-ислам», «Пророки», «Раненный тур», «Завещание сыну» отражают идейные искания поэта в мире религиозной философии и этики, размышления о назначении человека на земле. Поиски правды, истинных приоритетов продолжаются на протяжении всей жизни поэта, обретая социально-психологическую значимость в его произведениях. Одним из первых К. Мечиев обращается к теме защиты прав женщины.
На Липовой аллее в парке установлен комплекс из памятников-бюстов основателям кабардинской и балкарской литературы Бекмурзе Пачеву и Кязиму Мечиеву, открытый в 1968 году. Скульпторы М. Тхакумашев, Х. Крымшамхалов. Рядом на доске выгравированы цитаты из их стихов-завещаний:
«Пускайнаш труд на полях столетийВзойдёт как слава, как наша честь!Пускай прославятся наши дети –И те, что будут, и те, что есть!»Кязим Мечиев вторит ему:«Хорошее слово - противник насилия,Борцам помогает созреть.Хорошее слово для доброго – крылья,Не добрых стегает, как плеть».
Объект №13. Смотровая башня находится на территории Городского парка, появление башни связано именем кабардинского князя Атажуко Атажукина, по приказу которого в 1867 г. была построена башня. Изначально предназначенная в качестве парковой смотровой точки, башня была стилизована под средневековое крепостное укрепление.В 1961 году башня была отреставрирована, однако ввиду отсутствия охраны и постоянного ухода внутренние помещения башни регулярно подвергались актам вандализма. В 2011 году началась последняя реставрация башни, после чего строение было передано в аренду частному предпринимателю. Башня стала популярным туристическим объектом. Она часто служит декорацией для различных фотосъемок, в том числе и свадебных.
Объект №14. Зеленый театр, изящное архитектурное сооружение с открытой площадкой, утопающее в зелени парка, был построен к 400-летию присоединения Кабардино-Балкарии к России в 1957 году в одном из самых живописных уголков Нальчика – в курортно-парковой зоне вблизи озера и горной реки. Главный архитектор проекта Георгии Мосулишвили.
С 2006 по 2007 годы проводилась реконструкция Зеленого театра, приуроченная уже к празднованию другого юбилея 450-летия добровольного вхождения республики в состав России. В новом трехъярусном здании предусмотрено все для того, чтобы в театре могли выступать артисты мирового масштаба. Общая площадь трех этажей амфитеатра составляет 1050 квадратных метров. В цокольном помещении разместится банкетный зал и кафе. На первом этаже – просторное фойе, два репетиционных зала. На двух верхних этажах – шесть просторных гримерных и зал для пресс-конференций. Предусмотрено 2560 посадочных мест. На новой сцене театра можно будет разместить симфонический оркестр в составе 120 человек.
Выполнила студентка 5 курса специальности «история» Хежева Л.А.