Конспект урока с родителями Экскурсия в музей П.И.Чайковского
Турбина С.В., учитель музыки
МБОУ «СОШ №20» г.Чебоксары
Учиться вместе веселее…
Привлечение родителей в образовательный процесс – одна из главных задач моей педагогической деятельности. Функция педагога заключается не только в подаче знаний детям и в координации ответственности родителей в педагогическом процессе над своим ребёнком, но и в формировании такого образовательного пространства, которое смогло бы укрепить взаимопонимания между родителями и детьми. Для этого их должны объединять общее дело, общие переживания, они должны научиться чувствовать необходимость друг в друге. Музыкальное пространство может стать очень важным звеном в объединении родителей и детей. И в моей педагогической деятельности очень важными стали уроки музыки, на которые приглашаются родители. И родители теперь являются не зрителями, а активными участниками уроков. Их успех на уроке зависит от знаний, умений и опыта своих детей. Было подготовлены и проведены следующие уроки с участием родителей: «Играем вместе», «Угадай мелодию», «Музыкальный батл», «Экскурсия по музею».
В 20015 году, к 175-летию со Дня рождения П.И.Чайковского был проведён урок-игра «Экскурсия в музей П.И.Чайковского» с учащимися и родителями 6 класса.
Цель: 1) продолжать прививать интерес ребят и родителей к музыке П.И.Чайковского;
2) дать представление о музеях, посвящённых композиторам;
3) развить у ребят умение представить экспозицию;
4) развивать речь учащихся.
Оборудование: 1) книги о П.И.Чайковском;
2) пластинки и аудиодиски с записями произведений П.И.Чайковского;
3) журналы со статьями о П.И.Чайковском.
Ход урока.
Организационный момент.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Обратите, пожалуйста, своё внимание на эти три слова. Это не просто слова, а слова, которые являются частью прекрасной песни. Сейчас я вас с ней познакомлю.
«Волшебный мир искусства» - разучивание припева.
- Ребята, вы догадались, что это не вся песня, а только её часть. Как можно назвать эту часть? (припев).
- Ребята, кто из вас когда-нибудь бывал в музее? (ответы детей).
- А что такое музей? (ответы детей).
- Учреждение, занимающееся собиранием, хранением и экспонированием предметов – памятников истории, культуры.
- Сегодня наши гости совершат экскурсию в музей. А для чего люди ходят в музей?
- Чтобы узнать что-то новое.
- Совершенно верно. И это новое гости узнают от нас с вами.
- Гостями сегодня будут ваши родители. Именно для них вы проведёте экскурсию по музею.
- Кто такой экскурсовод?
Экскурсовод – специалист, который рассказывает посетителям об экспонатах музея.
-Что такое экспонат? (Это предмет, представленный на выставке).
- По экспонатам, представленным на выставке, вы догадались, что мы попали в музей, посвящённый кому? (Правильно. П.И.Чайковскому).- Наша экскурсия будет необычной, так как сегодня в нём будет несколько экскурсоводов. Вы сами попробуете быть ими.
- В нашем музее будет три выставочных зала. И через 7 минут наши залы распахнут свои двери нашим гостям. Вы видите, что все экспонаты разложены по группам. Каждый должен определиться с выбором экспонатов, подойти к ним и со своей собравшийся группой постараться их разложить для вашего представления выставочного зала.Ребята начинают готовить материал для экскурсии.
Работа учителя с гостями выставки (с родителями). Учитель раздаёт им блокнотики и объясняет идею работы с ними.
- Часто в музее можно встретить людей, тщательно записывающих что-то в блокноты. Мы тоже в музее будем все записывать. И после экскурсии, у Вас, дорогие родители, есть возможность задать нашим экскурсоводам вопросы.
- Итак, наша экскурсия начинается.
- Двери музея открываются, и мы проходим в первый зал. «Жизнь и творчество композитора Петра Ильича Чайковского» (Ребята представляют книги, посвящённые жизни и творчеству П.И.Чайковского).
Выступление детей.
- Проходим во второй зал. «Музыка, завораживающая своим звучанием...» (игра на фортепиано. Живая музыка. В этом зале работа ребята занимающиеся в музыкальных школах и играющие на музыкальных инструментах. Для этого зала можно пригласить ребят из других классов).Выступление детей.
- Проходим в третий зал. «Он создал свой мелодический язык» (Ребята рассказывают о произведениях П.И.Чайковского и демонстрируют его РУКОПИСИ, что бы зрители почувствовали всю теплоту его музыки).
Выступление детей.
- Проходим в четвёртый зал. «Музыку надо слушать» (В этом зале ребята подготовили выставку пластинок с музыкой П.И.Чайковского, небольшой рассказ о них, о звукопишущих фирмах и т.п.).
Выступление детей.
- Проходим в пятый. Последний зал. «Талантливый человек талантлив во всём» (Ребята рассказывают о таланте П.И.Чайковского писать стихи, читают их).
- Ну, что ж, наша экскурсия по залам музея, посвящённая П.И.Чайковскому подходит к концу, и теперь мы даём возможность нашим гостям задать свои вопросы по увиденному сегодня и высказать свои впечатления от увиденного.
Слово родителям.
Вывод:
«Из века в век, из поколения в поколение переходит наша любовь к Чайковскому, к его прекрасной музыке, и в этом её бессмертие». Дмитрий Шостакович
Посетив данную выставку, вы познакомились не только с жизнью и творчеством выдающегося композитора, но и обогатили свои знания, открыли для себя что-то новое и интересное, вне зависимости от того, профессиональный ли вы музыкант или просто поклонник музыкального творчества Петра Ильича Чайковского. Надеюсь, что с сегодняшнего дня, желание заглянуть в музей, посвящённый другому композитору, будет у вас всегда.
Образец буклета (блокнот для записей, раздаётся родителям в начале экскурсии)