Изобразительное искусство во 2 классе. Тема. Образ человека в скульптуре.


Изобразительное искусство
Тема. Образ человека в скульптуре.
Цели и задачи: знакомство со скульптурой, с работой скульптора; формирование умения работать с пластилином, умения уловить и передать пропорции, соотношения; развитие образного видения, умения смотреть на скульптуру с разных точек зрения, совмещать в одно целое детали; воспитание эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства; развитие творческого склада ума, воображения, ассоциативного мышления.
Планируемые результаты
Предметные. Возможности создания разнохарактерных героев в объеме. Изображения, созданные в объеме, - скульптурные образы - выражают отношение скульптора к миру, его чувства и переживания.
Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Регулятивные УУД: находить варианты решения различных художественно-творческих задач; уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, уметь организовать место занятий.
Коммуникативные УУД: овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.
Личностные. Уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы.
Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности.
П. Беседа по теме урока.
- Мастер Изображения работает не только на плоскости. Художественное изображение в объеме также является выражением чувств и мыслей художника.
1. Рассказ о памятниках, воспевающих такие качества человека, как мужество, мудрость, любовь к людям.
Справка. Лепка - процесс создания скульптурного изображения из мягкого пластичного материала способом прибавления к изначальному объему материала, его уплотнения, вытягивания, расплющивания, заглаживания и прочее Материалы лепки - глина и пластилин.
Скульптура как вид искусства свое название получила от латинского слова «скульпо», означающего «вырезать», «высекать». Скульптура реально объемна существует в реальном пространстве, в отличие от живописи и графики. Обозримую со всех сторон скульптуру называют круглой.
Пластическое обогащение большой плоскости (стены здания, например) осуществляется уплощенной скульптурой - рельефом. Горельеф - изображение выступает над фоном более чем на 1/2 своего объема, что позволяет передать глубину пространства. Барельеф - изображение выступает над фоном не более чем на 1/2 своей толщины, что создает уплощение объема. Поэтому барельеф часто используют для украшения архитектурных сооружений и в декоративно-прикладном искусстве. В барельефе значительную роль играет линия, что позволяет считать низкий рельеф промежуточным звеном между скульптурой и графикой (вспомните барельефы Древнего Египта).
Содержание скульптуры многообразно. Ее жанры: портрет, бытовой, монументальный, историко-революционный, анималистический, мелкая пластика.
По назначению бывает:
- монументальная скульптура (памятники, обычно в городской, парковой среде, на постаментах; особый ее жанр - мемориальная скульптура (надгробия- декоративная скульптура в основном носит прикладной характер, украшает архитектурные сооружения (рельефы, декоративная орнаментация и т. п.);
- станковая скульптура (скульптура малых форм - один из ее видов).
С помощью плакатов и набросков на классной доске учитель объясняет последовательность движений рук, ног, туловища, всей фигуры человека во время ходьбы, бега, спортивных занятий. Сравнивая эти позы, учащиеся быстрее понимают динамику движения человеческой фигуры, пространственное соотношение ее частей. Для убедительности можно продемонстрировать репродукции картин художников с изображением спортсменов (А. Дейнека, Жилинский и другие).
Построение фигуры на основе скелета и обобщенных мышечных массивов,
вид спереди, А - экстерьер, Б - скелет:
Пропорции фигуры человека. Рассказ.
О работе скульптора, технологии его работы над скульптурой (замысел — этюд в пластилине, глине — гипсовая модель —> работа в материале: камень, металл, цемент, дерево). Если скульптура большая, скульптор пользуется каркасом из металлической проволоки, палок и палочек, каркас в скульптуре выполняет как бы роль скелета, опорных точек.
- Какие скульптурные памятники нашего села вы знаете? Где они установлены?
III. Работа над заданием.
- Изобразим в объеме конкретные мужские и женские сказочные образы - выполнение скульптуры. Создадим в объеме образы с ярко выраженным характером: Царевна Лебедь, Баба Бабариха, Баба-Яга, Богатырь, Кощей Бессмертный и т. д.
Стадии лепки:
1) На дощечке-подставке сделать невысокий плинт (подставочку под будущую фигуру).
2) Взять несколько кусочков пластилина (лучше не жирного, который держит форму, «не плывет») темного цвета. Для этого смешать заранее дома все цвета до однородного серого.
3) Скатать «колбаску», отделить 1/7 часть. Это голова. Вылепить ее яйцеобразную форму.
4) Из маленького кусочка лепить цилиндрическую шею, соединить с головой (снизу).
5) Остаток пластилина разделить на две части: туловище и конечности. Туловище слегка примять в талии, обработать места соединения водой, соединить туловище с головой и шеей. В бедрах шире фигура женщин, а в плечах - мужчины, поэтому придаем фигуре силуэт согласно замыслу. Сгладить плечевой пояс.
6) Остаток разделить на две части (одна побольше): меньшая часть - руки, большая - ноги.
7) Больший кусок снова разделить на две части, вытянуть две ноги, помня о соотношениях тела человека, сформировать колени,
скруглить ступни (согнув их вперед), прикрепив к туловищу (снизу, а не сбоку).
8) Разделить меньший кусок пластилина на две части, сформировать руки, прикрепить к туловищу (сбоку), сделать ладони, сплющив пластилин, стекой отделить большой палец, скруглить ладони, прикрепить.
9) Дополнить образ необходимыми деталями одежды, внешности.
10) Установить с помощью палочек, спичек, другого каркаса на плинт. Общая высота модели 10-12 см.
11) Показать фигурку в движении. Например, выдвинуть вперед ее руки, чуть изогнув торс и ноги; отвести одну ногу назад, а другую выдвинуть вперед; соответственно движению рук расставить ноги и наклонить туловище вперед, стремясь подчеркнуть усилие, прилагаемое фигурой.
IV. Итоги урока. Рефлексия.
Экспресс-просмотр. Анализ общих ошибок. Показ удачных работ.
Уборка рабочих мест.
Домашнее задание.