Педагогический проект Непобежденный Ленинград (старший дошкольный возраст)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 36 общеразвивающего вида
Проект
«Непобежденный Ленинград»
Продолжительность –6недель.
Участники: педагоги, воспитанники ДОУ, родители, ветераны ВОВ
Голицыно
2017
«У того, кто не помнит своей истории - нет будущего»
А. С. Пушкин
Введение
Очень важно приобщать ребенка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, знание его истории и ощущение своей неразрывности, совсем окружающим, и желание сохранять иприумножать богатства своей страны.
Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа. Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим.
В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о
несправедливости. Всѐ это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства»-Как нельзя больше относится к данному вопросу. Задумываясьоб истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные
напевы.Ребенок по своей природе обладает чуткостью, чтобы понять и разделить
страдания другого, его восприятие эмоционально, непосредственно и образно. Мы, взрослые, должны использовать эту особенность при ознакомлении дошкольников с фактами истории нашей Родины, в частности, с подвигом народа во времяВеликой Отечественной Войны, во время блокадыЛенинграда.
Таким образом, нравственно -патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Актуальность
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в детском саду является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Истинный патриотизм предполагает, формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты.
Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.
27 января – День снятия блокады Ленинграда. Долгих 900 дней мужества город находился в блокадном кольце. Что знают наши дети об этом? Необходимо подробнее рассказать и показать детям о жизни Ленинграда во время блокады.
Основные данные проекта
Название организации:Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 36 общеразвивающего вида.
Время проведения:27.02.2017 - 09.04.2017.
Участники проекта: сотрудники МБДОУ детского сада № 36 общеразвивающего вида, дети, родители, ветераны ВОВ.
Тип проекта:информационно-практико-ориентированный.
Целевая группа: старшая и подготовительная группы в количестве – 56 человек.
Цель: воспитывать чувство патриотизма, сострадания, гордости за свою Родину, расширять представление детей об истории страны, о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
1. Воспитывать нравственно-патриотические чувства, гордость за свою страну.
2. Обобщить и систематизировать знания детей о городе Ленинграде в годы Великой Отечественной войны, людях, отстоявших город-герой.
3.. Воспитывать гордость и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, блокадникам.
4. Закрепить умение делать выводы, давать оценку событиям, которые изучают.
6. Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми через знакомство с военным прошлым Ленинграда, формирование у родителей активной позиции в воспитании и образовании у детей чувства патриотизма.
Предполагаемый результат:
На уровне ребенка:
Расширятся представление детей о защитниках Ленинграда в годы Великой Отечественной войны, героизме его жителей, детей в годы блокады;
Проявление чувства гордости за стойкость и самоотверженность людей в период Великой Отечественной войны;
Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам блокадникам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
Умение представить творческо-поисковый продукт индивидуальной, коллективной деятельности.
На уровне педагогов:
Повысится качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включенного вновую деятельность и введение его в практику работы детского сада.
Повышение уровня ответственности педагогов за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.
Способность педагога обобщать, систематизировать, презентовать накопленный опыт по реализации детско-взрослых мини-проектов, акций патриотической направленности.
На уровне родителей воспитанников:
Повышение уровня ответственности родителей за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.
Предлагаемый проект поможет в сохранении и развитии чувства гордости за свою Родину, за свой народ, в сопричастности поколений к истории Отечества; в воспитании уважения к подвигам жителей и защитников Ленинграда в тяжелые дни Блокады.Чтобы священная память о блокаде и дальше хранила, удерживая Россию в истории. Чтобы наши дети росли настоящими Людьми, Гражданами, Патриотами России.
Программа проекта.
Реализация проекта «Непобежденный Ленинград» состоит из 5 этапов.
1-й этап. Подготовительный. (27.02.2017 – 05.03.2017)
Содержание Формы работы
Выбор темы проекта, изучение отношения родителей к предлагаемой деятельности в рамках проекта, постановка цели
Родительское собрание.
Работа в творческой группе педагогов, участвующих в проекте.
2 этап – Проектировочный. (06.03.2017 – 12.03.2017)
Содержание Формы работы
Составление плана по реализации проекта.Изучение литературы, новых методик и технологий по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей.Распределение заданий в работе над проектом между участниками, координация действий педагогов и родителей по созданию предметно-развивающей среды, разработка основных методических материалов по теме Работа в творческой группе педагогов, участвующих в проекте.
3 этап – Практический ( 13.03.2017 – 02.04.2017)
Содержание Формы работы
Исследование, сбор данных, интерпретация результатов, представление результатов Оформление экспозиции: корочка хлеба блокадного города, свеча, красные гвоздики, медали, ордена.
Организация выставки рисунков детей совместно с родителями «Была война…Была блокада».
Оформление альбома «Дети блокадного Ленинграда».
Создание макета «Блокадный Ленинград».
Создание тематической библиотеки «Детям о войне».
Создание видеофильма «Непобежденный Ленинград».
Создание книги «Блокада день за днем»
4 этап – Аналитический (03.04.2017 – 05.04.2017)
Содержание Формы работы
Сравнение полученных результатов, анализ успехов и ошибок, обобщение, выводы. Беседы.
Круглый стол « Важность развития личности гражданина-патриота посредством знакомства детей с военным прошлым города Ленинграда»
5 этап – Заключительный ( 06.04.2017 – 09.04.2017)
Содержание Формы работы
Представление содержания работы, обоснование выводов. Дискуссия
План мероприятии по реализации проекта.
Работа с детьми по направлениям развития: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-личностное развитие.
Образовательная область Задачи Содержание деятельности
Речевое развитие Чтение художественной литературы:
«Дорога» Н.Ходза,«Дети Блокады» Михаил Сухачев, «Кукла» Г.Черпашин,
«Бессмертныйгорнист»Николай Богданов,
«Лист фикуса»Рассказы о войне Н.В.Семенцева, Журнал «Костер»,
«Детский дом.....Лека»Татьяна Кудрявцева; О.Бергольц.«Дорога жизни», «Мы – ленинградцы», «По воду». «Навек запомни» М. Исаковский, «Братские могилы» В. Высоцкий, «Богатыри» Л. Кассиль, «Памятник Советскому солдату» Л.Кассиль , «Землянка» А. Метяев, «Дом» А.Алексеева , «Сын артиллериста» К. Симонов.
Составление рассказа по иллюстрациям
«Дорога жизни».
Заучивание стихов.
Рассматривание альбомов плакатов, открыток, иллюстрации и беседа по их содержанию.
Тематический словарь :кладбище,мемориал, возложение венков, дорога жизни, бомбежка, эвакуация, мужество, оборона.
Организация книжной выставки произведений о войне.
Создание книги «Блокада день за днем»
Познавательное развитие Развитие познавательно-
исследовательской и продуктивной
(конструктивной) деятельности, формирование целостной картины мира, расширение кругозора
(предметное и социальное окружение).
Знакомство детей со «старым» Петербургом, слайд - картинки с изображениями достопримечательностей города в прошлом; сравнение с «новым» Петербургом схожесть и различие.
Познакомить детей с г. Ленинградом во время войны. Показ слайдов о Ленинграде, блокаде, о людях живших в то время.
Дать понятие, что такое «дорога жизни», как помогала дорога людям блокадного города.
Развитие у дошкольников активной гражданской позиции и патриотизма как
важнейших духовно-
нравственных и социальных ценностей, отражающих
сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность кактивному участию в различных сферах жизни общества.
Конструирование из строителя:«Здания», «Мосты», «Дороги».
Складывание из бумаги: «Самолеты», «Журавлики».
Оформление экспозиции:корочка хлеба, свеча, красные гвоздики, медали, ордена.
Цикл бесед о городе Санкт-Петербурге – Ленинграде:
«Древний Петербург»
«Блокадный Ленинград»
«Дорога Жизни». Интервью с очевидцем событий блокады Ленинграда В.С. Барченко.
НОД в подготовительной группе «900 дней мужества»
Виртуальная экскурсия в музей блокады Ленинграда.
Подбор и создание мультимедийных презентаций «Дети блокадного города», «Дорога жизни».
Художественно-эстетическое развитие Художественное творчество, музыка, развитие продуктивной деятельности.
Закрепление знаний о блокаде Ленинграда.
Проявление возможности показать свои знания о блокаде путем разукрашивания карты.
Слушание и разучивание песен военных лет.
Рисование и лепка «Военная техника»,
Рисование «Разорванное кольцо», «Цветок жизни», «Салют над Невой» и др.
Коллективная работа «Карта блокады Ленинграда»
Создание макета блокадного Ленинграда совместно с родителями.
Подготовка концерта дляприглашенныхветеранов, блокадников.
Физическое развитие Развитие физических качеств: выносливости, выдержки терпения, умения работать в команде. Подвижные игры и упражнения: «Меткий стрелок», «Разведчики». «Танкисты», «Самолеты вдаль», «Попади в цель».
Эстафеты на военную тематику:«Трудный участок пути»,«Кто скорее до ракеты»,«Передай снаряды,«Все в бомбоубежище».
Социально-личностное развитие. Развитие игровой деятельности, формирование гендерной, семейной,
гражданской принадлежности,
патриотических чувств,чувства
принадлежности к мировому
сообществу.Развитие трудовой деятельности.
Сюжетно-ролевые игры: «Моряки», «Летчики» и др.
Дидактические и театрализованныеигры: «Служу России», «Морской бой», «Подбери форму солдату и моряку», «Эволюция транспорта».
Просмотр видеофильмов:«Жизнь детей блокадного Ленинграда», «Блокадный хлеб».
Квест-игра «Блокадный Ленинград»
Инсценировка по стихотворению С. Михалкова «Мы – военные»
Учебнаяэвакуация. «Прозвучала воздушная тревога»/быстрая эвакуация из детского сада/«В помещении пожар»/умение правильно принять решение/.
Продукт проектной деятельности: тематическое мероприятие с презентацией фильма «Непобежденный Ленинград».