Конспект урока по географии Историко-культурные районы мира. Япония
Занятие по курсу: «Общественная география современного мира» для учащихся старших классов профильной школы
(10-11 классы)
Тема урока: «Историко – культурные районы мира. Япония».
Предварительная работа
На изучение темы «Историко – культурные районы мира. Япония»отводится по программе 2 часа. Компьютерная презентация – это эффективный способ подачи нужной информации, текста, иллюстраций, сопровождающих доклад.
Для создания компьютерных презентаций используется приложение MS Power Point. Совместно с учителем географии подготовили темы, распределили учащихся на группы. Учитель географии консультировал учащихся по содержанию презентаций.
Для работы над проектом были сформированы группы по 2-3 человека различного уровня компетенции, учитывая их личные симпатии, чтобы в каждой группе были ребята с различными интересами (“технари”, “дизайнеры”, “ораторы”). Это позволило распределить роли в группах, максимально учитывая способности детей, тем самым, давая возможность каждому из них почувствовать себя успешным. В то же время каждому учащемуся пришлось в своей деятельности использовать компьютер, беря на себя техническую, оформительскую или информационную часть работы, организуя поиск материала и создание конечного продукта.
Цели и задачи проекта
Обобщение и систематизация знаний по теме «Историко – культурные районы мира. Япония».
Показать возможности использования компьютера как инструмента практической и учебной деятельности человека;
Способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
Развивать интерес к познанию, осознанному и самостоятельному получению новой информации;
Развивать коммуникативные навыки, умение вести дискуссию, приводить аргументы в пользу различных версий, доказывать свою точку зрения, лаконично и четко излагать свои мысли;
Уметь слушать и уважать мнение товарища;
Анализировать информацию и синтезировать новые идеи.
Цели занятия:
Способствовать формированию целостной поликультурной картины мира и равноценности всех культур для мировой цивилизации.
Тип занятия: обобщения и систематизации знаний.
Вид занятия: защита творческого проекта.
Методы обучения: метод проектов, словесно-наглядный.
Формы организации учебной деятельности:
творческая работа, фронтальная работа, работа в группах, работа на ПК, тестирование.
Средства обучения: политическая и экономическая карта Японии, атласы, японская музыка, стенд с подборкой стихов и репродукций по Японии, программа Power Point, презентация по теме «Япония».
План занятия:
Организационный момент, постановка целей и задач занятия, психологический настрой
Актуализация знаний
Представление компьютерных презентаций (презентация проектов)
Тестирование
Обобщение знаний.
Подведение итогов
Рефлексия
Эпиграф
“ Знания – это только тогда знания, когда они приобретены усилиями твоего мозга, а не твоей памяти”.
Л.Н. Толстой.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Сегодня у нас очень необычное занятие. Необычный, во-первых потому, что нашему занятию предшествовала очень большая, очень серьезная и ответственная работа, как по географии, так и по информатике. Мы работали над проектом создания компьютерной презентации. На уроках географии вы изучали особенности культуры, быта и традиций самой загадочной страны. Объединяя полученные знания мы создавали компьютерную презентацию «Историко – культурные районы мира. Япония»,которая будет служить учебным пособием при изучении курса «Общественная география современного мира».
II. Актуализация знаний
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Издалека в нашу страну пришли Конфуций, Мэн-цзы, Чжуан-цзы Мудрецы Китая, кроме учения дао, принесли шелка яшму и – нечто более благородное и чудесное, чем яшма, - иероглифы И ведь не иероглифы подчинили нас, а мы подчинили себе иероглифыНе то наш язык мог бы стать китайским Но мы одержали победу не только над иероглифами. Наше дыхание, как морской ветер, смягчило даже учение Конфуция и учение Лао-цзы Будду постигла такая же судьба Наша сила не в том, чтобы разрушать. Она в том, чтобы переделывать
Акутагава Рюноскэ (1892-1927)
Японцы иногда сравнивают свою страну со стволом бамбука, окованным сталью и завернутым в пластик. Это точный образ. Достопримечательности, которые прежде всего предстают взорам иностранцев, и впрямь кое в чем схожи с экзотической оберткой, сквозь которую местами проглядывает сталь современной индустриальной Японии. Легко подметить новые черты на лице этой страны. Труднее заглянуть в ее душу, прикоснуться к скрытому от посторонних глаз бамбуковому стволу, почув
·ствовать его упругость.
Японская культура является неповторимым самобытным явлением не только в контексте общемировой культуры, но и в ряду других восточных культур. Она непрерывно развивалась, начиная с X - XI веков. C XVII и до середины XIX века Япония была практически закрыта для иностранцев (связи сохранялись только с Нидерландами и Китаем). В период этой изоляции в Японии получило творческое развитие национальное своеобразие. И когда по прошествии нескольких веков перед миром наконец открылась богатейшая традиционная культура Японии, она оказала сильное влияние на последующее развитие европейской живописи, театра и литературы.
А теперь у нас самый интересный и самый главный этап занятия -
III. Презентация проектов.
Презентацию мы построим следующим образом
Отчет группы о работе над проектом.
а) название б) какой литературой пользовались?
Вопросы к выступающим. в) как был задействован каждый участник группы?
Каждый проект, сопровождается компьютерной презентацией.
Оценка проекта одноклассниками.
Чайная церемония.
Икебана.
Кимано
Архитектура Японии
Новые ритмы Японии
Ребята, вы создали прекрасные проекты и по оформлению, дизайну презентаций, и по содержанию - дали полную картину уникальной культуры Японии. Теперь, давайте, применим полученные знания при работе с тестами. Один человек из группы остается за компьютером, остальные садятся на свои места за рабочими столами.
III. Тестирование
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Тест
«Культура, быт и традиции Японии».
Столица Японии – Токио расположена на острове:
Хоккайдо;
Кюсю;
Хонсю;
Сикоку.
Национальная религия Японии.
Буддизм.
Конфуцианство.
Ислам.
Синтоизм.
Это пришло из Китая. Он бывает лунный, бывает новогодний; бывает жидкий, бывает густой. Совершают это в специальном помещении._____________________________________________________
4 Японское искусство составления композиций из живых или засушенных растений.
Хитати.
Татами.
Икебана.
Бонсай.
5 Короткие лирические стихотворения.
Хоку.
Суши.
Никко.
Татами.
6Японские черно-белые комиксы.
Манга.
Аниме.
Якитори.
Всемирная забава (пение появляющегося на экране текста под фонограмму).___________________________________________________
Ребята обмениваются своими работами и проверяют их, сверяют ответы по экрану.
Подведение итогов.
Япония – страна контрастов и противоречий. Здесь Запад соединяется с Востоком. Ультрасовременные стеклянные небоскребы гармонично соседствуют со старинными пагодами и уютными маленькими домиками в традиционном японском стиле. На улицах можно увидеть людей, одетых как в европейском стиле, так и в кимоно. Суши-бары располагаются недалеко от итальянских, французских и мексиканских ресторанов
Несмотря на активную европеизацию и американизацию, Япония остается уникальной восточной страной со своей удивительной культурой и историей. Японцы бережно хранят и чтят культурное богатство своей страны. Японская цивилизация складывалась долгое время. На нее повлияли как природные условия и географическое положение, так и близость к Китаю и Индии, откуда в Японию пришли буддизм, конфуцианство, письменность.
Про японскую цивилизацию можно говорить очень долго, ибо эта страна обладает богатейшей культурой и историей. Ее уникальная архитектура, живопись, литература и другие виды искусства сильно повлияли на всю мировую культуру. Многие истинно японские традиции и обычаи постепенно охватывают и другие страны. Но главное, Япония не утратила своеобразия под влиянием других государств, что достойно уважения. Многим странам, в том числе и России, стоило бы поучиться не только охранять свое культурное богатство, но и приумножать его и заставлять другие народы восхищаться им.
Закончилось наше занятие. Вы проделали большую работу: Создали и защитили проект по теме «Историко-культурные районы мира. Япония», используя различные источники информации. Этот материал будет использоваться в дальнейшем на уроках географии как наглядное пособие, то есть Ваш труд был не только для себя, но и для других.
Мониторинг занятия.
Какова была тема занятия? Какова была цель занятия? Достигли ли цели? Какими способами работали? Как сегодня работалось? Какие трудности испытали в ходе занятия? Устали?
Выскажите свое мнение о сегодняшнем занятии.
Наше занятие я хочу закончить словами, являющими эпиграфом нашего урока, и с которыми Вы не можете не согласиться.
“Знания – это только тогда знания, когда они приобретены усилиями твоего мозга,
а не твоей памяти”.
Л.Н.Толстой