Рабочая программа по математике для 6 класса по учебнику Виленкин Н.Я. (ФГОС)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Башкирская гимназия-интернат г.Белебея
муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан
(полное название учебного учреждения)
Рассмотрено на
кафедры математики, физики и информатики
№ протокола ___1__
«___»______ 2015г.
Руководитель ______/АлексееваО.В.. СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
__________/Худайназарова Г.Г.
«___» ________________ 2015г. УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Башкирская
гимназия-интернат г.Белебея РБ
____________Д. Г.Фатхутдинова
Приказ от «___»_____2015г.,
№___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике______ на 2015-2016 учебный год

для ___6_б_класса
УРОВЕНЬ: общеобразовательный
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ: __5__ ч.
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В ГОД: ___170__ ч.
Алексеева Ольга Владимировна, учитель математики, высшая квалификационная категория.
Белебей 2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 6 класса разработана на основе примерной программы по математике основного общего образования. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития обучающихся, коммуникативных качеств личности.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.12 №273-ФЗ;
Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ  от 17.12. 2010г. №1897;
Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта;
ООП общеобразовательного учреждения;
Программы формирования универсальных учебных действий;
Список учебников ОО, соответствующий Федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2015-2016 уч. год, реализующих программы общего образования.
Примерная программа по математике 5-6 классы, разработанная В.И.Жохов – М.: Мнемозина. 2010
Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011. № МД-1552/03)
Локальный акт МБОУ Башкирская гимназия-интернат г. Белебея РБ, устанавливающий структуру и требования к рабочей программе
Учебный план МБОУ Башкирская гимназия-интернат г. Белебея РБ на 2015-2016 учебный год.
Математика является одним из основных, системообразующих предметов школьного образования. В ходе её изучения на ступени основного общего образования  школьники осваивают основополагающие понятия и идеи, такие, как число, буквенное исчисление, функция, геометрическая фигура, вероятность, дедукция, математическое моделирование, т.е. материал, создающий основу математической грамотности. Вместе с тем подходы к формированию содержания математического школьного образования претерпели существенные изменения, отвечающие требованиям сегодняшнего дня.
Цели обучения:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
формирование интеллекта, а также личностных качеств, необходимых человеку для полноценной жизни, развиваемых математикой: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, формирование понимания значимости математики для научно-технического прогресса.
Задачи обучения
приобретение математических знаний и умений;
овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;
освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, информационно-технологической, ценностно-смысловой).
Новая парадигма образования, реализуемая ФГОС, – это переход от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной, формирующей у обучающихся универсальные учебные действия, необходимые для решения конкретных личностно значимых задач. Поэтому изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
В направлении личностного развития:
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном интеллектуальном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
В метапредметном направлении:
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие представлений о математике как о форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
В предметном направлении:
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни (систематическое развитие числа, выработка умений устно и письменно выполнять арифметические действия над обыкновенными дробями и рациональными числами, перевод практических задач на язык математики, подготовка учащихся к дальнейшему изучению курсов «Алгебра» и «Геометрия», формирование умения пользоваться алгоритмами);
создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Данные цели достигаются через интеграцию курса математики с междисциплинарными учебными программами – «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ- компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом».
Изучение учебного предмета «Математика» направлено на решение следующих задач:
формирование вычислительной культуры и практических навыков вычислений;
формирование универсальных учебных действий, ИКТ-компетентности, основ учебно-исследовательской и проектной деятельности, умений работы с текстом;
овладение формально-оперативным алгебраическим аппаратом и умением применять его к решению математических и нематематических задач; изучение свойств и графиков элементарных функций, использование функционально-графических представлений для описания и анализа реальных зависимостей;
ознакомление с основными способами представления и анализа статистических данных, со статистическими закономерностями в реальном мире, приобретение элементарных вероятностных представлений;
освоение основных фактов и методов планиметрии, формирование пространственных представлений;
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценного функционирования в обществе;
развитие логического мышления и речевых умений: умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический);
формирование представлений об идеях и методах математики как научной теории, о месте математики в системе наук, о математике как форме описания и методе познания действительности;
развитие представлений о математике как части общечеловеческой культуры, воспитание понимания значимости математики для общественного прогресса.
Общая характеристика учебного предмета
курсе математики 6 класса можно выделить следующие основные содержательные линии: арифметика, элементы алгебры, вероятность и статистика, наглядная геометрия. Наряду с этим в содержание включаются две дополнительные методологические темы: множества и математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждой из этих тем разворачивается в содержательно-методологическую линию, пронизывающую все основные содержательные линии. При этом первая линия – « Математика» - служит цели овладения учащимся некоторыми элементами универсального математического языка, вторая – « Математика в историческом развитии» - способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.
Содержание линии «Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения учащимся математики и смежных дисциплин, способствует развитию не только вычислительных навыков, но и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, способствует развитию умений планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение различных задач, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни.
Содержание линии «Элементы алгебры» систематизирует знания о математическом языке, показывая применение букв для обозначения чисел и записи свойств арифметических действий, а также для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий.
Содержание линии «Наглядная геометрия» способствует формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывает основы правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления.
Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой.
Описание места учебного предмета предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом математика входит в образовательную область «Математика и информатика» и на изучение предмета отводится 5 часов в неделю, итого 170 часов за учебный год. Предусмотрены 14 тематических контрольных работ , 1 входная и 1 итоговая.
При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей их реализацией.
Формами организации урока являются фронтальная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа и проектная. Уроки делятся на несколько типов: урок изучения (открытия) новых знаний, урок закрепления знаний, урок комплексного применения, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, урок развернутого оценивания.
Предусматривается довольно много самостоятельных работ. Разрешается консультироваться с учителем, пользоваться учебником, устно давать ответы на некоторые вопросы.
Контрольные работы выполняются только письменно, а форма зачета может быть разной: одни ученики могут отвечать устно по специальным билетам, а другие выполнять задания в письменном виде.
В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:
Индивидуальный (устный опрос по карточкам, тестирование, математический диктант) на всех этапах работы.
Самоконтроль - при введении нового материала.
Взаимоконтроль – в процессе отработки.
Рубежный контроль – при проведении самостоятельных работ.
Итоговый контроль – при завершении темы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Результаты изучения предмета «Математика» в 6 классе представлены на нескольких уровнях – личностном, метапредметном и предметном.
Личностные:
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
первичная сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
первоначальное представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития значимости для развития цивилизации;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активность при решении арифметических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
Метапредметные:
способность самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
развитие способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование учебной и обще пользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
первоначального представление об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;
развитие способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
способность планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Предметные:умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар, сфера и пр.), формирования представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;
умения выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
умения пользоваться изученными математическими формулами;
знания основных способов представления и анализа статистических данных; умения решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;
умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Достижение целей программы обучения будет способствовать использование современных образовательных технологий:
Активные и интерактивные методы обучения;
Технология развития критического мышления через чтение и письмо;
Игровые технологии;
Исследовательская технология обучения;
проблемного обучения (создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению;
разноуровневого (дифференцированного) обучения (создание условий обеспечивающих результат освоения базовых знаний всеми учащимися и одновременно возможность для каждого ученика реализовать свои склонности и способности на продвинутом уровне);
информационно-коммуникационные технологии (использование ПК и интерактивного оборудования в учебном процессе: создание тематических презентаций, поиск информации в Интернет, дистанционное обучение);
здоровье сберегающие технологии (равномерное распределение времени на различные виды заданий, использование ТСО в соответствии с санитарными нормами). 
Содержание программы
Повторение курса 5 –го класса. (7)Сложение и вычитание обыкновенных и десятичных дробей. Умножение и деление десятичных дробей. Решение уравнений. Проценты.
Делимость чисел(20). Делители и кратные. Признаки делимости на 2; 3; 5; 9; 10. Простые и составные числа. Разложение на простые множители. Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа. Наименьшее общее кратное.
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями(22). Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Сложение и вычитание смешанных чисел.
Умножение и деление обыкновенных дробей(31). Умножение дробей. Нахождение дроби от числа. Применение распределительного свойства умножения. Взаимно обратные числа. Деление дробей. Нахождение числа по его дроби. Дробные выражения.
Отношения и пропорции(18). Отношения. Пропорции, основное свойство пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Масштаб. Длина окружности и площадь круга. Шар.
Положительные и отрицательные числа(13). Координаты на прямой. Противоположные числа. Модуль числа. Сравнение чисел. Изменение величин.
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел(11). Сложение чисел с помощью координатной прямой. Сложение отрицательных чисел. Сложение чисел с разными знаками. Вычитание.
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел(12). Умножение. Деление. Рациональные числа. Свойства действий с рациональными числами.
Решение уравнений(13). Раскрытие скобок. Коэффициент. Подобные слагаемые. Решение уравнений.
Координаты на плоскости(13). Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые. Координатная плоскость. Столбчатые диаграммы. Графики.
Итоговое повторение курса математики 5—6 классов (10).
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
на 2015-2016 учебный год
Наименование раздела программы, кол-во часов Основные виды учебной деятельности обучающихся
1.Вводное повторение.(7 ч) Личностные:
- понимать возможность использования приобретенных знаний и умений в практической и повседневной жизни
Регулятивные:
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения с учетом характера сделанных ошибок;
Познавательные:
- владеть общим приемом решения задач;
Коммуникативные:
- уметь договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности
2.Делимость чисел Личностные: Формирование стартовой мотивации к изучению нового, устойчивой мотивации к индивидуальной деятельности, к изучению и закреплению нового
Регулятивные: составлять план последовательности действий, формировать способность к волевому усилию в преодолении препятствий, осознавать учащимся уровень и качество усвоения результата
Познавательные: сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам, выявлять сходства и различия объектов.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения
3.Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями Личностные:
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, приводить примеры и контрпримеры;
Регулятивные: планировать решение учебной задачи. прогнозировать результат и уровень усвоения, удерживать цель деятельности до получения ее результата, формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).
Познавательные: различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление), сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства
Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения, способствовать формированию научного мировоззрения учащихся, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач
4.Умножение, и деление обыкновенных дробей Личностные:
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
формирование способности к эмоциональному восприятию математических задач, решений, рассуждений, формирование аккуратности и терпеливости.
. Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы, формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий, удерживать цель деятельности до получения ее результата, оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений, определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата, составлять план выполнения работы.
Познавательные: формировать умение выделять закономерность, уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, применять схемы, модели для получения информации, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: развивать умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений, выражать в речи свои мысли и действия, развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии, формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
5.Отношения и пропорции Личностные:
Креативность мышления, инициативы, находчивости, активность при решении арифметических задач; умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
формирование аккуратности и терпеливости.
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.
Познавательные: применять схемы, модели для получения информации, устанавливать причинно-следственные связи, уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения, уметь точно и грамотно выражать свои мысли, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
6.Положительные и отрицательные числа Личностные: формирование познавательного интереса к изучению нового, устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового, мотивации к индивидуальной деятельности по самостоятельно составленному плану.
Регулятивные: мотивации к индивидуальной деятельности по самостоятельно составленному плану, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения, осознавать учащимся уровень и качество усвоения результата.
Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, ориентироваться на разнообразие способов решения задач, уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений, ориентироваться на разнообразие способов решения задач.
7.Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел Личностные:
Первичная сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
Первоначальное представление о математической науке как сфере человеческой деятельности;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы, составлять план и последовательность действий, формировать способность к волевому усилию в преодолении препятствий, формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий.
Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов, уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов, уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии, воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения, управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).
8.Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Личностные:
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, приводить примеры и контрпримеры
Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий), определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата, составлять план, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, построить логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы, : воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения, формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме.
9.Решение уравнений Личностные:
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
формирование способности к эмоциональному восприятию математических задач, решений, рассуждений;
формирование аккуратности и терпеливости.
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы, осознавать учащимся уровень и качество усвоения результата, удерживать цель деятельности до получения ее результата.
Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, : развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.
10.Координаты на плоскости Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового, устойчивой мотивации к конструированию, творческому самовыражению.
Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности, планировать решение учебной задачи, искать и выделять необходимую информацию.
Познавательные: учиться основам смыслового чтения научных и познавательных текстов, применять схемы, модели для получения информации, устанавливать причинно-следственные связи, уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения, поддерживать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, уметь точно и грамотно выражать свои мысли.
11.Итоговое повторение Личностные: формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний, навыков самоанализа и самоконтроля.
Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий, контролировать в форме сравнения способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и вносить необходимые коррективы.
Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач, применять схемы, модели для получения информации, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: развивать умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений, управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).
Учебно – тематический план
Наименование разделов Всего часов В том числе на:
уроки контрольные работы
6 класс
1 Вводное повторение 7 6 1
2 Делимость чисел 20 19 1
3 Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями 22 20 2
4 Умножение и деление обыкновенных дробей 31 28 3
5 Отношения и пропорции 18 16 2
6 Положительные и отрицательные числа 13 12 1
7 Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел 11 10 1
8 Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. 12 11 1
9 Решение уравнений 13 11 2
10 Координаты на плоскости 13 12 1
Итоговое повторение 10 9 1
Итого (6кл) 170 154 16
Календарно-тематическое планирование
№ Тема урока Кол-во часов Дата проведения Формы организации учебной деятельности Примечание
план Факт. I четверть 42 ч.
1.Вводное повторение(7)
1 Натуральные числа и их свойства 1 2.09 Выполнять арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями. Повторить правила нахождения неизвестных компонентов действий и применять эти правила для решения уравнений Повторить понятие процента. Систематизировать знания учащихся по основным типам задач на проценты. 2 Арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями 1 3.09 3 Арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями 1 4.09 4 Проценты. Решение задач на проценты 1 7.09 5 Решение уравнений 1 8.09 6 Решение задач по теме «Действия с обыкновенными и десятичными дробями. Решение задач с помощью уравнений» 1 9.09 7 Входная контрольная работа 1 10.09 2.Делимость чисел(20ч)
8-10 Делители и кратные(п.1) 3 11,14,15 Формировать определения делителя и кратного, простого и составного числа, свойства и признаки делимости. Классифицировать натуральные числа (четные и нечётные и т.п.).Верно использовать в речи термины: делитель, кратное, наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное, простое число, составное число, четное число, нечетное число, взаимно простые числа, разложение числа на простые множители . 11-13 Признаки делимости на 10, на 5и на 2 (п.2) 3 16,17,
18 14-15 Признаки делимости на 9 и на 3 (п.3) 2 21,22 16-17 Простые и составные числа(п.4) 2 23,25 18-19 Разложение на простые множители(п.5) 2 28,29 20-22 Наибольший общий делитель. Взаимно-простые числа(п.6) 3 30,1,2.10 23-26 Наименьшее общее кратное (п.7) 4 5-8.10 27 Контрольная работа №1 «Делимость чисел» 1 9.10 3.Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (22ч)
28,
29 Анализ контрольной работы. Основное свойство дроби(п.8) 2 12,13 Формулировать основное свойство обыкновенной дроби, правила сравнения, сложения и вычитания обыкновенных дробей. Выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел. Решать текстовые задачи арифметическими способами. Анализировать и осмысливать текст задачи, строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. 30-32 Сокращение дробей (п.9) 3 14,15,
16 33-35 Приведение дробей к общему знаменателю (п.10) 3 19-21 36-41 Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (п.11) 6 22-29.10 42 Контрольная работа №2 «Сложение и вычитание дробей с разным знаменателем» 1 30.10 IIчетверть 38ч. 43-48 Сложение и вычитание смешанных чисел (п.12) 6 5-12.11 49 Контрольная работа №3 «Сложение и вычитание смешанных чисел» 1 13.11 4.Умножение и деление обыкновенных дробей (31ч)
50-54 Анализ контрольной работы. Умножение дробей (п..13) 5 16-20.11 Формулировать правила умножения и деления обыкновенных дробей. Выполнять умножение и деление обыкновенных дробей и смешанных чисел. Находить дробь от числа и число по его дроби. Грамматически верно читать записи произведений и частных обыкновенных дробей. Решать текстовые задачи арифметическими способами. Проводить несложные исследования, связанные со свойствами дробных чисел, опираясь на числовые эксперименты. 55-58 Нахождение дроби от числа (п.14) 4 23-26 59-63 Применение распределительного свойства умножения 5 27-3.12 64 Контрольная работа №4 «Умножение дробей» 1 4.12 65,66 Взаимно-обратные числа 2 7,8 67-70 Деление (п.17) 4 9-14 71 Контрольная работа №5 « Деление дробей» 1 15.12 72-76 Анализ контрольной работы Нахождение числа по его дроби (п.18) 5 16-22.12 77-79 Дробные выражения 3 23-25.12 80 Контрольная работа №6 «Дробные выражения» 1 28.12 Резерв 1 29.12 III четверть 49 ч.
5.Отношения и пропорции (18ч)
81-84 Отношения (п.20) 4 14-19.01 Верно использовать в речи термины: отношение чисел, отношение величин, взаимно обратные отношения, пропорция, основное свойство верной пропорции, прямо пропорциональные величины, обратно пропорциональные величины, масштаб, длина окружности, площадь круга, шар и сфера, их центр, радиус и диаметр. Использовать понятия отношения и пропорции при решении задач. Использовать понятие масштаб при решении практических задач. Вычислять длину окружности и площадь круга, используя знания о приближенных значениях чисел. Решать задачи на проценты и дроби составлением пропорции. 85,
86 Пропорции (п.21) 2 20,21 87 Основное свойство пропорции. 1 22.01 88-90 Прямая и обратная пропорциональные зависимости 3 25-27 91 Контрольная работа №7 «Отношения и пропорции» 1 28.01 92, 93 Анализ контрольной работы. Масштаб (п.23) 2 29.01,1.02 94, 95 Длина окружности и площадь круга (п.24) 2 2,3 96, 97 Шар (п.25) 2 4,5 98 Контрольная работа №8 «Масштаб. Длина окружности и площадь круга» 1 8.02 6.Положительные и отрицательные числа (13ч) 99-101 Анализ контрольной работы Координаты на прямой (п.26) 3 9-11 Верно использовать в речи термины: координатная прямая, координата точки на прямой, положительное число, отрицательное число, противоположные числа, целое число, модуль числа. Приводить примеры использования в окружающем мире положительных и отрицательных чисел (температура, выигрыш-проигрыш, выше-ниже уровня моря и т.п.) Изображать точками координатной прямой положительные и отрицательные рациональные числа. Характеризовать множество целых чисел. Сравнивать положительные и отрицательные числа. 102, 103 Противоположные числа (п.27) 2 12,15 104,105 Модуль числа (п.28) 2 16,17 106-108 Сравнение чисел (п.29) 3 18-22 109,110 Изменение величин (п.30) 2 24,25 111 Контрольная работа№9 «Положительные и отрицательные числа» 1 26.02 7.Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (11ч)
112,113 Сложение чисел с помощью координатной прямой Анализ контрольной работы. (п.31) 2 29,1.03 Формулировать правила сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел. Выполнять сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел. Читать и записывать буквенные выражения, составлять буквенные выражения по условиям задач. Вычислять числовые значения буквенного выражения при заданных значениях букв. Составлять уравнения по условиям задач. Решать простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами арифметических действий. Находить длину отрезка на координатной прямой, зная координаты концов этого отрезка. Решать текстовые задачи арифметическими способами. 114, 115 Сложение отрицательных чисел (п.32) 2 2,3 116-118 Сложение чисел с разными знаками (п.33) 3 4,7,9 119-121 Вычитание (п.34) 3 10,11,
14 122 Контрольная работа №10 «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»» 1 15.03 8.Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (12ч)
123-125 Анализ контрольной работы. Умножение (п.35) 3 16-18 Формулировать правила умножения и деления положительных и отрицательных чисел. Выполнять умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Вычислять числовое значение дробного выражения. Характеризовать множество рациональных чисел. Читать и записывать буквенные выражения по условиям задач. Вычислять числовое значение буквенного выражения при заданных значениях букв. Формировать и записывать с помощью букв свойства действий с рациональными числами, применять их для преобразования числовых выражений. Составлять уравнения по условиям задач. Решать простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами арифметических действий. Решать текстовые задачи арифметическими способами 126-128 Деление (п.36) 3 21-23.03 IV четверть 41 ч. 129, 130 Рациональные числа (п.37) 2 24.03,
4.04 131 Контрольная работа №11 «Умножение и деление рациональных чисел»
1 5.04 132-134 Анализ контрольной работы.
Свойства действий с рациональными числами (п.38) 3 6,7,8 Решение уравнений (13ч) 135, 136 Раскрытие скобок (п.39) 2 11,12 Верно использовать в речи термины: коэффициент, раскрытие скобок, подобные слагаемые, приведение подобных слагаемых, корень уравнения, линейное уравнение. Грамматически верно читать записи уравнений. Раскрывать скобки, упрощать выражения, вычислять коэффициент выражения. Решать уравнения умножением или делением обеих его частей на одно и то же не равное нулю число путем переноса слагаемого из одной части уравнения в другую. Решать текстовые задачи с помощью уравнений. Решать текстовые задачи арифметическими способами. 137 Урок повторения и обобщения материала IIIчетверти. 1 13.04 138 Коэффициент (п.40) 1 14.04 139-141 Подобные слагаемые (п.41) 3 15-19.04 142 Контрольная работа №12 «Раскрытие скобок.
Приведение подобных слагаемых» 1 20.04 143-146 Решение уравнений (п.42) 4 21-26 147 Контрольная работа №13 «Решение уравнений» 1 27.04 Координаты на плоскости(13ч) 148, 149 Перпендикулярные прямые (п.43) 2 28,29 Верно использовать в речи термины: перпендикулярные прямые, параллельные прямые, координатная плоскость, ось абсцисс, ось ординат, столбчатая диаграмма, график. Объяснять какие прямые называют перпендикулярными и какие – параллельными, формулировать их свойства. Строить перпендикулярные и параллельные прямые с помощью чертежных инструментов. Строить на координатной плоскости точки и фигуры по заданным координатам: определять координаты точек. Читать графики простейших зависимостей. Решать текстовые задачи арифметическими способами. Анализировать и осмыслять текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие. 150, 151 Параллельные прямые (п.44) 2 2,3.05 152-154 Координатная плоскость (п.45) 3 4-6.05 155, 156 Столбчатые диаграммы (п.46) 2 10,11 157-159 Графики (п.47) 3 12-16.05 160 Контрольная работа №14 «Координаты на плоскости» 1 17.05 Итоговое повторение (10ч)
161 Делимость чисел 1 18.05 Формулировать основное свойство обыкновенной дроби, правила сравнения, сложения и вычитания обыкновенных дробей. Выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел. Формулировать правила сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел. Выполнять сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел. Формулировать правила умножения и деления положительных и отрицательных чисел. Выполнять умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Вычислять числовое значение дробного выражения. Верно использовать в речи термины: коэффициент, раскрытие скобок, подобные слагаемые, приведение подобных слагаемых, корень уравнения, линейное уравнение. 162 Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями 1 19.05 163 Умножение и деление обыкновенных дробей 1 20.05 164 Отношения и пропорции 1 21.05 165 Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел 1 22.05 166 Умножение и деление положительных и отрицательных чисел 1 25.05 167 Решение уравнений 1 26.05 168 Решение текстовых задач 1 27.05 169 Итоговая контрольная работа № 15 1 28.05 170 Обобщающий урок 1 30.05 Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
Для учителя:
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Серия: Стандарты второго поколения М: Просвещение. 2011 – 352 с.
Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы - 3-е издание, переработанное – М. Просвещение. 2011 – 64 с (Стандарты второго поколения)
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования (Министерство образования и науки Российской Федерации. М. Просвещение. 2011 – 48 с (Стандарты второго поколения)
Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы - 3-е издание, переработанное – М. Просвещение. 2011 – 64 с (Стандарты второго поколения)
5) «Математика». Сборник рабочих программ. 5-6 классы [Т.А.Бурмистрова]. – М.: Просвещение, 2014. – 64 с.
Н. Я. Виленкин «Математика 6 класс». Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2014
Попов М. А. Дидактические материалы по математике. 6 класс к учебнику Н. Я. Виленкина и др. «Математика 6 класс». ФГОС – « Экзамен», 2013
Попов М. А. Контрольные и самостоятельные работы по математике. 6 класс. К учебнику Н. Я. Виленкина и др. « Математика 6 класс». ФГОС – « Экзамен», 2011
В. Н. Рудницкая. Рабочая тетрадь №1, №2. «Математика 6 класс». М.: Мнемозина, 2011
В. Н. Рудницкая. УМК Математика 6 класс по учебнику Н. Я. Виленкина [тесты] ФГОС,
ООО М.: Спринтер, 2012
В. И. Жохов. Математический тренажер. 6 класс. Пособие для учителей и учащихся. – М.: Мнемозина, 2012
Для учащихся:
Н. Я. Виленкин «Математика 6 класс». Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2014
Попов М. А. Дидактические материалы по математике. 6 класс к учебнику Н. Я. Виленкина и др. «Математика 6 класс». ФГОС – « Экзамен», 2013
Попов М. А. Контрольные и самостоятельные работы по математике. 6 класс. К учебнику Н. Я. Виленкина и др. « Математика 6 класс». ФГОС – « Экзамен», 2011
В. Н. Рудницкая. Рабочая тетрадь №1, №2. «Математика 6 класс». М.: Мнемозина, 2011
В. Н. Рудницкая. УМК Математика 6 класс по учебнику Н. Я. Виленкина [тесты] ФГОС,
ООО М.: Спринтер, 2012
В. И. Жохов. Математический тренажер. 6 класс. Пособие для учителей и учащихся. – М.: Мнемозина, 2012
Интернет – ресурсы:
Интерактивный учебник. Математика 6 класс. Правила, задачи, примеры http://www.matematika-na.ru
Энциклопедия для детей http://the800.info/yentsiklopediya-dlya-detey-matematika
Энциклопедия по математике http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/matematika/MATEMATIKA.html
Справочник по математике для школьников http://www.resolventa.ru/demo/demomath.htm
Математика он-лайн http://uchit.rastu.ru
Сайты для учителя:
Педсовет, математика http://pedsovet.su/load/135
Учительский портал. Математика http://www.uchportal.ru/load/28
Уроки. Нет. Для учителя математики, алгебры, геометрии http://www.uroki.net/docmat.htm
Видеоуроки по математике – 6 класс , UROKIMATEMAIKI.RU ( Игорь Жаборовский )
Электронный учебник
Электронное пособие. Математика, поурочные планы 5-6 классы. Издательство
« Учитель»
Тренажер по математике к учебнику Н. Я. Виленкина и др. Издательство « Экзамен»
Я иду на урок математики (методические разработки).- Режим доступа: www.festival.1september.ruЕдиная коллекция образовательных ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов . – Режим доступа: http://fcior.edu.ru/Техническое обеспечение образовательного процесса
Материальное обеспечение кабинетов:
Мультимедийный компьютер; Проектор; Экран;
Программное обеспечение
Операционная система Windows 07e(2000/XP)
Текстовый редактор MS Word
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Математика» в 6 классе
Предметными результатами изучения предмета «Математика» в 6 классе является сформированность следующих умений:
Предметная область «Арифметика»:
выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двухзначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты – в виде дроби и дробь – в виде процентов;
выполнять арифметические действия с рациональными числами, находить значение числового выражения (целых и дробных);
округлять целые числа и десятичные дроби, выполнять оценку числовых выражений;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; переводить одни единицы измерения в другие;
решать текстовые задачи, в том числе связанные с отношениями и с пропорциональностью величин, дробями и процентами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности повседневной жизни для:
решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием справочных материалов, калькулятора;
устной прикидки и оценки результата вычислений;
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Предметная область «Алгебра»:
переводить условия задачи на математический язык; использовать методы работы с математическими моделями;
осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
определять координаты точки и изображать числа точками на координатной плоскости;
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
решать текстовые задачи алгебраическим методом.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности повседневной жизни для:
выполнение расчетов по формулам, составление формул, выражающих зависимости между реальными величинами.
Предметная область «Геометрия»:
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры, распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела;
в простейших случаях строить развертки пространственных тел;
вычислять площади, периметры, объемы простейших геометрических фигур (тел) по формулам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности повседневной жизни для:
решения несложных геометрических задач, связанных с нахождением изученных геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Предметная область «Теория вероятности, статистика, комбинаторика»:
выполнять сбор информации в несложных случаях, представлять информацию в виде таблиц и диаграмм, в том числе с помощью компьютерных задач;
приводить примеры случайных событий, достоверных и невозможных событий; сравнивать шансы наступления событий;
выполнять перебор всех возможных вариантов для пересчета объектов или комбинаций, выделять комбинации, отвечающие заданным условиям;
строить речевые конструкции с использованием словосочетаний более вероятно, маловероятно и др.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности повседневной жизни для:
понимания вероятностного характера многих реальных зависимостей;
решения несложных вероятностных задач.