Двигательный режим юных спортсменов- выступление


ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ И ЗДОРОВЬЕ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ
Рыжов Ю.А.- выступление на
Педагогическом совете ДЮСШ
2010-2011 учебный год
Состояние здоровье человека в большой степени зависит от объема движений. Если движений мало, то такой человек не может быть здоровым. Для подтверждения этого можно привести пример ухудшения здоровья у людей, которые добровольно или вынужденно (из-за болезни) длительное время лежали неподвижно. Поэтому, даже для лежачих больных предлагают выполнять физические упражнения. Можно привести пример больных инфарктом. Раньше они только лежали по 40 дней после инфаркта и большинство больных умирало. Сейчас уже после 10-15 дней приступают к выполнению упражнений, и количество выздоровевших увеличилось.
Наши дети стали меньше двигаться. Куда исчезла двигательная активность? Появились многосерийные детективы по телевизору, кто-то придумал «тихие игры», и дети — само послушание! Играют в разные головоломки, никому не мешают и, чего греха таить, радуют взрослых тем, что и им можно заняться своими делами...
Сегодня двигательная активность детей — проблема! В большом городе непросто добраться до стадиона или бассейна. Дети не занимаются физкультурой и потому, что нет условий, а условия должны создавать родители, закладывая привычку с ранних лет.
С чего все начинается? С замечательного изобретения, каким является коляска. Там накрепко привязан маленький человек. Ничего не скажешь, удобно! А теперь прикиньте сами, два-три часа ребенок сидит в коляске. Если понаблюдать со стороны, можно убедиться, как возраст пребывания в коляске постепенно растет. Иногда до 4 лет! Ему бы бежать, еле поспевая за родителями, а он, этакий Обломов, едет, головку свесил, спит... Привозят в детский сад, а там музыкальные занятия проводят сидя. А если непоседливая душа, услышав веселые звуки, рвется в пляс, ему тут же — сиди!
Обратите внимание, какой из детей наиболее удобен для воспитателей в яслях или детсаду? Конечно же тот, кто сидит на месте. На месте сидяттолстенькие, румяненькие^ послушные и малоподвижные. И голос воспитательниц обращен к другим: «Сиди! Куда побежал?», «Опять ты полез?».
Двигательная активность - биологическая потребность. Для каждого возраста она имеет свой оптимум. Если сегодня вы, родители, двигаетесь меньше, чем вчера, то завтра ваши дети будут двигаться ещё меньше. Потребность в движении воспитуема, но может быть загублена.
Ребёнок пришёл в школу. Его усаживают за парты и двигательная активность снижается на 50%.
Сегодня нормальный день старшеклассника - 6 уроков в школе, плюс 2-3 часа дома на самоподготовку, 3-4 часа - ТВ плюс чтение книг. Дети стоят на остановках, ожидая трамвая, чтобы проехать 1-2 остановки. Дети ожидают лифт, чтобы подняться на 2-3 этаж.
Известно, что недостаток движения в жизни детей младшего возраста является одной из причин нарушения осанки, дееспособности стопы, появление избыточного веса и других нарушений в физическом развитии: недостаточная двигательная активность влечет функциональные нарушения в сердечнососудистой и дыхательной систем ребенка. В результате чего появляется неадекватная реакция сердца на физические нагрузки, уменьшается жизненная ёмкость лёгких. Малоподвижный ребёнок владеет меньшим объемом двигательных навыков, ему свойственен более низкий уровень развития двигательных качеств. Дети с меньшим объемом движение обладают меньшей силой и выносливостью, менее быстрые и менее закалены, чаще болеют.
45-минутный урок физической культуры компенсирует только 11% потребности в движении. А максимально (при большой моторной плотности) 40% необходимого объема движений. Известно, что потребность детей младшего школьного возраста на 18-22% в сутки удовлетворяется самостоятельными, спонтанными движениями. К таким относятся движения рук и ног. Повороты туловища, головы, рук во время письма, труда, рисования, ход к доске и т.д. спонтанно созданные движения на уроках не могут полностью удовлетворять объем движения учащихся.
На современном этапе развития школ недопустимо овладение двигательной активности учащихся только на уроках физической культуры. В условиях школы гиподинамию можно ликвидировать теми видами физического воспитания, которые являются ежедневными массовыми и обязательными для всех здоровых детей.Отличное здоровье, крепкое и закаленное тело, сильная воля формируются в процессе занятий физической культуры и спорта, являются хорошими помощниками для интеллектуального и умственного развития человека. Достигнуть хорошего физического совершенства, избавиться от некоторых врожденных и приобретенных физических недостатков можно лишь путем правильного систематического использования физических упражнений.
К сожалению, многие не понимают оздоровительного эффекта физической культуры и спорта, не уделяют должного внимания физическому воспитанию детей. Поэтому задача преподавателей физического воспитания, тренеров - разъяснить положительное воздействие физической культуры на состояние здоровья и физического развития детей.
Рассматривая двигательную деятельность детей, мы наблюдаем её в различных по форме движениях, в которых проявляются в той или иной степени быстрота, сила, ловкость, выносливость или сочетание этих качеств определяет уровень развития физических качеств и качественную сторону двигательной деятельности детей, уровень их общей физической подготовленности.