Конспект урока по музыке Музыка — главный герой басни

главный герой басни.
Цель: показать, что музыка звучит не только в сказках и стихах, но и баснях; познакомить с новым понятием «квартет».
Задачи:
- развитие ассоциативного мышления;
- развитие воображения, коммуникативных навыков;
- формирование понятия роли музыки в литературном жанре басня;
- знакомство с творчеством и музыкой великого русского композитора А.П.Бородина, литературным жанром басни, русским баснописцем – И.А.Крыловым;
- развитие вокально – хоровых навыков;
- воспитывать творческую личность, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и литературного искусства.
Методы:
- словесный;
- наглядный;
- практический;
- объяснительно-иллюстративный;
- частично-поисковый;
Приёмы:
слушание;
хоровое исполнение;
сопоставление со смежными видами искусств;
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, музыкальный центр, баян.
Программное обеспечение: компьютерная презентация, CD записи.
Музыкальный материал урока: А. Бородин “Квартет 2” – III часть, И. А. Крылов басня “Квартет”.
Дополнительный материал: портреты А. П. Бородина, И. А. Крылова, текст басни “Квартет”, карточки с музыкальными инструментами.

Ход урока
I. Организация обучающихся на урок. Проверка домашнего задания.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Во втором триместре мы с вами говорим о тесной взаимосвязи музыки с литературой. На последнем из уроков мы рассматривали связь музыки с одним из литературных жанров. Кто вспомнит, как звучала тема урока?
Посмотрите на слайд здесь подсказка. Когда вы входили в класс, звучала песня, которая тоже поможет вам вспомнить тему прошлого урока.
(ответы детей) «Музыка – главный герой сказки».
Правильно, молодцы! Мы выяснили с вами, что музыка выступает главным героем в сказках, мы слушали белорусскую сказку «Музыкант-чародей».
Учитель. О чём эта сказка?
(Ответы детей).
Учитель. Как музыка проявила свою волшебную силу?
(Ответы детей).
Учитель. А теперь послушаем как проявила свою волшебную силу музыка в ваших творческих сказках.
(Обучающие читают свои сказки).
Учитель. Великие мастера из народа чувствовали огромную силу музыки, поэтому появились такие песни и сказки. Мудрость народа с восхищением говорит о тех, кто владел этой музыкой. Этот сюжет популярен у разных народов.
2.Формулировка темы урока, постановка задач.
Учитель. Музыка звучит не только в сказках, но и в других жанрах литературы, а где именно, мы узнаем на уроках музыки.
Посмотрите на экран: Обратимся к следующим названиям “Осел и соловей”, “Скворец”, “Кошка и соловей”, “Кукушка и петух”. Какому литературному жанру можно отнести эти произведения?
Ученики: Это басни.
Учитель: Кто написал эти басни?
Учитель: Известный великий русский поэт, работавший в жанре басни – Иван Андреевич Крылов.
(Показ портрета И.А.Крылова – щелчок)
Учитель: Басня – что же означает это слово?
-  Басня – один из старейших жанров литературы. Ещё в Древней Греции широкую известность получили басни Эзопа. В более поздние времена во Франции прославился своими баснями поэт Лафонтен. Басня – это краткий аллегорический рассказ, нравоучительного характера, в котором есть вывод - мораль. Действующие лица в баснях животные, под образами которых автор подразумевает людей.
 Итак, какие отличительные особенности басни как жанра вы можете назвать? Что для неё характерно - краткая форма, действующие лица – животные, высмеиваются пороки, обязательна мораль, то есть басня поучает. Как вы думаете перечисленные мною названия басен “Осел и соловей”, “Скворец”, “Кошка и соловей”, “Кукушка и петух” - что объединяет эти басни.
Ученики: Главное действующее лицо – музыка.
Учитель: Верно, в этих баснях - музыка является главным действующим лицом.
 Учитель: Как мы сформулируем тему урока? «Музыка – главный герой басни». (запись темы в тетрадь)
(слайд – щелчок). А чтобы узнать,  о какой именно басне пойдёт речь, мы  решим музыкальное уравнение.
                                          Дуэт + дуэт = ?   (квартет – по щелчку)
Учитель: Молодцы! Получилось название еще одной басни И. А. Крылова “Квартет”.
- Что же такое квартет? 
  Квартет – название музыкального произведения, которое исполняют четыре музыканта.
 А чтобы лучше запомнить этот термин, мы сейчас прочитаем  небольшое стихотворение.
Учитель: (Щелчок)
Соло буду петь один,
А дуэт с товарищем.
Трио с Сашей будем петь,
Нам двоим не справиться.
А квартет весёлый звонкий
Будем вместе петь с Алёнкой.
(Повторить значение терминов – соло, дуэт, трио, квинтет)
Ребята, давайте обозначим цель урока. О каком музыкальном произведении пойдет речь? ( квартет) С чем нам сегодня предстоит познакомиться?
Мы узнаем, что такое квартет, какие бывают квартеты, послушаем музыку, услышим, как звучит квартет.
Ну, а для начала, давайте вспомним содержание басни. Внимание на экран. (чтение басни)
Изучение новой темы.
Учитель: Квартеты бывают разные, но чаще всего звучат струнные квартеты, в исполнении которых участвуют 2 скрипки, альт и виолончель. О таком исполнительском составе нам рассказывает басня Крылова.
Вопросы и ответы учеников:
- Назовите музыкальные инструменты, присутствующие в басне.
- Почему виолончель Крылов называет “басом”? - Потому что виолончель - самый низкий по звучанию инструмент в квартете.
Давайте сейчас послушаем, как звучит скрипка и виолончель. (слушание фрагментов)
- Какая музыка получилась у наших горе-музыкантов?
- Может у такой музыки быть композитор?
- В чем мораль сей басни?
Вывод: Чтобы сделать какое-либо дело, нужно согласие, умение, старание и это относится не только к музыке, но и к любой сфере человеческого труда.
Учитель: А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, может зазвучать очень красивая музыка. Да и сам И. А. Крылов был хорошим музыкантом с тонким музыкальным слухом. Современники вспоминали, что он очень любил играть в квартете и обычно брал на себя партию альта.
А ещё один замечательный композитор А. П. Бородин написал «Струнный квартет», который является жемчужиной русской классики.
Работа по группам. Творчество А. П. Бородина
Для 1 группы: Для известного русского композитора и музыканта А. П. Бородина музыка не была его основной профессией. Он прославил и русскую музыку, и русскую науку, потому что был талантливым учёным-химиком. Музыка и химия нераздельно господствовали в его душе, и не покидала его даже во время лекций. Иногда на доске вместе с формулами он рисовал нотные линейки с записями новых мелодий. Склонившись над научной работой, он обязательно что-нибудь напевал. А иногда, покинув лабораторию, химик превращался в музыканта, и неслись по коридору стройные и чудесные звуки его волшебной музыки.
Для второй группы: Музыка подружила композитора с молодой талантливой пианисткой Екатериной Протопоповой, которая стала впоследствии его женой. Это произведение одно из поздних сочинений композитора и посвящено жене. Работал он над ним в течение 2 лет. Когда композитор отбыл за границу, вдалеке от жены, вспоминая ее еще невестой, он написал этот квартет. Вот строки его письма к ней:
« Никогда ещё я так далеко не уезжал от тебя, и, кажется, никогда ты мне не была так близка, как теперь. Пойми только: я в Гейдельберге!!! Ещё по дороге мимо меня, как в панораме, проносились давно знакомые берега, которые мы видели ещё с тобой. Можешь думать, что я должен был предчувствовать!..
Чего я не перечувствовал, пробегая те дорожки, те галереи, где мы бродили с тобой в первую пору счастья! Как бы я дорого дал в эту минуту, чтобы ты была со мной!»
Слушание и анализ фрагмента III части квартета №2 А. П. Бородина.
Учитель: - Прежде чем послушать музыкальное произведение композитора Квартет №2, вспомним, какие инструменты входят в состав квартета-
Послушаем звучание скрипки ( щелчок) и виолончели (щелчок)
- В чём схожесть и разница этих инструментов
Ученики: Схожесть в том, что они относятся к семейству струнно-смычковых, а разница в звучанию инструментов (виолончель звучит ниже).
Учитель: Квартет №2 Бородина – это программное, камерное произведение, то есть в его основе лежит программа. Состоит из IV частей:
I – Allegro moderato (не очень быстро)
II – скерцо (шутка)
III – ноктюрн ( произведение, музыка которого создаёт образ ночи)
IV – финал
Камерная музыка – это музыка, предназначена для небольшого количества слушателей и исполнителей ( от латинского camera– комната).
- Мы с вами сейчас послушаем фрагмент ноктюрна - эту удивительную по своей красоте музыку.
Вопросы и ответы: Учитель: Как звучала музыка?
Ученики: Медленно, тихо, протяжно, нежно.
Учитель: Звучание, каких музыкальных инструментов вы услышали?
Ученики: Скрипка, виолончель – струнный квартет
Учитель: Кто исполнял эту музыку?
Ученики: Инструментальный ансамбль
Ребята, такая же музыка звучала у наших горе – музыкантов?
Учитель: Что нужно для того, чтобы получилась красивая музыка? Какими качествами нужно обладать, чтобы написать такую замечательную музыку?
Ученики: Музыкальным слухом, голосом, трудолюбием, терпением, талантом.
Музыка творит чудеса с людскими сердцами, и может вызвать зависть. Так случилось и в этой песне, которую я предлагаю вам послушать. Называется она «Волшебный смычок». (слушание песни, беседа о содержании)
А теперь давайте разыграем ее по ролям. Нам нужен скрипач, богач, а остальные ребята сыграют людей, которые поют и веселятся под музыку скрипача.
(исполнение песни «Новый год у ворот»).
Закрепление выученного материала – проверь себя
Как называется жанр литературы, для которого характерна краткая форма, действующие лица – животные и птицы, высмеиваются пороки?
Назовите фамилию великого русского баснописца -
Коллектив, состоящий из четырёх исполнителей – это
Назовите автора струнного квартета –
Состав струнного квартета –
6. Итог урока
Учитель: И в заключении нашего урока давайте подведём итог:
– Какую же роль играет музыка в литературе?
Ученики. Музыка обогащает литературу.
Музыка часто звучит не только в стихах и сказках, но и в баснях.
Язык слов и язык музыки помогают нам раскрывать смысл содержания произведения, а также воздействуют на ум и чувства.
Учитель: ребята, у вас на столах лежат нотки, обратите внимание на доску, там три нотных стана. Прикрепите свою нотку к красному стану, если вам на уроке понравилось и все было понятно. К синему – если нужны дополнительные разъяснения, и к белому – если многое осталось непонятным, на уроке я скучал.
Спасибо всем за урок. Каждый за работу на уроке получит оценку
7. Домашнее задание
Нарисуйте наиболее понравившихся героев сегодняшнего урока или составьте, пожалуйста, кроссворд, чтобы ключевым словом стало слово “квартет”.

Заголовок 1 Заголовок 315