План-конспект урока на тему Музыка- главный герой басни


Урок музыки в 5 классе тема четверти «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки»
Тема урока - «Музыка – главный герой басни».
Цели урока: познакомить с понятием «квартет», с особенностями музыкального квартета, установить межпредметные связи между музыкой и литературой.
Задачи:
Развитие вокально-хоровых навыков и навыков двухголосного пения.
Расширение исполнительского мастерства, формирование продуманного и прочувствованного восприятия музыки.
Оборудование:
-классная доска
-компьютер
-проектор
-экран
-баян
-презентация « музыкальные инструменты» (для знакомства в процессе урока)
Оформление доски:
Тема урока.
Портрет А.П. Бородина (автора струнного квартета).
План урока
Организация класса, музыкальное приветствие. – 2 минуты
Басни о музыке, исполнение в лицах. – 7минут
Распевание. – 3 минуты
Работа над песней. – 7 минутСлушание записи басни «Квартет». – 3 минуты
Подготовка и исполнение с учениками в квартете песни «Спор». – 5 минут
Знакомство со струнным квартетом, показ слайдов. – 6 минут
Слушание «Квартета» А.П. Бородина. – 4 минуты
Обобщение урока. Рефлексия. Домашнее задание. – 3 минуты.
Ход урока
Музыкальное приветствие.
- Ребята! Сегодня мы продолжим разговор о литературе и музыке. Тема урока – «Басня и музыка». На предыдущих уроках мы с вами говорили о сказках, где главный герой – музыка. А что такое басня? Дайте определение этому литературному жанру.
- Басня – это короткий нравоучительный рассказ в стихотворной форме с моралью.
- К сегодняшнему уроку вы выполнили серьёзное задание – познакомились с баснями Ивана Андреевича Крылова и выбрали те, где «действующее лицо» - музыка. Назовите их.
- А теперь послушаем басни. /Исполнение в лицах/
- Мы с Вами убедились, что музыка разнообразила темы басен, внесла новые краски в этот жанр.
-Переходим к распеванию. /Распевание/
Учитель играет начало песни «Спор» Гретри.
- Что сейчас звучит? – Песня «Спор»
Работа над песней:
1) Пение отдельно по голосам: 2-й голос, 1-й голос.
2) Работа с солистами. Внимание на выразительность исполнения, контрастные характеры героев песни.
3) Исполнение песни.
- Ребята, как вы думаете, песня «Спор» имеет отношение к басне? – Да! Это песня-басня.
- Настало время послушать ещё одну басню И.А.Крылова. После прослушивания попробуйте определить название басни и запомните названия музыкальных инструментов. /слушание/
- Назовите басню. – «Квартет»
- Откройте «Музыкальную тетрадь» на странице 17 и ответьте на вопросы начиная со второго.
1) В чём смысл басни «Квартет»?
Ответ: Играть на музыкальных инструментах необходимо учиться.
2) Почему у героев басни не получилось сыграть квартет?
Ответ: Герои басни думали, что исполнение музыки зависит от того, как они сядут.
3) Как вы думаете, почему баснописец выбрал именно этих зверей?
Ответ: Они неуклюжие и упрямые, например «косолапый мишка», «проказница мартышка».
4) Опишите музыку, которую играют горе - музыканты?
Ответ: Резкие звуки, шум, скрип.
- А кто из вас знает, что означает слово «квартет»? – Это ансамбль из четырёх музыкантов.
- Произошло это слово от латинского «квартус» - четвёртый (на доске). Затем появилось слово кварта. Кто может объяснить значение этого слова? – Это интервал, расстояние между двумя звуками. Кварта это интервал, состоящий из четырёх звуков.
Задание: Класс поёт интервалы: приму, секунду, терцию, кварту. (запись сделана на доске)
- От слова «кварта» появился «квартет». Квартет – это ансамбль музыкантов, состоящий из четырёх человек. Квартеты бывают вокальные и инструментальные.
- Попробуем сейчас создать инструментальный квартет. /Выходят ученики: кларнет, флейта, фортепиано, скрипка. Исполняют мелодию песни «Спор». /
- Ребята, вы услышали живые голоса разных по тембру инструментов.
Музыканты пробовали разные по своему составу квартеты, но лучшим оказался струнный квартет. Вспомните названия инструментов в басне «Квартет» - Прима, втора, альт, бас.
-Как называются эти инструменты на современном языке?
-Первая скрипка
-Вторая скрипка
-Альт
-Виолончель.
Давайте посмотрим, как выглядят эти инструменты.
Слайд 1 – Изображение скрипки.
Какой голос у скрипки? – Высокий, нежный.
Слайд 2 – Альт.
Слайд 3 – Скрипка и альт. Чем отличается альт от скрипки? – Размером. Он на 10-12 см больше, и голос у него ниже, чем у скрипки.
Слайд 4– Виолончель.
У неё самый низкий, «бархатный» голос.
Слайд 5 – Состав струнного квартета.
-Первая скрипка
-Вторая скрипка
-Альт
-Виолончель.
Для струнного квартета сочиняли специальные пьесы, которые назвали тем же словом, «Квартет».
Их сочиняли
Слайд 6 – А. Моцарт
Слайд 7 – Л.в. Бетховен
Слайд 8 – М.И. Глинка
Слайд 9 – А.П. Бородин
Перед прослушиванием ученик читает стихотворение Д. Веневитова.
«И даже струнного, скрипичного квартета
Понятен нам взаимный разговор
Вопроса пыл, сочувствие ответа,
И мудрого баса пленительный задор»
Ребята, обратите внимание на слова «понятен нам взаимный разговор». После звучания музыки расскажите мне, какие инструменты ведут между собой разговор.
- Сначала звучит виолончель, затем отвечают скрипки.
Обобщение урока
- Обобщение и закрепление знаний:
1. С каким литературным жанром, где главный герой – музыка мы познакомились? – басня
2. С какими новыми музыкальными понятиями мы познакомились? – квартет, ноктюрн
- Рефлексия:
1. Какая музыка звучала на уроке? – песня «Спор», «Ноктюрн» А.П.Бородина2. Какая часть урока понравилась больше? Почему?
3. Какое настроение у вас сейчас?
- Творческое задание: Выберите любимую мелодию, и на будущем уроке мы исполним её квартетом.