«Душа поэта — в музыке стиха» — интегрированный урок (литература, языки, музыка, живопись).
Тема урока: «Душа поэта - в музыке стиха» - интегрированный урок (литература, языки, музыка, живопись).
Урок развития речи в 8-9 классах
Технологическая карта урока
Школа: ГБОУ СОШ «ОЦ» с.Красносельское муниципального района Сергиевский Самарской области
Преподаватель: Дьякова Наталья Александровна
Предмет: Русский язык
Раздел: Развитие речи – подготовка и изложению
Класс: 8-9 класс (18 человек)
Урок: 90 минут.
Тип урока: обучение написанию изложения
Вид урока: теоретическая и практическая самостоятельная работа
Метод обучения: частично-поисковый, эвристический, КСО (коллективный способ обучения).
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Цели урока:
Образовательные цели:
дать понятие “интеграция”;
познакомить с разными способами изображения одного и того же явления или предмета в искусстве;
ознакомить с различными задачами рассматриваемых видов искусства в изображении одного явления или предмета;
показать роль музыки и живописи в эмоциональном восприятии действительности;
научить совмещать зрительные и слуховые образы в звучащее слово, отбирая главное.
Развивающие цели:
овладение навыком «видения» предмета или явления через комплексное эмоциональное восприятие;
развитие образного и логического мышления путем составления различных образов.
Воспитательные цели:
воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию;
формирование этического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к нему.
Оборудование:
картины художников на определённую тему;
словари иностранных слов;
мультимедиа проектор для проецирования наглядного материала и слайдов;
музыкальный центр или компьютер для воспроизведения музыкальных произведений;
подборка иллюстративных музыкальных произведений;
диски «Мировая художественная культура»
Оформление доски:
Дата, тема, цели, эпиграф:
«Есть внутренняя музыка души
Она как память о полузабытом,
Она как дальний шум»
Мультимедийный экран.
Оформление кабинета:
Стенд: «Картины и иллюстрации литературных произведений в исполнении русских художников»
Выставка рисунков «Зрительные образы звучащего слова».
Ход урока:
1.Учитель под музыку читает выразительно стихотворение (одновременно проецируются картины, иллюстрирующие текст, и звучит музыка):
«Есть внутренняя музыка души
Она как память о полузабытом,
Она как дальний шум.
Не заглуши
Её с годами буднями и бытом!
Она таится в глубине, светя
Порой в случайном слове,
в слабом жесте»
2. Вступительная беседа:
В этом отрывке из стихотворения Е.Винокурова «музыка души» предстаёт как особый свет, чистый и незамутнённый, который надо беречь от монотонной повседневности.
Любой человек , проходя по улицам, общаясь с людьми, выполняя любое дело, эмоционально воспринимает окружающий мир. На это восприятие влияет много различных обстоятельств: рассветы и закаты, времена года, встречи и расставания и многое другое.
(СЛАЙД 5)
Даже самые простые будничные вещи могут вызвать поток самых разнообразных чувств, которые и выразить-то не всегда можно. Причём эти чувства меняются ежеминутно, и многие из них мы не можем уловить, запомнить, тем более передать.
(СЛАЙД 6, СТИХОТВОРЕНИЕ – см. «Приложение 1»)
Иногда эти чувства волнуют и тревожат нас, иногда мы их почти не замечаем, а иной раз от них возникает какая-то гармония, умиротворённость. Такие моменты в жизни особенно ценны.
(СЛАЙД 7, СТИХОТВОРЕНИЕ – см. «Приложение 2» )
Ещё Птолемей говорил: «Есть ли что-нибудь более прекрасное, чем сила гармонии?»
Так что же такое «гармония»? Это слово возникло в древности. Люди издавна называли так красоту и соразмерность, где бы она себя ни проявляла – в архитектуре, в человеческой фигуре, в состоянии души. Древние греки словом «гармония» называли даже периоды мирной жизни, свободные от войн и различных потрясений. Думаю, вы согласитесь с тем, что на картинах, которые перед вами, изображена именно гармония.
(СЛАЙД 8)
(Показывается слайд: храм на берегу реки)
Звучит спокойная мелодия, раскрывающая суть состояния природы и наших чувств.
После небольшой паузы, дающей проникнуться этим состоянием, читается отрывок:
«И цветы» (см. «Приложение 3»)
(СЛАЙД 9, СТИХОТВОРЕНИЕ – см. на слайде или «Приложение 4»)
Ребята, что вы представили, когда слушали стихотворение?
.
А что помогает вам представить услышанное?
.
А что больше помогло: стихотворение или музыка?
.
Правильно: понять услышанное помогает нам и музыка, и живопись. Это комплексное, интегрированное, восприятие образов через все органы наших чувств.
3.Работа со словарями (в парах и группах):
«Школьный словарь иностранных слов»
В. В. Одинцов, Г.П.Смолицкая, Е.И.Голованова, И.А.Василевская
(СЛАЙД 10)
КОМПЛЕКС (латинское) – Совокупность понятий, явлений, предметов и т.п., образующих одно целое.
КОМПЛЕКСНЫЙ -
Этого слова мы не найдём в словаре, но мы можем посмотреть, как оно образовалось, и
попробовать объяснить его лексическое значение:
КОМПЛЕКС-Н-ЫЙ – по аналогии со словами: ЛЕС-Н-ОЙ, РЕЧ-Н-ОЙ, ШКОЛЬ-Н-ЫЙ, ОГОРОД-Н-ЫЙ и т.д. – можно сделать вывод, что суффикс -Н- обозначает «находящийся в чём-то: лесу, реке, школе, огороде».
(СЛАЙД 11)
Значит, КОМПЛЕКСНЫЙ – это находящийся в единстве разных явлений, понятий, предметов.
А комплексное восприятие образов – это создание единого образа при помощи разных средств.
«Школьный словарь иностранных слов»
В. В. Одинцов, Г.П.Смолицкая, Е.И.Голованова, И.А.Василевская
ИНТЕГРАЦИЯ (латинское) –
1.Объединение в целое каких-либо однородных частей.
2.В математике – нахождение интеграла по функции.
3.Процесс взаимного приспособления и объединения национального хозяйства двух и более государств с однотипным общественным строем.
ВОПРОС: Какое из трёх значений мы должны выбрать для нашего урока?
(СЛАЙД 12)
(первое), таким образом, понятие
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ВОСПРИЯТИЕ является синонимом понятия КОМПЛЕКСНОЕ ВОСПРИЯТИЕ.
(вспомним, что называется СИНОНИМОМ)
Подберите синоним к слову ИЛЛЮСТРАЦИЯ (КАРТИНА, КАРТИНКА, РИСУНОК, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ)
(СЛАЙД 13)
4. Проверка домашнего задания:
(Подобрать небольшой текст, нарисовать по нему устно картину, используя различные художественные средства)
5.Работа с картинами художников:
На стенде «Иллюстрации русских художников»
Беседа по ним: Точно ли рисунок соответствует тексту?
Правильно ли подобрана к рисунку фраза из текста? Аргументируйте ответ.
(СЛАЙД 14)
Проецируются картины различных художников на тексты разных поэтов, звучит музыка.
6.Творческая работа.
ЗАДАНИЕ:
Внимательно рассмотрите картину, прислушиваясь к музыке.
(СЛАЙД 15)
А теперь попробуйте описать её словами.
(У вас может получиться рассказ, стихотворение, обычное описание или что-то другое).
Не смущайтесь. Пишите так, как вы чувствуете.
Вам нужно будет написать сжатое изложение.
Но прежде, чем это сделать, напоминаю то, что надо помнить о сжатом изложении.
Задача сжатого изложения – кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения.
Главная информация передается без изменений!
Сжатию подлежит именно второстепенная информация:
Исключите детализирующие слова
Исключите вводные слова и предложения
Исключите средства связи, связующие фразы
Исключите повторы
Исключите отдельные второстепенные члены предложения
Пропустите предложения, содержащие второстепенные факты( обоснования, комментарии)
Исключите примеры
Исключите цифры
Исключите отступления, подробности, пояснения, предположения.
Выделите в тексте существенные (т.е. важные, необходимые ) мысли.
Найдите среди них главную мысль.
Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
Озаглавьте каждую часть и составьте план.
Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?
Обдумайте средства связи между частями.
Переведите отобранную информацию на «свой» язык.
Запишите этот сокращенный, «сжатый» текст на черновике.
А теперь внимательно прослушайте текст (Отрывок из повести К.Паустовского «Мещёрская сторона» или другой текст – можно из сборника текстов для экзамена) и перескажите его так, как поняли и представили.
(Во время чтения звучит та же музыка, которая останется при самостоятельной работе)
7. Беседа по творческим работам.
(индивидуально, лучшее зачитать, проанализировать коллективно, фронтально)
8. Подведение итогов.
Итак, сегодня мы познакомились с важным художественным приёмом в искусстве: интегрированием.
Наблюдая звучащее слово, музыку или картину, вы пробовали сами рисовать словесную картину, пересказывать готовый текст и составлять свой, то есть создать для себя какой-то зрительный образ.
(СЛАЙД 16)
Давайте оценим сегодняшний урок..
- Что на ваш взгляд показалось интересным и важным, и наоборот?
- Чего достигли на уроке?
(Далее – словесная оценка каждому ученику,
оценка – наиболее активным,
остальным – после проверки творческих работ.)
(СЛАЙД 17)
В заключение хочу вам сказать:
“Если вы чего-то достигли, то пусть эти маленькие победы станут стимулом для дальнейших ваших достижений”.
Успехов вам! До свидания!
15