Статья Работа социального педагога с неблагополучной семьей


Работа социального педагога с неблагополучной семьей.
МБОУ СОШ №105
имени Героя России
Ивана Шелохвостоваг.Новосибирск
Социальный педагог Кулагина Е.И.
За последнее десятилетие политическая, экономическая и социальная ситуация в России кардинально изменилась. Переход экономики страны на рыночные отношения обусловил появление таких экономических и социальных проблем, как экономическая нестабильность, рост числа безработных, увеличение числа беженцев. Игнорирование роли социальных факторов в экономическом развитии привело к резкому имущественному расслоению общества и вызвало значительное падение уровня жизни основной массы населения. Увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно- бытовых отношений и повышение риска подверженности детей неврозам из – за неблагополучного психологического климата в семье. На формирование личности огромную роль оказывает внутрисемейная жизнь, и не только взаимоотношения ребенка и родителей, но и самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты, драки, деспотизм способствуют срывам в нервной деятельности ребенка и невротическим состоянием. Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисном состоянии ее развития на современном этапе и увеличении количества неблагополучных семейных союзов. Именно в таких семьях люди чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые далеко не лучшим образом сказываются на их дальнейшей судьбе.
Под неблагополучной семьей мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети». Можно выделить две большие группы неблагополучных семей:
- семья с открытой формой неблагополучия – так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально – криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов
- внешне благополучные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей.
Цель моей работы, как социального педагога - создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением.
Работа с неблагополучной семьёй проводится последовательно, поэтапно:
Социальная диагностика.
Первый этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью или
Второй этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи.
Третий этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни.
Четвёртый этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод.
Пятый этап: изучение причин неблагополучия в семье, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций.
Шестой этап: изучение личностных особенностей членов семьи. Седьмой этап: составление карты семьи.
Социальная терапия включает информационную, организационную и координирующую составляющие
Восьмой этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями. Эта деятельность включает работу со школой, со службой защиты, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи.
Девятый этап: составление программы работы с неблагополучной семьёй.
Десятый этап: текущие и контрольные посещения семьи. Одиннадцатый этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.
Таким образом, социальный педагог:
- выступает посредником между личностью и образовательным учреждением, семьёй, средой, органами власти;
- организует воспитательную работу в классе, группе, направленную на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, уважение к окружающей природе;
- изучает психолого-педагогические особенности личности и её микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся и воспитанникам;- способствует реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны их жизни и здоровья;
- создаёт условия для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся во внеурочное время;
- взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодёжных служб занятости и других служб в оказании помощи обучающимся, детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, детям с ограниченными физическими возможностями, а также попавшим в экстремальные ситуации;- участвует в разработке, утверждении и реализации образовательных программ учреждения, несёт ответственность за качество их выполнения в пределах своей компетенции.
Школьный социальный педагог может оказывать разные виды социальной помощи: социально-информационная помощь,  социально-правовая помощь, социально-реабилитационная, социально-бытовая, социально-экономическая, медико-социальная, социально-педагогическая помощь.