Урок по теме Кислоты в свете ТЭД


Урок химии в 8-м классе по теме
"Кислоты в свете теории электролитической диссоциации"
Цель урока:
Рассмотреть свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации.
Развивать умение групповой и индивидуальной работы.
Задачи урока:
Образовательные: на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым материалом углубить знания учащихся о свойствах кислот, отработать умение составления ионных уравнений реакций.
Воспитательные: формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы, воспитывать чувство патриотизма и уважения к своей Родине, чувство коллективизма при работе в парах, уверенность в своих силах.
Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету, навыки устной и письменной речи; память, мышление, наблюдательность в ходе эксперимента; продолжить развитие навыков работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием в процессе выполнения лабораторного опыта, развитие таких понятий: электролитическая диссоциация, ион, молекулярное уравнение реакции, полное ионное и сокращённое ионное уравнение реакций.
Ход урока
1.Мотивация. Актуализация знаний учащихся 
Я хочу начать наш урок с эпиграфа: “Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением”. Это изречение принадлежит великому русскому учёному М.В.Ломоносову. Из этих слов становится ясно, какую значимость придавал он опыту. Именно поэтому Михаил Васильевич в течение 7 лет настойчиво добивался организации химической лаборатории. “Профессор химии без лаборатории никакой пользы учинить не может, точно также, как профессор астрономии без обсерватории”.
В итоге первая химическая лаборатория была учреждена в России в 1748 г. В ней было выполнено большое количество исследований, было сделано много открытий.
Не случайно наш урок начался со слов этого великого учёного. Сегодня мы с вами будем работать в рамках химической лаборатории, в которой, как и М.В.Ломоносов, будем проводить исследования.
Но сначала ,я хочу чтобы вы мне помогли .
В сказке «Хрустальный лак» П.П. Бажов рассказывает о замечательном лаке, которым нижнетагильские мастера покрывали расписные железные подносы: «А лак такой, что через него всё до капельки видно. И станет та рисовка либо картинка, как влитая в железо. Ни жаром, ни морозом её не берёт. Ну, конечно, ежели «царской водкой» либо купоросным маслом капнуть – дырка будет. Тут не заспорить, потому как против них не то что лак, а чугун и железо выстоять не могут»
Объясните, о каких химических соединениях ведёт речь рассказчик
(учащиеся приходят к выводу, что это кислоты; свойства, о которых идет речь, они не знают и хотели бы узнать)
Как видите, мастеровые Урала ещё в ХIХ в. были с кислотами на «ты».
Тема урока «Кислоты в свете ТЭД, их классификация и свойства»
(слайд № 1).
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь
  2.Целеполагание  
Цели: Определить цель и задачи урока
Учащиеся формулируют цель и задачи урока, учитель корректирует.. Как видите, вам предстоит очень серьезная, но интересная работа,  но вам понадобятся знания полученные ранее .Давайте вспомним :1. Дайте определение кислоте ? (Это сложное вещество, состоящее из атомов водорода и кислотного остатка.)
2.Давайте вспомним классификацию кислот .Классификация кислот (слайд № 2 ,3,4,5)   
 
Признак классификации Название и формула кислоты
серная кислота соляная кислота Фосфорная кислота
Наличие кислорода в кислотном остатке кислородсодержащая бескислороднаякислородсодержащая
Растворимость в воде растворимая растворимая растворимая
Основностьдвухосновная одноосновная трехосновнаяЛетучесть нелетучая нелетучая нелетучая
Степень электролитической диссоциации сильная сильная средней силы
3.Дайте определение понятию “электролитическая диссоциация”? (Это распад электролита на ионы при расплавлении или растворении в воде.)
4.На какие ионы распадаются кислоты при диссоциации? (Катионы водорода и анион кислотного остатка.)
3 . Химические свойства кислот.
Откройте книги на стр. 210 п 38
Посмотрим свойства кислот и помощью опыта проверим эти свойства .Выполнение лабораторного опыта в парах и по лабораториям.
Инструктаж по охране труда при выполнении лабораторных опытов.
Оформление результатов в тетрадях.
Переходим к изучению химических свойств кислот.
– Перечислите химические свойства кислот? (Действуют на индикаторы, взаимодействуют с металлами, оксидами металлов, с основаниями, с солями.)
Сейчас вы будете исследовать химические свойства кислот, а результаты своей работы будете заносить в карту исследований. 
Исследуем первое свойство кислот. Внимание на демонстрационный стол! В пяти пробирках с веществами побывали индикаторы. Определите, в каких пробирках находится кислота и название индикаторов, определяющих кислоту? (пробирка №2, индикаторы: лакмус и метиловый оранжевый)
Оформление на доске и в тетради.

– Какой ион определяет изменение окраски лакмуса в кислотах? (Катион водорода.)
Остальные химические свойства кислот учащиеся исследуют самостоятельно.
Обучающиеся работают в лабораториях, изучающих химические свойства кислот: 1-я лаборатория – взаимодействие с металлами, 2-я лаборатория – взаимодействие с основаниями, 3-я лаборатория – взаимодействие с солями, 4-я лаборатория – взаимодействие с оксидами металлов.
Перед учащимися находится ящик с необходимым оборудованием и реактивами. Для работы дана карточка – инструкция .Следуя карточке – инструкции и, соблюдая правила охраны труда, учащиеся выполняют своё исследование. Затем оформляют его в карте исследований, составляя уравнение химической реакции в молекулярном и ионном виде. Цель исследования – провести опыт, оформить результат, сделать вывод, представить результат другим лабораториям. По истечении времени:
Приглашаются по очереди по одному сотруднику от каждой лаборатории, который представляет результаты своей работы. Представители других лабораторий заносят результаты в свою карту исследований.
1-я лаборатория:
Взаимодействие с активными металлами.

Вывод: металлы взаимодействуют с кислотами. Тип реакции – реакция замещения.
2-я лаборатория:
Взаимодействие с основаниями:

Вывод: кислоты взаимодействуют с основаниями. Тип реакции – реакция обмена.
Вопрос к сотрудникам 2-й лаборатории:
– Как называется реакция взаимодействия оснований с кислотами, в результате которой образуется соль и вода?(Реакция нейтрализации.)
Физкультминутка
3-я лаборатория:
Взаимодействие с солями:

Вывод: кислоты взаимодействуют с солями. Тип реакции – реакция обмена.
Вопрос к сотрудникам 3-й лаборатории:
– Какому правилу подчиняется взаимодействие кислот с солями? (В соответствии с рядом кислот, каждая предыдущая кислота вытесняет из соли следующую: более слабую, более летучую, нерастворимую, непрочную или образуется соль, нерастворимая в воде.)
После представления результатов своего исследования сотрудники всех лабораторий переходят к исследованию ещё одного свойства кислот – взаимодействие с оксидами металлов. После просмотра видеофрагмента, в котором представитель научной лаборатории демонстрирует химический опыт, учащиеся в своей карте исследований составляют уравнение данной химической реакции в молекулярном, полном и сокращённом виде.
Проверка результатов (вывешены на доске):

Вывод: кислоты взаимодействуют с оксидами. Тип реакции – реакция обмена.
Подведение итогов учителем:
Итак, мы изучили общие свойства характерные для всех кислот.
Рассмотрите сокращённые ионные уравнения реакций и ответьте на вопрос:
– В чем состоит сходство в написании этих уравнений? (Присутствует ион водорода.)
– Чем объясняются общие свойства всех кислот? (Наличием иона водорода.)
Вывод: общие свойства кислот объясняются присутствием в растворе ионов водорода.
Вывод: индивидуальные свойства кислот объясняются присутствием в растворе ионов кислотного остатка.
4 .Закрепление
Работа с заданиями из ОГЭ.
В-1.
1.Определите степень окисления каждого элемента в формуле
HNO3 (+5) 1 балл
2.Признаком химической реакции гидроксида железа (2) и серной кислотой является
А) выделение газа
Б) растворение осадка
В) образование осадка
Г) появление запаха
1 балл
3.Закончите уравнение реакции ,составьте полное ионное и краткое ионное уравнение реакции
Zn(OH)2 +2HCl = ZnCl2 +2H2O
Zn(OH)2 +2H++ 2Cl- = Zn2+ +2Cl - +2H2O
Zn(OH)2 +2H+ = Zn2 +2H2O
3 балла
В – 2 .
1.Определите степень окисления каждого элемента в формуле
H2CO3 (+4) 1 балл
2.Признаком химической реакции магния с соляной кислотой является
А)образование осадка
Б)выделение света
В)выделение газа
Г)растворение осадка 1балл
3.Закончите уравнение реакции ,составьте полное ионное и краткое ионное уравнение реакции
Ba(NO3)2+H2SO4 = BaSO4 + 2HNO3
Ba2+ +2NO3-+2H+ +SO4 2- = BaSO4 + 2H+ +2NO3 -
Ba2+ +SO4 2- = BaSO4
3 балла
(Взаимопроверка)
5. Подведение итогов урока. Рефлексия .
– Что нового вы узнали сегодня о кислотах?
- Можно ли считать, что ваши цели на урок достигнуты?
Как вы оценили себя на протяжении всего урока. Анализируют свою деятельность как индивидуальную.
Поставьте итоговую оценку. Если вы работали хорошо , скажите вслух  «Я молодец!».
Заключительное слово учителя.
Подведем итоги урока.
Как вы считаете, достигли мы поставленной цели?
Благодарю за работу.
Сегодня в рамках химической лаборатории мы исследовали кислоты с точки зрения теории электролитической диссоциации. Давайте ещё раз обратимся к эпиграфу, с которого мы начали наш урок: “Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений рождённых только воображением”. Этим мудрым высказыванием М.В. Ломоносова давайте завершим наш урок.
6. Домашнее задание п 38 упр .4