Урок по теме «Кислоты в свете ТЭД»


Тема урока: Кислоты. Классификация. Свойства.
8 класс.
Цели урока:
Предметные: Обучающиеся должны объяснять принципы классификации неорганических соединений, указывать отличительные признаки класса, устанавливать аналогии между веществами. Знать химические свойства веществ.
Метапредметные: Развивать способности обучающихся: анализировать полученную информацию, классифицировать, обобщать, наблюдать, делать выводы, вступать в речевое общение, аргументировать свою точку зрения, проводить учебное исследование.
Личностные: Создать условия для работы в группах, продолжить формировать коммуникационную компетентность, связывать обучение с жизненными ситуациями. Создать условия для формирования мотивации интереса к знаниям, умениям, адекватной оценке своей деятельности, осуществлять самоконтроль.
Оборудование урока
1.Конверты с заданиями для групп.
2.Таблица растворимости.
3.Ноутбуки.
4. Карточки с формулами кислот.
5. Презентация для интерактивной доски.

Организация пространства:
Столы стоят в форме «кафе» для организации групповой работы.
План урока.
1. Организационный момент.
1.2. Приветствие.
1.3. Моделирование проблемного вопроса.
2. Основная часть урока.
2.1. Деление на группы.
2.2. Работа в группах.
2.3 Взаимообучение.
2.4. Презентация работы групп.
3. Итог урока.
3.1. Подготовка основного вывода.
3.2. Заключительное слово учителя.
4. Формы познавательной деятельности. Групповая работа.
Тип урока: Урок изучения нового материала. Комбинированный урок.
Методы: Проблемное обучение, развивающее обучение, работа в группах, использование ИКТ, беседа.
Слайд 1. Учитель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Николаевна. Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Говорят, как день начнешь, так его и проведёшь. Давайте начнем сегодняшний день с улыбки, улыбнемся друг другу (дарю смайлики трех цветов) и с таким настроением проведём весь урок. Мне хочется, чтобы вы были на уроке внимательны, находчивы, а главное – чтобы вы показали, что знаете и как умеете работать.
Слайд 2. Девизом нашего урока – будут слова Гёте:
“Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать”.
Можно предложить учащимся сделать несколько попыток, спрашивая каждый раз, о каком веществе идет речь.
Слайд 3.
1.Тема нашего урока в черном ящике
Однажды ? был использован для срыва выступления духового оркестра. На первых рядах партера дети жевали ? . Видя их гримасы и хорошо представляя, что это такое, оркестранты не смогли подавить обильное слюноотделение у себя самих, что явилось препятствием для игры на духовых инструментах.
(Черный ящик) Это лежит в черном ящике.
Учитель: Вы догадались, о чем речь?
Ученики: Лимон
Учитель: А почему у оркестрантов было такое слюноотделение?
Ученики: Он кислый.
Учитель: Как вы думаете, о каком классе неорганических соединений пойдет речь?
Слайд 4.
Ученики: О кислотах.
Учитель: Вещества, с которыми нам нужно более подробно познакомиться – это кислоты.
Давайте вначале вспомним все, что мы знаем о них: (в зависимости от подготовки класса учитель сам может сообщить эти сведения)
Слайд 5.
Задание № 1. Выберите из перечисленных слов ключевые слова, которые, по вашему мнению, характеризуют кислоты. На основании ключевых слов сформулируйте определение кислот.
Простые вещества, сложные вещества, несколько гидроксогрупп, бинарные соединения, содержат кислород, состоят из атомов водорода, металлы
Что такое кислота? (- это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка).
Какая общая формула кислот? (НхАn)
Слайд 6.
Найдите среди этой неразберихи химических символов, формулы кислот. H2OSO3H3PO4Na2CO3MgCl2HClBa(NO3)2H2SO3K2SH2SO4MnH2SiO3Al2(SO4)3H2SCOHNO3Cu(NO3)2NO2Na2SNO2 (шторка с проверкой)
Учитель: Ребята! Как вы думаете, а что нам надо знать о кислотах?
Попробуйте сформулировать цели нашего урока. А что вы хотите узнать о кислотах?
Слайд 7. Ответы детей: нам предстоит сегодня на уроке:
- уяснить: определение кислот, их состав, номенклатуру, классификацию;
- узнать, как действуют кислоты на индикаторы;
- более подробно познакомиться с отдельными представителями кислот;
- узнать роль кислот.
Учитель: С кислотами нам приходится сталкиваться практически ежедневно: и в обыденной жизни, и в лабораторной практике. Приступаем к самой важной части урока - к выяснению общих свойств кислот.
Для этого мы разделимся на группы, которые изучив дополнительную литературу и материалы интернет ресурса, дадут ответы на поставленные вопросы.
Работа в группах
Каждая группа получает конверт определенного цвета с номером от 1 до 3 (всего должно быть три цвета). Учитель предлагает разделиться на группы по цвету смайлов. Участники каждой группы получают задание. На работу отводится 10 минут. Направлять детей к работе со справочными материалами (на столах учащихся справочники).
Желтые: многообразие кислот в природе. (инструктивные карты)
Вопрос. А где в быту мы можем употреблять эти кислоты?
Почему так вредно жевать жевательную резинку на голодный желудок?
т.к. сок начнёт переваривать стенки самого желудка.
Дополнение: – Аскорбиновая, фолиевая, никотиновая и другие кислоты являются витаминами.
Зеленые: Классификация кислот (инструктивные карты)
Красные: Свойства кислот. (Инструктивные карты)

Ответы детей по плану.
Слайд 8.
1 группа. Сейчас, послушайте, где содержатся кислоты и какую роль они выполняют.
Слайд 9. 2 группа
Слайд 10. 3 группа
Слайд 11. Закрепление
Слайд 12.
Учитель.
1.Что нового вы узнали?
2.Что было самым сложным на уроке и почему?
3.Как вы считаете, где могут пригодиться вам новые знания?
4.Оцените, насколько вам удалось достичь поставленной цели.
Слайд 13. Ребята я благодарю вас за работу на уроке и хочу привести слова «День прожит не зря, если ты узнал что - то новое».
Слайд 14. Д/ЗИнструктивная карта «Многообразие кислот»
Задание: Познакомьтесь с дополнительной информацией о кислотах, и дайте ответ по плану.
Группы кислот
Содержание кислот в продуктах питания, живых организмах, растениях
Кислоты делятся на:
Минеральные кислоты — серная, соляная, азотная, азотистая, сернистая, сероводородная и т. д. Органические кислоты — муравьиная, уксусная, молочная, масляная, лимонная, яблочная и т.д. Все они играют огромную роль в природе, в организме человека, животных и растений.
Кислоты содержаться в пищевых продуктах: фрукты, овощи, молочные продукты, соусы приправы, лекарства они даёт нам молочную, яблочную, лимонную, щавелевую, аскорбиновую и т. д. кислоты. Очень популярен в народе щавель, который содержит щавелевую кислоту;
Томаты содержат яблочную, лимонную, щавелевую кислоты;
Лимоны, апельсины содержат аскорбиновую кислоту и витамины.
Кислоты содержаться в организмах животных: Муравьи используют муравьиную кислоту для защиты и общения. Муравьиная кислота которая используется в медицине для лечения ревматизма.
Слюнные железы некоторых брюхоногих моллюсков содержат серную кислоту, облегчающую им добывание пищи, плоские тысяченожки используют синильную кислоту для добычи пищи, тропический паук педипальпида стреляет уксусной кислотой, спасаясь от своих врагов, кислота в желудке птиц питающихся падалью помогает им справляться с миллиардами микробов, находящихся в пище.
Кислоты содержатся в растениях: Современным ботаникам известно 800 видов растений, вырабатывающих синильную кислоту для межвидовой борьбы. Лишайники выделяют кислоты, которые разрушают горные породы. В лимоне содержится лимонная кислота, в недозрелых яблоках — яблочная кислота, в смородине, капусте, укропе, шиповнике — аскорбиновая кислота.
В организме человека кислоты выполняют важные функции:
Соляная кислота содержится в желудочном соке создаёт условия для действия ферментов расщепляющих белки, во время продолжительной физической нагрузки в мышцах накапливается молочная кислота.
1542415128905003510915179705
343471512509503104515213995174561512509514662151250953599815125095Кислоты
Инструктивная карта
«Классификация кислот»
Задание 1
Распределите кислоты по числу атомов водорода.
H2СО3; HNО3; HJ; HNО2; HСl; H3PО4; H2S; H2SО4; H2SО3; H2SiО3:
Ответ:
31616652470153682365247015002044065247015 Кислоты
Задание 2
Распределите кислоты на две группы по наличию кислорода.
H2СО3; HNО3; HJ; HNО2; HСl; H3PО4; H2S; H2SО4; H2SО3; H2SiО3:
Ответ:
34156652565401878965256540 Кислоты

Задание 3
Откройте таблицу растворимости и разделите кислоты на две группы
H2СО3; HNО3; HJ; HNО2; HСl; H3PО4; H2S; H2SО4; H2SО3; H2SiО3:
Ответ:
1878965273050003606165273050 Кислоты
Инструктивная карта
« Химические свойства»
Задание группе
1.Проанализируйте химические реакции взаимодействия кислот с химическими веществами используя видео материал.
2. Составьте уравнение реакции.
3.Объясните результаты наблюдений.
Опыт 1. Цель: проанализировать информацию о взаимодействии серной кислоты с оксидом меди.
CuО + H2SO4 =
Опыт 2. Цель: проанализировать информацию о взаимодействии соляной кислоты с основаниями: NaОН и Fe(OH)3.
NaОН + HCl =
Fe(OH)3
Опыт 3. Цель: проанализировать информацию о взаимодействии соляной кислоты с медью и цинком.
Zn + HCI =
Cu+ HCI =