Внеклассное мероприятие. История политических репрессий.
Тема: История политических репрессий.
Цель: раскрыть сущность политических репрессий, повлиявших на жизнь людей.
Задачи:
- расширить знания учащихся об истории политических репрессий;
-развивать умение работать с историческими документами, приобщение к поисковой работе;
- способствовать патриотическому воспитанию.
План.
I. Вступительное слово учителя.
II. История политических репрессий в период советского времени.
III. Лагеря , созданные на территории Казахстана.
IV. Работа поисковой группы.
V. Памятники жертвам репрессий в Казахстане.
Ход мероприятия.
Учитель истории
I. 20 января 1998 года – Указом Президента утверждены профессиональные праздники и памятные дни в Республике Казахстан. Была установлена дата Памяти жертвам политических репрессий – 31 мая. В этот день мы вспоминаем незаконно осуждённых, расстрелянных и репрессированных людей. Это мероприятие посвящается им: мы помним о них, мы скорбим.
Мы задумчиво-грустными стали, Но от прошлого, нет, не уйти: Помним мы, как опричники Сталина В лагеря нас на Север везли.
II.История политических репрессий ( ученик 11 класса Осинский Михаил)
Политические репрессии начались сразу после Октябрьской революции 1917 года. Жертвами репрессий становились не только активные политические противники большевиков, но и те, кто просто был не согласен с их политикой. Репрессии проводились и по социальному признаку: против бывших полицейских, жандармов, чиновников царского правительства, священников, предпринимателей.
Политические репрессии продолжались и после окончания гражданской войны. Они приобрели массовый характер с началом принудительной коллективизации сельского хозяйства и ускоренной индустриализации в конце 1920-х начале 1930-х годов, а также с укреплением личной власти Сталина.
Первая категория – люди, арестованные по политическим обвинениям органами государственной безопасности и приговоренные судебными или квазисудебными (ОСО, «тройки», «двойки» и т.п.) инстанциями к смертной казни, к разным срокам заключения в лагерях и тюрьмах или к ссылке.
Самые ранние репрессии советской власти относятся к 1917–1918 годы и к эпохе Гражданской войны.
Ученик 11 класса Морев Андрей:
Другая категория репрессированных по политическим мотивам – крестьяне, административно высланные с места жительства в ходе кампании «уничтожения кулачества как класса». Всего за 1930–1933 годы вынужденно покинули родные деревни от 3 до 4,5 миллионов человек. Часть из них были арестованы и приговорены к расстрелу или к заключению в лагеря. 1,8 миллиона стали «спецпоселенцами» в необжитых районах Европейского Севера, Урала, Сибири и Казахстана. Большинство лишили имущества и расселили в пределах своих же областей. Многие крестьяне бежали из деревень в большие города и на стройки, спасаясь от репрессий, коллективизации и голода, ставшего последствием сталинской аграрной политики и унесшего жизни от 6 до 9 миллионов человек. В село Летовочное были выселены люди разных национальностей: поляки, немцы, ингуши и другие.
Ученик 11 класса Заблоцкий Денис:
Третья категория жертв политических репрессий – народы, целиком депортированные с мест традиционного расселения в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан. Наиболее масштабными эти административные депортации были во время Великой отечественной войны. Одних выселяли насильно, как потенциальных пособников врага (корейцы, немцы, греки, венгры, итальянцы, румыны), других обвиняли в сотрудничестве с немцами во время оккупации (крымские татары, калмыки, народы Кавказа). Общее число высланных и мобилизованных в «трудовую армию» составило до 2,5 миллионов человек ( на интерактивной доске):
Национальность
Год депортации
Количество высланных
Корейцы
1937–1938
172 000
Немцы
1941–1942
905 000
Финны, румыны, другие национальности союзных с Германией государств
1941–1942
400 000
Калмыки
1943–1944
101 000
Карачаевцы
1943
70 000
Чеченцы и ингуши
1944
485 000
Балкарцы
1944
37 000
Крымские татары
1944
191 000
Турки-месхетинцы и другие народности Закавказья
1944
100 000
Итого:
2 461 000
Ученица 7 класса Хабдуллина Диана. Николай Борисов
Забывать нельзя.
Мы задумчиво-грустными стали, Но от прошлого, нет, не уйти: Помним мы, как опричники Сталина В лагеря нас на Север везли.
Там безвестных могил миллионы, В каменистых отвалах и рвах, Наших братьев, отцов погребённых, В необъятных сибирских лесах.
Не забыть нам кровавые зверства, Как в ГУЛАГовской каторжной мгле Вырывали садисты нам сердце На уральско-сибирской земле.
Комендантов зловещие вымыслы Мы терпели немало годов, И не счесть, сколько женщины вынесли Унижений от этих скотов.
По приказу Усатого велено, А в застенках кричи – не кричи – Миллионы безвинных расстреляно, Но в почёте живут палачи.
Ученица 11 класса Скубицкая Светлана:
III. Массовые политические репрессии одна из самых печальных страниц в истории Казахстана. Здесь находились самые крупные лагеря структуры ГУЛАГа –АЛЖИР, Степлаг, Карлаг. Республика превратилась в одну большую тюрьму. За годы репрессий в лагеря Казахстана было сослано более 5 миллионов человек.
В период с 1921 по 1954 годы в Казахстане было осуждено 100000 человек, к 25000 из них была применена высшая мера наказания – расстрел.
Прямым результатом становления тоталитарной власти стало раскручивание репрессивной машины. Как результат этого - усиление политических преследований участников партии Алаш, которые высказывались против политики центра. Далее следовали нарушения прав человека и республики.
В период с 1937 по 1938 года в Казахстане прошли массовые репрессии. Всех «неверных» под разными предлогами удаляли из республики. Многие были сняты со своих постов.
К концу 20-х годов подозрительность и нагнетание стали всеобщими. В1928 г. были репрессированы бывшие деятели Алаш – Мыржакып Дулатов, Магжан Жумабаев, Ахмет Байтурсынов. Положение в республике чрезвычайное: везде ищут врагов, на шахтах подстраиваются аварии, которые впоследствии объясняются этими поисками. Повсеместно фабрикуются уголовные дела, проводятся чистки в партийных организациях. В это же время были созданы лагеря – Сазлаг, Карлаг, Алжир и многие другие.
Была уничтожена национально-либеральная интеллигенция, почти все видные деятели партии Алаш-Орда ( фотографии на интерактивной доске):
Национально-либеральная интеллигенция партии Алаш:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Магжан Жумабаев Алихан Букейханов Мухамеджан Тынышпаев.
Излюбленным объектом сталинских репрессий выступали местные партийные деятели – так называемые национал - уклонисты. По сталинской системе они подвергались моральному и физическому уничтожению.
Карта лагерей для репрессированных на территории Казахстана (на интерактивной доске)
IV. Учащиеся школы провели исследовательскую работу о жизни репрессированных людей в селе Летовочное.
Выступление ученицы 8 класса Бернацкой Елены:
Кривенцова Бронислава Ивановна (репрессированная в 1936 г.)
Родилась в 03.01.1923 г. на Украине Каменец-Подольской области, Плужанском районе, село Плужанское. Её родители были простым
·и людьми: мама – Демьяновская (Гурская) Юзефа Иосифовна работала в школе помощником повара, после рождения детей была домохозяйкой. Папа- Демьяновский Иван Иванович на лошади возил доктора на вызовы. В семье было 6 детей. Всё было хорошо, жили неплохо, но настал 1936 год. Началась депортация людей в Среднюю Азию, Казахстан и Сибирь. В этот год Брониславу Ивановну вместе с сёстрами, братом и мамой погрузили в вагоны и отправили в Казахстан. За что? Что сделали эти люди плохого? Их выслали в Кокчетавскую область, Келлеровский район по национальным мотивам, так как польская национальность стояла на спецучёте до 1956 г. Прибыли в село Волынск. Вокруг голая степь, лишь ковыль с человеческий рост колыхался на ветру. Было очень страшно, тяжело, горечь и осадок на душе. Вначале поселились в палатках, пока не начали строить землянки. Их делали из самана, крышу накрывали соломой. Настал грозный 1941 год. Сколько горя и несчастья принесла война людям! Мужчин, юношей стали призывать на войну. Дома оставались женщины, старики и дети. Многих из них отправляли в трудармию. Вот так и попала Бронислава Ивановна в Тагил. Там она вместе с другими сеяла, сажала, убирала зерно, фрукты, овощи и отправляла их на фронт. Здесь же она познакомилась со своим первым мужем.
После долгожданной победы в 1945 году она приехала обратно в Волынск. Здесь родился ее сын Владимир. Потом переехала в соседнее село Летовочное. Когда умерла её сестра, Бронислава стала воспитывать её сына, вышла замуж. Она счастливая мама: вырастила вместе с любимым мужем четверых сыновей и дочь!
Работала она в РМЗ, строителем, санитаркой в больнице. Сейчас у неё 17 внуков, 16 правнуков, 2 праправнука, ещё одного ждут в январе 2011 года. В свободное время любит
вязать теплые вещи для своих детей, внуков и правнуков.
Архивная справка об спецпоселении.
За многолетний и добросовестный труд Бронислава Ивановна была награждена медалями.
«За доблестный труд в Великой отечественной войне 1941-1945 годы».
Памятными медалями от президента в 2004, 2010 годах.
Пусть жизнь с годами не кончается,
А только набирает высоту.
Детьми и внуками пусть путь Ваш продолжается
Пусть след земной вам дарит любовь и красоту.
Выступление ученика 8 класса Кувшинникова Егора:
Кувшинников Виктор Егорович.
Родился 18 марта 1941 г. в селе Летовочное. Мама Анна Прохоровна родом из Оренбурга, а папа Егор Григорьевич - из Куйбышева. В процессе раскулачивания их семей мама, её брат Николай и
Анна и Егор Кувшинниковы
родители были отправлены в Казахстан. И отец со своим братом также был депортирован в Казахстан, а остальные члены семьи были оставлены в Куйбышеве по неизвестным причинам. Приехали в село Летовочное.
Здесь родители Виктора - Анна и Егор познакомились, полюбили друг друга и создали семью. Егор Григорьевич работал трактористом, затем бригадиром. Он принимал активное участие в освоении целины. Анна Прохоровна вначале работала прицепщицей, трактористкой, а когда родились дети, занималась их воспитанием. Родиной Виктора стало село Летовочное, где и он обосновался со своей семьей. В настоящее время у Виктора Егоровича крепкая и дружная семья: четыре дочери и сын, 7 внуков. Сейчас он на заслуженном отдыхе, занимается разведением кроликов и коз. В этом ему охотно помогает его внук Семен, мой младший брат. Виктор
Егорович – мой дедушка. Анна Прохоровна. Он часто рассказывает нам историю своей семьи, про грозные годы репрессии. Мы соприкасаемся с историей не только нашей семьи, но и с историей нашего народа.
Пусть же ваш путь будет достойным и чистым, верным и ответственным перед будущим!
Выступление ученицы 8 класса Венгловской Ангелины:
Венгловская Ольга Ильинична. Родилась в 1948 году в деревне Мартыновцы, Пермской области. Её родители Илья Дмитриевич и Мария Ивановна были в трудовой армии в городе Березняки на Урале с 1942 по 1946 годы.
Илья и Мария .
Жители, которые находились под присмотром комендатуры.
До 1953 года жили под строгим присмотром комендатуры. И только после смерти И.В. Сталина был снят комендантский час. Трудармейцы заготавливали лес. Здесь Илья и Мария познакомились и поженились.
В село Горькое Красноармейского района, что находится в северном Казахстане переехали в 1959 году. Работы было много, поднимали целину. И Казахстан стал Родиной для их детей и внуков и правнуков. Ольга Ильинична 40 лет учила детей начальных классов и сейчас находится на заслуженном отдыхе. Рассказы моей бабушки Ольги Ильиничны о жертвах репрессии наводят грусть и сожаленье, что такое было возможно.
Иван Гренадёров.
Я хочу о себе рассказать, Как недавно был чист и беспечен, Мог свободно ходить и мечтать! Думал: счастье моё недалече.
Преступленье на мне не лежит, Не был я ни бандитом, ни вором, Был я честным студентом МИИТ, А теперь прав лишён, опозорен.
Я ни в чём не виновен. И что ж? Клеветой меня гнусной облили Так, что стал на врага я похож, А потом и в тюрьму посадили.
А попробуй теперь доказать, Что из лжи состоят обвиненья,
Можешь клясться, терзаться, рыдать, Будут тщетны твои объясненья.
Я пощады себе не прошу, Пусть суд ложно меня осуждает, Не ропщу я, как трус, не дрожу, Приговор лишь виновных пугает.
Но несчастье не сломит меня, Не растопчет мой дух и сознанье, Не остудит святого огня, Что моё согревает дыханье.
Пусть суров будет мне приговор, Но, пройдя через труд и лишенья, Я с себя скину ложный позор И развею людей подозренье.
Ученица 11 класса Янковская Дарья:
Y.На территории Казахстана создано более 31 памятника жертвам репрессий (на интерактивной доске);
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]1998 г. Памятник жертвам репрессий. «Ахимбектау», «Гора облика утешения». СКО, Тайыншинский район, с. Волынск.
Памятник «Гора облика утешения» основанный в 1998 году, расположен недалеко от села Летовочное. Был поставлен крест в память жертвам репрессий казахстанская Голгофа. Она находится в центре Евразии на половине пути между Фатимой и Хиросимой. На кресте, на четырёх языках: казахском, русском, немецком, польском написано: – «Богу – слава. Людям – мир. Мученикам – царство небесное. Народу Казахстана – благодарность; Казахстану – процветание».
Учитель истории
Сегодня мы с вами смогли коснуться истории, которая круто изменила многие судьбы. Очень много вопросов останется у нас с вами. Зачем? Почему? Для чего страдали люди? Наверно, никто уже не ответит нам. Несмотря на все трудности, некоторые из них смогли выжить, создать семью, воспитать детей. Жизнь продолжается. Мы живем в другом мире, где нет насилия, неравенства. Все национальности живут в мире и согласии. Пусть так будет всегда!
Magjan Jumabayuli.jpgЗаголовок 2Заголовок 315