Проектно — исследовательская работа Можно ли вырастить дуб в домашних условиях?
IV Всероссийский конкурс детских исследовательских работ (проектов) «МОИ ПЕРВЫЕ ОТКРЫТИЯ»
Тема проектно - исследовательской работы
"Можно ли вырастить дуб в домашних условиях?"
Автор: Петкевич Константин 3 "б" класс
п. Кудиново2013 г.
Гипотеза:
Если посадить жёлуди, то можно вырастить саженцы дуба.
Цель:
получить саженцы дуба в домашних условиях.
Задачи:
1. Узнать интересный материал о растении дуб черешчататый.
2. Вырастить саженцы дуба из желудя в домашних условиях.
3. Сравнить полученные саженцы дуба.
Предмет исследования: дуб черешчатый.
Методы исследования:
1. Изучение литературы по теме.
2. Сбор семян с поверхности земли.
3. Наблюдение за ростом и развитием растения.
4. Анализ полученных результатов исследования.
Срок: с 10 октября 2012 года.
ВВЕДЕНИЕ
Моя школа находится в самом красивом месте нашего посёлка. На стадионе много дубов. У старожилов посёлка я узнал, что этим деревьям более 80 лет .
Лес – это растительное сообщество. В наши дни он испытывает на себе сильное влияние со стороны человека. Человек вырубает лес, загрязняет, пожары наносят лесу непоправимый вред.
Что такое лес? Лес – это, прежде всего, сложное растительное сообщество. В его состав входит множество самых разнообразных растений. Лес в наши дни испытывает на себе сильное влияние со стороны человека. Оно столь же велико, как и разнообразно. Тут и сплошные вырубки и массовый туризм, и загрязнения…
Вмешательство человека в жизнь леса нельзя остановить, но всем надо стремиться к тому, чтобы причинять лесу наименьший вред и, зная многие «биологические» тайны леса, помогать ему, сберегать и охранять его.
Актуальность: Дерево - это в первую очередь древесина. И лес рубят ради древесины. После рубки остается обширная голая территория. А как же восстановить лес? Ведь лес – это лёгкие нашей планеты!
Сделать это может только человек. Единственный и надежный путь возобновления леса - это посев семян или посадка саженцев.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Итак, первая задача - заготовить семена. Крупные плоды, такие как желуди, собирают с поверхности земли. Вот этим методом и воспользуемся – к школе за желудями 10 октября 2012 года.
Семена отбирал неповрежденные, у некоторых уже начинала трескаться семенная кожура. Значит скоро должен появиться росток.
Семена обладают свойством гигроскопичности, то есть способностью поглощать воду и отдавать воду. Присутствие воды ускорило бы процесс прорастания семян дуба.
Поэтому я замочил семена.
Дневник экспериментальной деятельности
Дата этапа Вид работы Фактическое подтверждение
10 октября Заготовка семян - сбор крупных плодов на территории школы Собрал 30 качественных семян.
12 октября Замочил семена, т. к. присутствие воды ускоряет процесс прорастания семян дуба. Для этого в пластмассовое ведро с подготовленной водой комнатной температуры я поместил 30 желудей. Желуди не должны полностью находиться в воде, чтобы зародыш семени мог дышать. По истечении времени воду слил
17 октября Я посадил все проросшие желуди. При посадке некоторые желуди заглубил на 2 см, а некоторые наполовину землей не прикрывал. Каково было моё удивление: семена прикрытые немного почвой проросли тоже. Как выяснилось впоследствии, глубина заделки на развитии саженцев не повлияла. Полил землю водой комнатной температуры и стал ждать , когда появятся ростки на поверхности земли. Поливал растения регулярно по мере снижения увлажненности почвы.
26 октября Первый росток появился 26 октября. Каждый день появлялись новые ростки. А первый подрос на 6 см. И начали мои дубки расти!
до конца октября Далее стали появляться ещё ростки.
1 неделя ноября Растут мои росточки и днём и ночью. ночью включаем дополнительное освещение.
2 неделя ноября Сначала листья были нежно - зелёного цвета, а сейчас цвет насыщенный. Размер листовой пластинки колеблется от 3 до 9 см и число листочков увеличивается.
3 неделя ноября Растет дуб в домашних условиях сначала очень быстро. В среднем за неделю саженцы дуба прирастают на 1см 5 мм. Быстро дуб рос до начала декабря. Затем дуб стал расти медленно.
Сейчас я имею саженцы таких размеров: 15 см, 17 см, 23 см, 30 см, 5 см. В первые дни росток развивался быстрее, а сейчас прирост менее заметен.
Я уже говорил о том, что не все желуди дали ростки при замачивании. Но я не выбросил не проросшие желуди, а поместил их в горшок с комнатными цветами. Я обнаружил, что 1 желудь дал росток, только листья у него мелкие, им не хватает света. Я не буду пересаживать этот дубок в другой горшок. Дубы плохо переносят пересадку. Буду наблюдать за развитием этого растения и ухаживать за ним.
Вот какие мои дубки!
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для себя:
Я сам вырастил саженцы дуба. На уроке я узнал как развивается растение из семени. На своих опытах я это всё увидел.
Для общества:
Если саженцы дуба можно вырастить в домашних условиях. то можно выращивать саженцы и сажать аллеи деревьев. потом за ними будут ухаживать школьники. А когда деревья вырастут, они будут украшать мой посёлок, дворик моей школы, радовать односельчан, очищать воздух. Выращиванием саженцев может заниматься любой школьник. но под руководством взрослых.
ВЫВОДЫ
Моя гипотеза подтвердилась в ходе эксперимента: можно дуб вырастить в домашних условиях.
Из 30 посаженных семян проросли 25.
Сначала появился корешок, затем стебелёк и листья (всё как мы узнали на уроке по теме «Развитие растения»).
В первые дни росток развивался быстрее, а сейчас прирост менее заметен.
Самое маленькое растение 5 см, а самое большое – 30 см.
Из 5 растений, которые я посадил в горшок с комнатными растениями выросло 1. Но оно небольшого роста, т. к. мало света - листья комнатного растения его затеняют.
В лесных хозяйствах выращиванием саженцев занимаются в специализированных питомниках. А я вырастил деревца у себя дома.
Это хлопотливое занятие, но очень интересное. А интересно потому, что я не только узнал о дубе, но и увидел с чего начинают жизнь вековые деревья, которые растут около моей школы.
Весной я высажу деревья на постоянное место.
Место буду выбирать тщательно, т.к. дуб не любит пересадок.
Я узнал, что можно и сейчас посадить дубки, снег как одеяло и саженцы не погибнут, но пока не тороплюсь, жалко их. Зима в этом году разная: то крепкий мороз, то оттепель.
12. Дубки посажу за школой вдоль стадиона и классом будем за ними ухаживать.
Список литературы:
Атлас – определитель. А.А. Плешаков. М: Просвещение. 2008.
2. Лес и его жизнь: книга для учащихся. В.В.Петров, 1986.
3. Лес и человек: Ежегодник. А.И.Воронцов, Н.П.Граве, 1987г.