ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО УРОКА ХИМИИ в IX классе Практическая работа № 7. Получение аммиака и изучение его свойств.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО УРОКА ХИМИИ
в IX классе
Практическая работа № 7.
Получение аммиака и изучение его свойств.
Цель: 1. овладеть одним из способов получения аммиака реакцией ионного
обмена, которая используется и как качественная реакция на соли
аммония;
2. совершенствовать умения собирать прибор для получения газа легче
воздуха;
3. изучить свойства водного раствора аммиака;
4. закреплять умение наблюдать за явлениями, описывать их и делать
умозаключения – выводы.
Оборудование: прибор для получения аммиака, NH4CI, Ca (OH)2, H2O, cтеклянные палочки, чашки Петри, фенолфталеин, нагревательный прибор, штатив.

Ход урока.
I Постановка целей и задач урока.
На уроке мы должны получить аммиак реакцией ионного обмена и изучить свойства этого газа и его водного раствора – гидроксида аммония.
Аммиак – ценное сырьё для получения азотной кислоты, удобрений, солей аммония, применяемых в медицине, в химической промышленности, в пищевой промышленности.
Аммиак – под давлением превращается в твёрдое вещество, которое имеет низкую t плавления. Это свойство аммиака применяется в промышленных холодильных установках.
II. Повторение правил техника безопасности
1.Экономное расходование веществ.
2.При выяснении запаха веществ не подносите сосуд близко к лицу, иначе вдыхание паров и газов может вызвать раздражение дыхательных путей.
3.Проводите опыты только над столом, нагревая пробирку с жидкостью, держите её так, чтобы открытый конец её был направлен в сторону и от самого себя и от соседей.
4.Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать.

III. Получение аммиака. § 24, §25.

1). 2NH4CI + Ca (OH )2 = CaCI2 + 2NH3 + 2H2O
Почему пробирка вверх дном? ( NH3 легче воздуха в 2 раз).
Как вы узнаете, что получили NH3?
1)по запаху (резкий запах);
2)поднесите к отверстию перевёрнутой вверх дном пробирки влажную фенолфталеиновую бумажку(она стала малиновой).
2)Не переворачивая пробирку, быстро опустите её в чашку с водой отверствием вниз, подержите так, капните фенолфталеин. Что произошло ? Какое вещество мы получили ?
Аммиак очень хорошо растворим в воде!
В 1 объёме воды растворяется около 710 объёмов NH3.
NH3 + H2O = NH4OH
аммиачна
·я вода,
нашатырный спирт,
среда щелочная,
избыток ионов ОН-
3)Получение „дыма без огня”
NH3 + HCI =
NH3 + HNO3 =
В результате этих реакций мы получили какие вещества? (соли аммония).
Вывод:
получили аммиак, обнаружили по резкому запаху, имеет основной
характер, хорошо растворим в воде, образуя основание, аммиачную
воду, взаимодействует с кислотами, образуя соли.

2.Изучение свойств водного раствора аммиака.

1.NH4OH + 2,3 капли фенолфталеина малиновая окраска
Почему?
t
NH4OH NH3 +H2O
Как изменился цвет? Почему?
2. NH4OH + 2,3 капли фенолфталеина малиновая окраска
NH4OH +HCI = NH4CI + H2O
NH4 + + OH- + H+ + CI- = NH4 + + CI- + Н2О

Н+ + ОН- = Н2О реакция нейтрализации
3.АICI3 + 3NH4OH = 3NH4CI + AI (OH)3
AI3+ + 3CI- + 3NH4+ + 3OH- = 3NH4+ + 3CI- + AI (OH)3

AI3+ + 3OH- = AI (OH)3
Вывод:
при изучении свойств водного раствора NH3 выяснили, что это
основание, разлагается при нагревании, взаимодействует
с кислотами и солями.
IV Подведение итога урока.
Вывод по уроку: чему научились?
Получили аммиак, изучили его свойства, а также свойства нашатырного спирта.






МКОУ „Кегультинская средняя школа”
Кетченеровский район





Открытый урок
по теме

„Получение аммиака и изучение его свойств.”


Практическая работа № 7.

Учитель химии Алхутова С. П.












c. Кегульта





Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315