Программа краткосрочных курсов Загадки словообразования
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №20»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
Педагогический совет
МАОУ «ООШ №20»
протокол № __
от ___________20 __ года Директор
МАОУ «ООШ №20»
А.Г.Никитина
РЕКОМЕНДОВАНО: РЕКОМЕНДОВАНО для ЛОД «Поиск»:
Методический совет
МАОУ «ООШ №20»
протокол № __
от ___________20 __ года Жюри конкурса программ краткосрочных курсов
протокол № __
от ___________20 __ года
Программа краткосрочных курсов
«Загадки словообразования»
(Исследование происхождения фамилии)
Возраст детей: 13 лет,
Срок реализации: июнь 2015 г
Разработчик: Янковская Елена Николаевна
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Губаха, 2015
Информационная карта программы краткосрочного курса по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«Загадки словообразования»
Предметная область Русский язык
Возраст обучающихся13 лет, учащиеся, закончившие 6 классов
Ориентирована на детей, имеющих особые успехи в русском языке
Время реализации Июнь 2015 г.
Объем программы 9 часов
Автор программы Янковская Елена Николаевна
учитель русского языка и литературы
Актуальность В базовой программе на изучение темы отводится 5 часов. В программе общеобразовательной школы отсутствует материал по ономастике. Краткосрочные курсы будут способствовать совершенствованию и развитию важных лингвистических знаний и умений.
Цель программы Углубление знаний по теме
«Словообразование через рассмотрение способов образования и этимологии своих фамилий»
Задачи Обучающие Познакомить обучающихся с ономастикой как наукой.
Отработать и закрепить навыки исследовательской деятельности по изучению ономастики
Развивающие Способствовать развитию поисково –исследовательских умений
Воспитательные Воспитывать интерес к истории собственного имени и фамилии, топонимике родного края
Междисциплинарная тема Влияние внешних факторов на происхождение имен, фамилий и изменение
Учебно-тематический план:
Тематическое содержание Кол-во часов Проверка результатив-
ностиМеждисцип-
линарные связи
К. Прудков. Отыщи всему начало, и ты многое поймешь.
Откуда пошли корни? Игра "Путешествие в страну Словообразование"
1 Маршрутные листы Большая родня.
Выдвижение гипотез. 1 Составление кластера ономастика история
«Своя игра» по теме «Словообразование»
Способы образования. 1 Результаты игры Разнообразие фамилий.
Так было – так стало. 1 тест искусство
Проникновение инонациональных основ в русские фамилии 1 Файнворд «Единица» география
Нестандартные русские фамилии 1 викторина литература
История своей фамилии.
«Смысл фамилий знать нужно давно, тайну укрыть никому не дано» 1 Составление алгоритма История, география
8. Условные правила соотнесения вариантов фамилий, имен, отчеств. 1 таблица Итоговое занятие.
«Тайна фамилии много расскажет, чью – то судьбу непременно подскажет. 1 Защита исследовательской работы обучающихсяСодержание
К. Прудков. Отыщи всему начало, и ты многое поймешь.
Откуда пошли корни
Повторение и систематизация теоретических и практических знаний по разделу «Словообразование»
Практикум: Игра "Путешествие в страну Словообразование"
Мониторинг: тест (маршрутные листы)
Большая родня. Выдвижение гипотез.
Знакомство с ономастикой как наукой. Образование фамилий морфемным способом.
Практикум: Составление кластера.
Мониторинг: файнворд «Фамилии писателей и поэтов»
«Своя игра» по теме «Словообразование»
Повторение и систематизация теоретических и практических знаний по разделу «Способы словообразования»
Практикум: Игра по фамилиям с использованием морфем
Мониторинг: результаты игры
Разнообразие фамилий. Так было – так стало.
Практикум: Сбор ономастического материала. Работа с Интернетом.
Мониторинг: тест
Проникновение инонациональных основ в русские фамилии. Морфемные способы русификации иностранных фамилий.
Практикум: Самостоятельная работа со словарями имен и фамилий.
Мониторинг: файнворд «Единица»
Нестандартные русские фамилии.
Наблюдение и поиск нестандартных русских фамилий в различных областях искусства, литературы.
Практикум: викторина
Мониторинг: тест
История своей фамилии.
«Смысл фамилий знать нужно давно, тайну укрыть никому не дано».
Поисковая работа «Происхождение и история своей фамилии»
Практикум: Составление алгоритма
Мониторинг: Логическая задача.
Условные правила соотнесения вариантов фамилий, имен, отчеств.
Практикум : правописание личных имен, отчеств и фамилий, их соотнесение. Составление таблицы
Мониторинг: тест
Итоговое занятие.
«Тайна фамилии много расскажет, чью – то судьбу непременно подскажет
Практикум: Защита исследовательской работы обучающихся.
Контрольно-измерительные материалы.
( Занятие №1) Маршрутный лист для путешествия по стране “Словообразование”
Выдан_______________________________________________ "__"_______"201__г.
Название пункта следования Место для ответа Отметки
с. Морфемы
д. Родственники
п. Словомодель
г. Словоряд
лес Деревья слов
Занятие № 2 (Практикум) Кластер
По принадлежности какому – либо лицу
По роду занятий
Имена - обереги
Имя – название птицы, животного, насекомого
По принадлежности к национальности
Пути образования фамилий
Имя – часть давшее начало фамилии
тела,
Имя – предмет, давшее начало фамилии
По месту жительства
Мониторинг: файнвордНайди фамилии писателей и поэтов
Сева Барт о себе ничего не рассказывал.
Ловить рыбу Нина никогда не любила.
Хороших спортивных игр очень много. Гольф – одна из них.
Дети уходили все дальше в лес.
Много прошло с тех пор зим, вёсен и ничего не изменилось.
Вдруг видит богатырь: лежит кованый меч.
Этот мальчик Ризо щенков очень любил.
Кольцо в его руке сверкало под лучами солнца.
Снегом укрыло все деревья и кусты.
Доброму старику принцесса подарила прекрасную розу.
Мы долго сидели в полной темноте, но сова так и не появилась.
Сейчас оркестр играет марш, а кадриль уже исполняли.
Володя-шутник и Тина-хохотушка весь вечер веселили гостей.
Холодный собачий нос тёрся о руку хозяина.
Не опирайся на стол, стой смирно.
Приехали наши друзья: поляк и чех. О Ване никаких новостей не было.
Ответ: Барто, Бунин, Гоголь, Даль, Есенин, Житков, Зощенко, Кольцов, Крылов, Куприн, Носов, Маршак, Никитин, Остер, Толстой, Чехов.Занятие 3 (мониторинг)
Результаты игры.
Занятие 4 (мониторинг) тест
1. Найти изменяемые части слова:
1) корень; 2)приставка; 3)окончание;
4) суффикс; 5) основа.
2. Найти верные суждения:
1) Чтобы определить в слове корень, надо слово изменить.
2) Все слова состоят из основы и окончания.
3)Приставки и суффиксы образуют новые слова.
4) В словах водить, водяной, проводник один и тот же корень.
5) В словах росток, заросли, отрасль, выращенный один и тот же корень.
3.Найти однокоренные слова к слову гореть:
горластый; 2) горнист; 3) горелка;
загар; 5) горение.
4. Найти слово, образованное
приставочно-суффиксальным способом:
преотличный; 2) газопровод; 3)мыться;
безрукавка; 5)бодрость.
5.Найти слово, образованное путём перехода из одной части речи в другую:
стереокино; 2) подводный;
3)самолётный; 3) учительская; 4)доледниковый.
6.Найти слово, образованное сложением начальных звуков:
1) ЧГУ; 2) завхоз; 3) МЧС; 4) ГАИ; 5) НТВ.
7. Найти сложносокращённое слово мужского рода:
1)ГАИ; 2) ТЮЗ; 3)ГЭС; 4)СМИ.
8. Найти сложные слова с соединительной гласной е:
1)Язык..вед, 2) Пут..провод 3) Птиц..фабрика
Гост..приимный человек 5) Обозр..ватель Занятие №5
Мониторинг: Файнворд «Единица»
Найдите в этом тексте фамилии известных путешественников.
До чего же не везло сегодня Борьке Китинскому. Во – первых, за завтраком он разбил чашку, которую подарила ему мама. Затем, как выяснилось на уроке русского языка, за последний диктант он получил единицу. Ко всему прочему, учительница опозорила его перед всем классом:
_ Вспомни, Китинский, сколько ошибок ты сделал в слове «еще»? Молчишь… А я помню – целых две!
Борька уже предвидел, как отец воскликнет: «Докатился!.. Единицу схватил!.. Даже не двойку… Сто раз говорили тебе: учи правила, запоминай слова…» Как же объяснить отцу этот кол? Ум бедолаги лихорадочно прокручивал разные варианты, Борька остановился на самом простом: единицу легко переправить в дневнике на четверку._ Сегодня вечером, - строго сказала учительница, - три часа будешь заниматься русским языком. Вот позвоню тебе домой, спрошу у родителей, делаешь ли ты уроки?
Борька тут же вспомнил, что сегодня по телеку будут показывать бой боксеров – профессионалов. Он живо представил себе ринг: два тяжеловеса метелят друг друга. Один падает. Судья начинает отсчитывать секунды… И тут звонок: «А чем ваш Боря сейчас занимается?»
Возвращаясь из школы, Борька решил с горя устроить себе пир и купил большой брикет пломбира. Съел. Затем купил два банана. Съел и подумал: нет, не так уж все плохо в его жизни! Бананы тоже попались вкусные.
Ответы: (Кук, Никитин, Кусто, Колумб, Беринг, Пири)
Занятие 6.
Практикум: Викторина на знание литературных псевдонимов знаменитых писателей и поэтов.
Задания
1. Под каким именем этот человек прославился в литературе?
А.М. Пешков.
2. Кто в начале литературной карьеры подписывался псевдонимами Человек без селезёнки, Балдастов, Брат моего брата?
3. Какое произведение было подписано "Александр Н.к.ш.п.", и кто его автор?
4. В 1829 году в книжных лавках Петербурга появилась поэма В. Алова "Ганс Кюхельгартен". Какая судьба вскоре постигла эту книгу? Кто такой В. Алов?
5. Первый сборник его стихотворений назывался "Мечты и звуки" и был подписан, по совету В. А. Жуковского, без указания имени, просто "Н.Н.". Кому Жуковский дал такой совет и почему?
6. Сэмюэл Ленгхорн Клеменс. Настоящее имя этого американского писателя мало кому известно, зато всем знакомы его произведения, а двум его персонажам даже поставлен памятник. Под каким именем мы знаем этого писателя?
Ответы
1. Максим Горький.
2. А.П. Чехов.
3. Это первое напечатанное стихотворение А. С. Пушкина называется "К другу стихотворцу".
4. Автор этой поэмы - молодой Н.В. Гоголь. Поэма была признана критиками слабой, после чего Гоголь забрал из книжных лавок все её экземпляры и сжёг.
5. Этот совет Жуковский дал молодому Н.А. Некрасову, чтобы ему потом было не так стыдно за свои первые, неудачные стихи.
6. Марк Твен.
Мониторинг. Тест
Тест. «Морфемика. Словообразование»
Раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова
орфография морфемикасловообразование лексика
В какой строке указаны все морфемные способы образования слов?
Приставочный, суффиксальный, сложение слов, бессуффиксныйПриставочно-суффиксальный, переход одной части речи в другую, приставочный
Бессуффиксный, приставочный, приставочно-суффиксальный, суффиксальный
Сложение основ, бессуффиксный, суффиксальный, приставочный
Приставочно-суффиксальным способом образовано слово
взлететь сокурсник восход переход
Отметьте суффикс у слова зайчишка
-к- -ишк- -чишк- -шк-
Укажите ошибку
подоконник окно
обуваться обуть
лесок лес
учитель учить
Укажите пропущенное слово в словообразовательной цепочке
разговорчивость разговорчивый … говор.
уговор говорить разговаривать разговор
Определите, каким способом образовано слово выписыватьприставочно-суффиксальным приставочным бессуффикснымсуффиксальным
Выберите единственное в русском языке слово, не имеющее корня
прыгнуть дунуть плюнуть вынуть
Схеме соответствует слово
пренеприятный задумчивый праздничный отличный
Укажите слово, состоящее из приставки, корня и окончания
перерыв переросток переулок перестройка
Какое из слов имеет значение «приближение»?
приклеить привинтить присесть прискакать
Отметьте ряд, в котором все слова являются однокоренными
гора, подгорный, горе
водить, вода, водяной
засветить, свет, светлый
трава, травяной, травить
Определите, в каком слове два суффикса?
земляника земляной земляничный земельный
Определите, в каком ряду указаны формы слова
листик, листочек
листовой, безлистный
листик, листики
лист, листок
Ответы.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
3 3 2 2 2 4 1 4 2 1 4 3 1 3
Занятие 7.
Практикум. Составление алгоритма.
Алгоритм составления исследовательской работы
Любая исследовательская работа состоит из следующих частей:
введение (где отражены цель и задачи, актуальность проблемы)
основная часть (в которой раскрывается содержание работы: теоретическая и практическая часть)
заключение (в котором содержатся итоги работы, выводы и рекомендации)
список литературы (представляет собой перечень использованных книг и статей)
приложение (наглядное представление опытных данных в виде таблиц, схем, диаграмм, и т.д.)
Если перечисленные части работы выстроить в определенной последовательности, то получится алгоритм составления научно-исследовательской работы. Алгоритм – совокупность действий, правила для решения данной задачи
Мониторинг. Логическая задача
У кого какая фамилия?Логическая задача
Четыре школьника, имена которых Андрей, Пётр, Иван и Фёдор, имели фамилии Андреев, Петров, Иванов и Фёдоров. Но ни у одного из них собственные имя и фамилия не были одинаковыми.Требуется определить фамилию каждого из школьников, если известно следующее:1. У Ивана фамилия не Андреев.2. Имя школьника с фамилией Фёдоров - фамилия (почти) того школьника, чье имя фамилия Петра.
У кого какая фамилия?
- ответ Андрей Иванов, Пётр Андреев, Иван Фёдоров и Фёдор Петров.
Занятие 8.
Практикум:
Фамилия Имя Отчество ФИО
Пантюшкин (а) Виктор Андреевич (на) Перевозчиков (а) Эрнест Николаевич (на) Зайцев (а) Нелли Петрович (на) Козловский (ая) Иван Арнольдович (на) Иванченко Анна Сергеевич (на) Петров (а) КеллиВадимович (на) Мониторинг:
Занятие 9.
Синквейн, связанный с ключевыми словами нашего урока -«фамилия», «имя». Можно придумать синквейн с личным именем или фамилией.
Синквейн - это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);2 строка – описание предмета (два прилагательных);3 строка – описание действия (три глагола);4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово)(Проверяется 2-3 творческие работы. Фамилии учеников, составивших наиболее удачные синквейны, заносятся в оценочный лист).