Презентация по литературе на тему Марине Цветаевой — ровеснице Серебряного века… 11 класс


Марине Цветаевой –ровеснице Серебряного века…

Безмерность моих слов — только слабая тень безмерности моих чувств… М. Цветаева Жизнь и творчество Марины Цветаевой
Вернее, творчество и жизнь…Красною кистьюРябина зажглась.Падали листья,Я родилась.Спорили сотниКолоколов.День был субботний:Иоанн Богослов.Мне и донынеХочется грызтьЖаркой рябиныГорькую кисть.Из цикла «Стихи о Москве»16 августа 1916 г.26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве родилась Марина ЦветаеваМария Александровна Цветаева (Мейн) – талантливейшая пианистка, ученица А.Г. РубинштейнаИван Владимирович Цветаев – талантливый учёный, создатель Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина










Осенью 1910 года Марина Цветаева постучалась в двери русской литературыМоим стихам, написанным так рано,Что и не знала я, что я - поэт,Сорвавшимся, как брызги из фонтана,Как искры из ракет,Ворвавшимся, как маленькие черти,В святилище, где сон и фимиам,Моим стихам о юности и смерти,- Нечитанным стихам! -Разбросанным в пыли по магазинам(Где их никто не брал и не берет!),Моим стихам, как драгоценным винам,Настанет свой черед. Ещё не сняв гимназической формы, тайком от семьи, на свои деньги, выпустила Марина первый поэтический сборник «Вечерний альбом». Его заметили и похвалили серьёзные поэты: Брюсов, Волошин, Гумилёв. Кто вам дал такую ясность красок?Кто вам дал такую ясность слов,Смелость всё сказать от детских ласокДо весенних новолунных снов?Ваша книга – это весть оттуда,Утренняя благостная весть.Я давно уж не приемлю чуда,Но как сладко слышать: чудо – есть! М.ВолошинДва первых сборника «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь» - полудетские стихи, но взыскательнейший Н. Гумилёв утверждал, что в них «инстинктивно угаданы все главнейшие законы поэзии»… Безумное любование пустяками жизни…

Самое красноречивое стихотворение юной МариныХристос и Бог! Я жажду чудаТеперь, сейчас, в начале дня!О, дай мне умереть, покудаВся жизнь как книга для меня.Ты мудрый, Ты не скажешь строго:- "Терпи, еще не кончен срок".Ты сам мне подал - слишком много!Я жажду сразу - всех дорог!Всего хочу: с душой цыганаИдти под песни на разбой,За всех страдать под звук органаи амазонкой мчаться в бой;Гадать по звездам в черной башне,Вести детей вперед, сквозь тень...Чтоб был легендой - день вчерашний,Чтоб был безумьем - каждый день!Люблю и крест, и шелк, и каски,Моя душа мгновений след...Ты дал мне детство - лучше сказкиИ дай мне смерть - в семнадцать лет!  26 СЕНТЯБРЯ 1909 Основные темы лирики:Я и мир. Отношения несогласия: я всегда против всех, причем во всем. - Я и смерть. Отношение неприятия: я живая и хочу остаться живой.- Мои предки. Это и способ самопознания - Стихи о самом любимом (детство, книги, Москва).- О любви – всегда катастрофично и гиперболично.- О творчестве (огонь, бунт)- О Родине (в эмиграции). Я с вызовом ношу его кольцо! - Да, в Вечности — жена, не на бумаге. - Его чрезмерно узкое лицо Подобно шпаге. Безмолвен рот его, углами вниз, Мучительно-великолепны брови. В его лице трагически слились Две древних крови. Он тонок первой тонкостью ветвей. Его глаза — прекрасно-бесполезны! – Под крыльями раскинутых бровей – Две бездны. В его лице я рыцарству верна, - Всем вам, кто жил и умирал без страху! - Такие — в роковые времена – Слагают стансы — и идут на плаху. 3 июня 1914 1911 – бросает гимназию. Летом едет в Коктебель к Волошиным и там встречает Сергея Эфрона..«Спасибо тебе, Макс, за Серёжу – за 1911 год. Коктебель 1911 г. – счастливый год моей жизни…»В один день с М.Цветаевой, но годом позже – 26 сентября 1893 года – родился её муж, Сергей Яковлевич Эфрон «…из истории не выскочишь» Две руки, легко опущенные На младенческую голову! Были — по одной на каждую — Две головки мне дарованы. Но обеими — зажатыми — Яростными — как могла! — Старшую у тьмы выхватывая — Младшей не уберегла. Две руки — ласкать — разглаживать Нежные головки пышные. Две руки — и вот одна из них За ночь оказалась лишняя. Светлая — на шейке тоненькой — Одуванчик на стебле! Мной еще совсем не понято, Что дитя мое в земле…1917 – начались революции. В апреле родилась дочь Ирина (Ариадна, старшая дочь, родилась в 1912 г). В октябре семья рассталась: Сергей остался в Крыму и впоследствии сражался в Добровольческой армии, М.И. поехала в Москву (за детьми, в надежде увезти их в Коктебель, к Волошиным), да так там и осталась: фронты перерезали страну. Пришлось как-то выживать. Есть у нее стихотворение «Чердачный дворец мой, дворцовый чердак!» - как раз про это время. Хуже всех пришлось Ирине, маленькой и странной. Ее в какой-то момент отдали в приют – в надежде, что государство не даст умереть с голоду. Но получилось наоборот: в приюте она умерла (это 1920 год).1917-20 – хождение по мукам, но как много могла она в своих тетрадях! Более 300 стихотворений – вдохновенных, напряжённых, многообразных. Её талант взрослел и приобретал психологическое и философское содержание. Вчера ещё в глаза глядел,А нынче - всё косится в сторону!Вчера еще до птиц сидел,-Всё жаворонки нынче - вороны!Я глупая, а ты умен,Живой, а я остолбенелая.О, вопль женщин всех времен:"Мой милый, что тебе я сделала?!"И слезы ей - вода, и кровь -Вода,- в крови, в слезах умылася!Не мать, а мачеха - Любовь:Не ждите ни суда, ни милости.Увозят милых корабли,Уводит их дорога белая...И стон стоит вдоль всей земли:"Мой милый, что тебе я сделала?"Вчера еще - в ногах лежал!Равнял с Китайскою державою!Враз обе рученьки разжал,-Жизнь выпала - копейкой ржавою!Детоубийцей на судуСтою - немилая, несмелая.Я и в аду тебе скажу:"Мой милый, что тебе я сделала?"Спрошу я стул, спрошу кровать:"За что, за что терплю и бедствую?""Отцеловал - колесовать:Другую целовать",- ответствуют.Жить приучил в самом огне,Сам бросил - в степь заледенелую!Вот что ты, милый, сделал мне!Мой милый, что тебе - я сделала?Всё ведаю - не прекословь!Вновь зрячая - уж не любовница!Где отступается Любовь,Там подступает Смерть-садовница.Самo - что дерево трясти! -В срок яблоко спадает спелое...- За всё, за всё меня прости,Мой милый,- что тебе я сделала!  «Добровольчество – это добрая воля к смерти»Сижу без света, и без хлеба,И без воды.Затем и насылает бедыБог, что живой меня на небоВзять замышляет за труды.Сижу, — с утра ни корки черствой —Мечту такую полюбя,Что — может — всем своим покорством— Мой Воин! — выкуплю тебя. 16 мая 1920Под влиянием исторических и личных обстоятельств: гражданской войны – и разлуки с мужем, полнейшей о нём неизвестности – в цветаевской лирике зазвучала тоска по обречённому герою – идеальному и благородному Воину. Пишет цикл «Лебединый стан» - памятник Белой гвардии. Белая армия была у неё «лебединым станом» - романтика, замешанная на трагедии Разлуки и Обречённости. «У поэта единственный учитель - собственный труд. И единственный судья – будущее»Тоска по родине! ДавноРазоблаченная морока!Мне совершенно все равно —Где совершенно одинокойБыть, по каким камням домойБрести с кошелкою базарнойВ дом, и не знающий, что — мой,Как госпиталь или казарма.Мне все равно, каких средиЛиц ощетиниваться пленнымЛьвом, из какой людской средыБыть вытесненной — непременно —В себя, в единоличье чувств.Камчатским медведём без льдиныГде не ужиться (и не тщусь!),Где унижаться — мне едино.Не обольщусь и языкомРодным, его призывом млечным.Мне безразлично — на какомНепонимаемой быть встречным!(Читателем, газетных тоннГлотателем, доильцем сплетен...)Двадцатого столетья — он,А я — до всякого столетья!Остолбеневши, как бревно,Оставшееся от аллеи,Мне все — равны, мне всё — равно,И, может быть, всего равнее —Роднее бывшее — всего.Все признаки с меня, все меты,Все даты — как рукой сняло:Душа, родившаяся — где-то.Так край меня не уберегМой, что и самый зоркий сыщикВдоль всей души, всей — поперек!Родимого пятна не сыщет!Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,И все — равно, и все — едино.Но если по дороге — кустВстает, особенно — рябина... 1921 – приходит весть от мужа. Сергей нашелся в Праге, а встретились они в Берлине (1922 г.), куда М.И. и Ариадне разрешили выехать. Сергей – студент и получает стипендию.1922 – семья в Праге. Стихи «хлещут « один за другим»Бедность, тяжесть жизни внешней и сосредоточенность жизни внутренней1925 – рождается сын Георгий (Мур). «Он не должен страдать от того, что я пишу стихи, пусть лучше стихи страдают!»И осенью того же года они перебираются во Францию. Живут в Париже и его окрестностях тринадцать с половиной лет. Бедствуют. М.И. не полюбили в эмиграции (она же против…), но все-таки печатали и устраивали ей вечера – находились меценаты.6 февраля 1926 г. – её литературный вечер в одном из парижских клубов – триумф и одновременно зависть и нелюбовь очень многих из эмигрантских кругов. «Здесь я не нужна, там – невозможна…»Квиты: вами я объеденаМною — живописаны. Вас положат — на обеденный, А меня — на письменный. Оттого что, йотой счастлива, Яств иных не ведала. Оттого что слишком часто вы, Долго вы обедали. Всяк на выбранном заранее — Месте своего деяния, Своего радения: Вы — с отрыжками, я — с книжками, С трюфелем, я — с грифелем, Вы — с оливками, я — с рифмами, С пикулем, я — с дактилем. В головах — свечами смертными Спаржа толстоногая. Полосатая десертная Скатерть вам — дорогою! Табачку пыхнем гаванского Слева вам — и справа вам. Полотняная голландская Скатерть вам — да саваном! А чтоб скатертью не тратиться — В яму, место низкое, Вытряхнут С крошками, с огрызками. Каплуном-то вместо голубя — Порх! душа — при вскрытии. А меня положат — голую: Два крыла прикрытием.В эмиграции Цветаевой жилось нелегко: дом и маленький ребёнок целиком на её руках, вечное безденежье, отсутствие широкой читательской аудитории, но в России ехать не хотела: «Здесь я не нужна, там – невозможна, здесь меня не печатают, там – не дадут писать» Уже в 1935 году она видела, что между Сталиным и Гитлером нет никакой разницы(«…Ходите стадами, стаями / Без мечты, без мысли собственной / вслед Гитлеру или Сталину…»«Сердце остывало, душа уставала…» Наша совесть — не ваша совесть! Полно! — Вольно! — О всем забыв, Дети, сами пишите повестьДней своих и страстей своих. Соляное семейство Лота — Вот семейственный ваш альбом! Дети! Сами сводите счеты С выдаваемым за Содом — Градом. С братом своим не дравшись — Дело чисто твое, кудряш! Ваш край, ваш век, ваш день, ваш час, Наш грех, наш крест, наш спор, наш — Гнев. В сиротские пелеринки Облаченные отродясь — Перестаньте справлять поминки По Эдему, в котором вас Не было! по плодам — и видом Не видали! Поймите: слеп — Вас ведущий на панихиду По народу, который хлеб Ест, и вам его даст, — как скоро Из Медона — да на Кубань. Наша ссора — не ваша ссора! Дети! Сами творите брань Дней своих. 1930 – Сергей вступает в «Союз возвращения на родину». Все, что М.И. пытается сказать дома против Советов, встречается в штыки и им, и дочерью. Пишет в основном прозу, которую тут принимают лучше, чем стихи. Поэмы тоже пишет, но их не очень издают.1937 – Ариадна уехала в СССР. И в то же время Сергей, замешанный в политическом убийстве, тоже был вывезен в СССР. М.И. осталась во Франции с Муром. И могла бы остаться, но сочла своим долгом уехать вслед за дочерью и мужем.Она знала, что едет на гибель. 19 июня 1939 года Цветаева с сыном прибыла в Москву. С.Я.Э фрона поселили в подмосковном посёлке Болшево на даче НКВД. Через два месяца арестовали Алю, а ещё через два месяца – мужа. Дочь и мужа подвергли страшным пыткам. Сергей Яковлевич был расстрелян, а Ариадна Эфрон 16 лет провела в сталинских лагерях. «Попала в тупик»Мур учился в школе. Одноклассники с удивлением вспоминали, что русский язык у него (эмигранта) был чище, ярче и богаче, чем у них. Жить было негде. И работы почти не было. Потом началась война.1941 – уехали с Муром в Елабугу (на Каме), куда вообще эвакуировали писателей . Определились в дом на постой. М.И. пыталась добиться, чтобы ее взяли на работу посудомойкой в писательской столовой в Чистополе (там была штаб-квартира Союза писателей), но ей отказали.31 августа она ушла из жизни. «Попала в тупик» - так объясняла своё самоубийство в предсмертном письме к сыну. Пыталась объяснить в записках, что с нею Мур пропадет, а без нее будет жить. Без нее жизнь у него была тяжелая, какие-то дальние родственники приютили его аж в Алма-Ате, где он закончил школу. Потом его призвали в армию, и в 1944 году он погиб. Дом в ЕлабугеЗолото моих волос Тихо переходит в седость. — Не жалейте! Всё сбылось, Всё в груди слилось и спелось. Спелось — как вся даль слилась В стонущей трубе окраины. Господи! Душа сбылась: Умысел твой самый тайный. Уж сколько их упало в эту бездну,Разверзтую вдали!Настанет день, когда и я исчезнуС поверхности земли.Застынет все, что пело и боролось,Сияло и рвалось.И зелень глаз моих, и нежный голос,И золото волос.И будет жизнь с ее насущным хлебом,С забывчивостью дня.И будет все - как будто бы под небомИ не было меня!Изменчивой, как дети, в каждой мине,И так недолго злой,Любившей час, когда дрова в каминеСтановятся золой.Виолончель, и кавалькады в чаще,И колокол в селе...- Меня, такой живой и настоящейНа ласковой земле!К вам всем - что мне, ни в чем не знавшей меры,Чужие и свои?!-Я обращаюсь с требованьем верыИ с просьбой о любви.И день и ночь, и письменно и устно:За правду да и нет,За то, что мне так часто - слишком грустноИ только двадцать лет,За то, что мне прямая неизбежность -Прощение обид,За всю мою безудержную нежностьИ слишком гордый вид,За быстроту стремительных событий,За правду, за игру...- Послушайте!- Еще меня любитеЗа то, что я умру.  Домашнее заданиеЧитать стихи М. Цветаевой и думать… В чем особенности поэтического стиля М.И. Цветаевой? Какие стихотворения М.И. Цветаевой о предназначении поэтического творчества вы знаете? Как в них раскрывается образ поэта-творца?