Технологическая карта к уроку музыки в 5 классе Романса трепетные звуки
5 класс
Технологическая карта урока музыки «Романса трепетные звуки»
Составитель: учитель музыки МОУ СОШ № 12 Курского муниципального района Ставропольского края Османова М.Ю.
Тема
Романса трепетные звуки
Цели
Образовательные: формирование осознанного отношения к жизни, природе человеческих чувств на основе восприятия музыки романса, потребности и способности через искусство приобщаться к духовной культуре. Способствовать развитию музыкальной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Создание предпосылок к формированию у гимназистов основ теоретического (постигающего) мышления, представления о музыке как художественном воспроизведении жизни в её диалектической сущности;
Регулятивные УУД: развивать интерес к музыке и музыкальной деятельности; развивать образное и ассоциативное мышление, продуктивное воображение, музыкальную память и слух, певческий голос
Коммуникативные УУД: воспитание эстетического, эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни, привитие навыков глубокого, личностно-творческого постижения нравственно-эстетической сущности музыкального искусства,
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; анализировать музыкальное произведение, сравнивать его с другими произведениями искусства, находить ответы на поставленные вопросы
Планируемый результат
Предметная компетенции:
дать представление о романсе; узнать, что общего между романсом и песней и чем они отличаются друг от друга;
узнать, какие темы привлекали внимание русских композиторов при создании романсов;
учиться слушать, чувствовать поэтический мир романса «Жаворонок» М.И. Глинки;
развивать вокально – хоровую грамотность
Информационная компетенция:
научить соотносить музыкальный материал с живописным и литературным текстами;
уметь оформлять краткие записи материала урока
Коммуникативная компетенция:
развивать культуру диалогической и монологической речи в процессе изучения учебного материала
Личностная компетенция:
находить возможность для творческой самореализации на уроке
Основные понятия
Аккомпанемент, романс, сопрано, тенор, баритон
Межпредметные связи
Литература, ИЗО
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Т.И.Науменко, В.В.Алеев «Музыка» 5 класс
Фонохрестоматия, видеоматериал
презентация к уроку
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа
Этап урока
Содержание
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные действия
I. Орг.момент. (2 мин.)
Вход в класс под музыку М.И.Глинки «Жаворонок» (инструментальное сопровождение). Музыкальное приветствие
Проверка готовности. Мотивация к учебной деятельности, настрой учащихся на урок.
Выбор эффективного способа, приёма концентрации внимания.
Самоконтроль готовности. Пение мелодии приветствия с показом ручных знаков движения мелодии
Уметь договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные).
II. Повторение
пройденного материала:
актуализация
опорных знаний (4 мин.)
Закрепление знаний о музыкальной грамоте, изученных терминах, композиторе М.И. Глинке и его музыкальных произведениях.
Выбор способа проверки (критерии: необходимость проверки, активность способа, соответствие теме и типу урока)
Точность подобранных заданий, их объём и характер, связь с темой нового урока.
Организация подготовки учащихся к теме урока, прогнозирование его содержания тематической, эмоциональной направленности в соответствии с возрастом учащихся.
Свободное владение материала прошлого урока. Умение работать самостоятельно, по цепочке, в парах и группах
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные).
III. Мотивация.
Целепологание.
Объявление
темы и задач урока.
Планирование
деятельности (6 мин.)
Вступительная беседа. Понятие романса. История появления жанра. Особенности русского романса. Тематика жанра.
Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Обращение учащихся к материалу учебника. Фронтальная работа по учебнику
Выбор способа выявления первичного восприятия темы (беседа, ответы на вопросы)
Работа с материалом учебника
Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения.
Уметь формулировать свои мысли в устной форме (Коммуникативные).
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, уметь ориентироваться в своей системе знаний (Познавательные).
IV. Изучение нового
материала.
Художественно-творческое моделирование через постижение интонационно-музыкального развития и поэтического содержания произведения (8 мин.)
Сознание единства настроения жизни и музыки в романсе.
Романс-образ.
Слушание романса «Сирень» С.В.Рахманинова исп. И. Архипова и транскрипции романса в исполнении Сергея Рахманинова
Чтение фрагмента рассказа Ю.Нагибина “Сирень”.
Разбор репродукций урока Э. Панов “Сирень в кувшине”, И. Левитан “Весна. Белая сирень”, С. Нестерчук “Сирень”, Борисов-Мусатов “Весна”.
Организует обобщение актуализированных знаний.
Знакомство учащихся с особенностями вокально-инструментального жанра “романс” в творчестве С. В. Рахманинова.
Выбор вида первичного чтения рассказа. Ю.Нагибина «Сирень». Выбор способа выявления первичного восприятия фрагмента рассказа и романса «Сирень»
Соотнесение качества первичного восприятия с содержанием последующей работы, внесение необходимых корректив.
Обращение учащихся к иллюстрациям. Развитие культуры художественного восприятия произведений живописи и музыки.
Восприятие и анализ музыки Работа по характеристике и содержанию романса.
Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения
Слушают и смотрят картины с данным этапом урока. Отвечают на вопросы по содержанию, находят созвучия между музыкальными и зрительными образами картин
Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание больше узнать (Личностные)
Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные)
Уметь проводить сравнение по заданным критериям. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные)
V. Работа с
фонохрестоматией,
распевание
Восприятие музыки Исполнительство (10 мин.)
Исполнение учителем романса М.И.Глинки «Жаворонок»
Знакомство с музыкально-песенным материалом урока. Разучивание романса «Жаворонок»
Организует проверку умения ориентироваться в музыкальном тексте.
Организует самопроверку.
Создание различного рода композиций исполнения романса для более полного раскрытия музыкального образа произведения.
Организует работу над ошибками при исполнении романса.
Слушание и восприятие музыки Работа с текстом по учебнику, разбор выразительных средств романса. Сольмизация.
Исполнение соло, группой.
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: (Познавательные)
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные).
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные).
VI. Диалог- сопоставление музыкального материала урока (7 мин.)
Романс-состояние.
Учитель исполняет на фортепиано мелодию романса П.И. Чайковского «Снова, как прежде, один»
Просмотр видеозаписи романса П.И. Чайковского «Снова, как прежде, один» в исп. Д. Хворостовского
Романс - воспоминание
Б. Борисова “Я встретил вас” исп. И. Козловский
Развивать культуру художественного восприятия музыкального произведения
Знакомство учащихся с разновидностью жанра романс.
Слушание и восприятие музыки. Умение выразить свои чувства, мысли.
Работа по характеристике и содержанию романсов.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные).
Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные)
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин.)
Творческие задания: карты-творчества, с предлагаемым опорным вариантом стихотворения романса и вопросами.
Фрагменты инструментального звучания прослушанных на уроке романсов
Организует фиксирование содержания урока, рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Отвечают на вопросы учителя.
Оценка своей деятельности на уроке
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные).
Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные).
15