Использование технологии проблемного обучения на уроках технологии в школе
Использование технологии проблемного обучения на уроках технологии в школе.
«Знание только тогда знание, когда
приобретено усилиями своей мысли,
а не памятью!» Л. Н. Толстой
Важнейшим приоритетом современного урока становится формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной степени предопределяет успешность всего последующего обучения.
Совершенствование процесса обучения определяется стремлением учителей активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Суть активизации обучения школьников заключается в такой организации учебной деятельности, при которой учащийся приобретает основные навыки получения знаний и на основе этого научится самостоятельно «добывать знания».
Познавательная потребность возникает у человека в том случае, когда он не может достичь цели с помощью известных ему способов действия, знаний. Эта ситуация и называется проблемной. Именно проблемная ситуация помогает вызвать познавательную потребность учащегося, дать ему необходимую направленность мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала, обеспечить возможность управления со стороны педагога.
В современной практике работы в школе я постоянно сталкиваюсь с проблемой того, что дети теряют интерес к предмету технология .
Как повысить мотивацию к предмету? Как успеть научить ребенка элементарным ремеслам, привить умения и навыки обслуживающего труда, подготовить его к жизни?
Применение технологии проблемного обучения на уроках технологии и позволяет решить эти проблемы.
Моя педагогическая практика показывает, что возникновение проблемной ситуации и ее осознание учащимися возможно при изучении почти каждой темы ( машиноведение, материаловедение, кулинария).
Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у детей эмоциональную реакцию удивления или затруднения. Готовых проблемных ситуаций для уроков технологии в литературных источниках нет. Типичные задания проблемного обучения: рассмотреть явление с различных позиций, провести сравнение, обобщить, сформулировать выводы из ситуации, сопоставить факты, сформулировать самим конкретные вопросы. Подготовленность ученика к проблемному обучению определяется, прежде всего, его умением (или возникшую в ходе урока) увидеть выдвинутую учителем проблему, сформулировать ее, найти решение и решить ее эффективными приемами.
Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом .
К учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Но ее надо еще придумать. И для этого существуют специальные приемы, условно называемые «яркое пятно» и «актуальность». В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока.
Из своей практики могу выделить четыре уровня проблемного обучения.
Проблемное преподавание: учитель формирует тему урока, вводит учащихся в проблему, создает проблемные ситуации, решает их, обобщает полученные результаты.
На начальной стадии обучения, когда только осваиваются знания и умения в конкретной технологии, например поузловой обработке, нельзя допустить «метод проб и ошибок». И не только в 5 классе , а в начале каждого курса . прослеживается в системе: из урока в урок создание проблемной ситуации, которую решают девочки .
После изучения всех видов машинных швов, дается практическое задание : обработать срез неправильной формы, сделанный на ткани. Сначала девочки не поняли сложности этого задания. Но когда начали его выполнять, обнаружились затруднения, которые вызвали проблемную ситуацию. Из – за неровности среза его нельзя было обработать швом в подгибку. Не помогли и полоски ткани, вырезанные по продольной, косой и поперечной нитке, которые применяются при обработке срезов окантовочным швом. Возникло несоответствие между известным и неизвестными (новыми) способами действия. В существовании соответствующего способа действия учащиеся не сомневаются, они из опыта знают, что такие срезы можно обработать. Возникает вопрос: «Как это сделать?».
Проблемная ситуация – учитель создает проблемную ситуацию, ориентирует учеников на поиск данных которых не хватает, учит их использовать имеющиеся знания и умения для решения проблемы.
Например, для учеников 6 класса задание рассчитать количество ткани, необходимое для пошива ночной сорочки, является проблемной задачей, поскольку данные включают в себя определенное количество снятых мерок, а неизвестное – размеры куска ткани. Процесс перехода от объемов к площади выкройки требует пространственного представления.
Приём актуальность состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого. Так при изучении темы «Уход за одеждой» учитель начинает с вопросов: а есть ли у вас любимая вещь, с которой не хочется расставаться? От чего зависит внешний вид одежды? Умеете ли вы ухаживать за одеждой? И урок выстраивается совместно: учитель проблемное изложение материала, подводя девочек к выдвижению гипотез и их решению ( стирка, сушка, утюжка). Здесь же вспоминаются знания, полученные в разделе материаловедения, по волокнистому составу тканей и их свойства.
Следующий уровень выделяется формулировкой проблемы и решением ее.
Из раздела «Кулинария». При изучении темы «Физиология питания» формируется несколько мнений, одни говорят: «Режим питания необходим». Другие: «Кушать необходимо, когда захочется» Кто прав? А ваше мнение? Выдвигаются различные гипотезы, споры, и через беседу девочки должны прийти к выводу, что каждый человек сам делает свой выбор в режиме питания.
Последний уровень это творческая активность .На трудовом обучении этот уровень подходит больше всего при выполнении проектов. А на новом этапе обучения после каждой изученной темы выполняется творческий проект. Девочки самостоятельно находят проблему, решают ее, делают выводы и обобщения из полученных результатов. Роль учителя в этом случае сводится к руководству всеми этапами проекта, помогая учащимся избежать лишних попыток и ошибок.
Этот уровень является началом самостоятельной творческой деятельности и основой дальнейшего самообразования.
В каждом конкретном случае учитель должен творчески подходить к содержанию материала, возможностям учеников и правильно определять, какие знания им надо дать методом преподавания, какие – постановкой проблемных вопросов, а какие, возможно и решением проблемной задачи. Постоянная постановка перед учащимися проблемных задач, проблемных ситуаций приводит к тому, что они не “пасуют” перед проблемами, а стремятся их разрешить. Ведь проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития.
Литература
Дереклеева Н.И. «Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся», 2007 г.
.Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности – М., 1996
Казакевич В. М. Основы методики трудового обучения. М.: «Просвещение», 2011 г., стр. 220.
Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом, М.: «Академия», 2010 г.
И.А. Ильницкая. Проблемная ситуация и пути их создания на уроке.»
Новое в психологии и педагогике» №1-1985г.
Школа и производство № 4,5,6 1996г.М. «Школа – Пресс»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15