Активные методы обучения применяемые на уроках в нач.школе
Активные методы обучения в начальной школе
Начальная школа - самоценный принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Слова Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева «Конкурентоспособность народа, прежде всего зависит от уровня образования» говорит об упорном труде и о об ответственности которая возлагается на учителей.
Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном начальном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению младших школьников; у педагогов появилась свобода для творческого поиска, создаются авторские школы; активно используется зарубежный опыт; родителям представлена возможность выбирать педагогическую систему. Также в настоящее время теория и практика начального образования стала значительно лучше в методическом и практическом отношении, а что касается теории, то недостаточно описаны активные методы обучения в начальной школе. А еще меньше используется в педагогическом процессе в школах.
В Законе «Об образовании» Республики Казахстан утверждено множество вариантов выбора методов, форм и технологий обучения. Это позволяет преподавателям школ выбрать для себя наиболее приемлемый вариант.
Глава нации Н.А.Назарбаев в своем Послании от 27 января 2012 года заявил о необходимости внедрения в образовательный процесс новых методов обучения и технологий. В настоящее время Назарбаев Университет и Интеллектуальные школы работают в данном направлении по международному стандарту.
70 процентов личностных качеств закладывается в начальной школе. И не только базовые навыки, такие как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни.
Каждому человеку, вступающему в это сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать- вот с чем ребенку необходимо войти в мир. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные методы обучения.
Наши задачи:
-определить условия повышения эффективности развития школьников посредством использования активных методов обучения;
-разработать условия организации технологии активного обучения;
-проанализировать состояние проблемы использования активных методов обучения в теории и практике школьного образования;
-опытно- экспериментальным путем апробировать технологию активного обучения в начальной школе посредством включения в целостный педагогический процесс.
Теоретический анализ указанной проблемы, передовой педагогический опыт убеждают, что наиболее конструктивным решением является создание таких психолого- педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я». Все сказанное выше выводит на понятие «активное обучение».
Организация учебного процесса в школе.
Активное обучение предпологает использование такой системы методов, которая направлена не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Активные методы обучения помогают- развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно- информационных и учебно- организованных умений.
У детей начальной школы неустойчивые мотивы обучения, особенно познавательные, поэтому положительные эмоции сопутствуют формированию познавательной деятельности.
Именно форма активного обучения- это первая искорка, зажигающая факел любознательности. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.
Непосредственное вовлечение обучаемых в учебно – познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением соответствующих методов, получивших обобщённое название методов активного обучения. Для активного обучения важным является принцип индивидуальности - организация учебно – познавательной деятельности с учётом индивидуальных способностей и возможностей. Сюда входят и педагогические приёмы, и специальные формы занятий. Активные методы помогают сделать процесс обучения лёгким и доступным каждому ребёнку.
Главная цель каждого педагога- не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала.
Активность обучаемых возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место приобретает мотивация учебно – познавательной деятельности. Важным фактором мотивации является поощрение.
Возрастные и психологические особенности младших школьников указывают на необходимость использования поощрений для достижения активизации учебного процесса. Поощрением не только оцениваются положительные результаты, видимые в настоящий момент, но и само по себе оно побуждает к дальнейшей плодотворной работе. В поощрении заключается фактор признания и оценка достижений ребёнка, при необходимости – коррекция знаний, констатация успеха, стимулирующая к дальнейшим достижениям. Поощрение способствует развитию памяти, мышления, формирует познавательный интерес.
Все поощрения можно классифицировать по средствам выражения: мимические и пантомимические, словесные, материализованные, деятельностные.
Больше всего ребятам нравятся материализованные поощрения. За правильно выполненную работу ученику вручаю значки и эмблемы. Эти поощрения носят занимательный характер и вызывают быструю эмоциональную реакцию детей, подъём интереса.
Особое место занимают деятельностные поощрения. К таким поощрениям относятся составление кроссвордов, ребусов, подбор загадок, пословиц по теме, мини – сценки, творческие задания. В результате успешного применения поощрений возрастает познавательная активность, увеличивается объём работы на уроке как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности, усиливается стремление к творческой активности, ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается психологический климат в классе: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу.
Успех обучения зависит и от средств наглядности. Это таблицы, опорные схемы, дидактический и раздаточный материал, индивидуальные средства обучения, которые помогают сделать урок интересным, радостным, обеспечивающим глубокое усвоение программного материала.
Уроки с применением активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому- не могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создается вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем: методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности.
Активные методы обучения- это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Наиболее эффективными активными методами обучения учащихся начальных классов на уроках являются:
-ролевые игры- метод, используемый для усвоения новых знаний и отработки определенных навыков.
-мозговой штурм- метод продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем.Его цель- организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения задач. Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников. Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма является возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача. Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:
творческое усвоение школьниками учебного материала;
связь теоретических знаний с практикой;
активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;
формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решение актуальной задачи;
формирование опыта коллективной мыслительной деятельности. Проблема, формируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников. Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма- возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.
-нетрадиционное начало традиционного урока – эмоциональный настрой на урок (эпиграф, костюмированное появление, ребус, загадка, анаграмма), выяснение целей, ожиданий, опасений.
-постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций- типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности, ситуация конфликта, ситуация несоответствия, ситуация неопределенности, ситуация предположения, ситуация выбора.
-организация релаксации и подведение итогов.
-презентация учебного материала- использование информационных технологий, электронных пособий, интерактивной доски и др.
-использование индуктивных и дедуктивных схем.
-использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования различных персонажей».
-элементы «изюминки»- интеллектуальная разминка, эпиграммы.
-реализация личностно ориентированного и индивидуально – дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей.
Любимы детьми фигурки сказочных героев Буратино, Незнайки, Красной Шапочки, Кота в сапогах и др. А какую радость испытывает ребёнок, когда перевоплощается сам в сказочных героев! Мальвина разучивает правило, Буратино учится читать, Знайка загадывает загадки, решает кроссворды вместе с детьми.
Но всё – таки, главным методом обучения младших школьников является игра – как основной вид деятельности детей этого возраста. С помощью игры обучение становится важным делом, ибо игра является частью детской жизни. Игра – средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.
Игра является одним из средств формирования психологических образований, крайне необходимых для учебного процесса, - мышление, внимание, память. Они должны приковать неустойчивое внимание ребёнка к материалу, дать новые знания, заставить мыслить. Игры должны обеспечить формирование учебной деятельности.
А.Дистервег считал, что надо заставить ученика работать, работать самостоятельно, приучить его к тому, чтобы для него было несмыслимо иначе, как собственными силами, что-либо усвоить. Главная задача начальной школы-обеспечить развитие ребенка на более высоком уровне.
Заключение
Эффективность использования того или иного развивающего активного метода во многом обусловлена позицией, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства; демократическим стилем обучения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми, знанием реальных возможностей учащихся. Также следует отметить необходимость системности в использовании активных форм, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, уменьшения различных видов учительской помощи. В использвании активных форм обучения важным является также последовательность. От недолговременных проектов, исследовательских заданий к долговременным, от личных проектов к групповым и общеклассным.
Отличительная особенность развития образования в настоящее время- повышенное внимание правительств большинства стран к проблемам его качества и эффективности. Образование становится стратегической областью, обеспечивающей национальную безопасность страны.
Активные методы обучения-это совокупность способов и приемов, вызывающих качественные и количественные изменения, происходящие в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка.
Активные методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний.
Активные методы способствовали лучшему усвоению знаний по развитию связной речи, ознакомлению с окружающим миром, развитию математических представлений. Дети развивали внимание, умение быстро сообразить, точно ответить.
Исследование подтвердило, что в педагогическом процессе следует максимально использвать активные, развивающие методы. Они могут быть включены в реальный педагогический процесс.