Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине Архивное право
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«ПЕРЕВОЗСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Методические указания
по выполнению практических занятий
по дисциплине Архивное право
Для обучающихся специальности 030912 Право и организация социального обеспечения.
Составитель: Авдонькина Юлия Евгеньевна
г. Перевоз
2015
Составители: Авдонькина Ю.Е.
УДК 33
ББК 65
Методические указания по организации практических занятий по дисциплине «Архивное право»/ Перевозский строит. колледж; Сост.: Ю.Е. Авдонькина. – Перевоз, 2015. –17с.
Данные методические указания составлены в помощь преподавателям и обучающимся. Методическая разработка содержит указания по оформлению и выполнению практических работ по дисциплине. Предназначены для студентов 4 курса, специальности 030912 Право и организация социального обеспечения
Рецензент: Зайцева Светлана Сергеевна, преподаватель кафедры правового направления.
© Перевозский строительный
колледж, 2015
Рассмотрено на заседании кафедры
Правового направления
Протокол № ____ «____» _______ 20____ г.
Заведующий кафедрой
_____________________Зайцева С.С. Утверждено на заседании
Методического совета
Протокол № ____ «____» _______ 20____ г.
Начальник ОИО и СО_________________ Курикова Г.В.
Содержание
1.Введение………………………………………………………………………....4
2.Цели и задачи освоения дисциплины………………………………………….5
3.Общие и профессиональные компетенции……………………………………6
4.Алгоритм выполнения практических работ…………………………………..7
5.Содержание практических заданий……………………………………………8
6.Список рекомендуемых источников…………………………………………25
Введение
Курс «Архивное право» рассматривается в качестве комплексной научной дисциплины, изучающей теоретические, методические и организационные вопросы архивного дела и его историю. Курс носит не только теоретический, но и практический характер и предполагает ознакомление студентов с основными концепциями и методами архивного дела, а также опытом работы современных отечественных архивов в области комплектования, хранения, учета, научного описания и использования архивных документов, архивным законодательством Российской Федерации.
Освоение дисциплины производится посредством выполнения практических и творческих работ, закрепления знаний на семинарских занятиях, предусматривающих, в том числе, проблемное обсуждение тем, проведения промежуточной и итоговой аттестации. Формы интерактивного обучения студентов используются при проведении практических занятий (работа в малых группах, работа с ресурсами сети Internet) и при проверке результатов СРС.
2. Место дисциплины в структуре ППССЗ:
Учебная дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать в профессиональной деятельности законодательные акты и нормативно–методические документы по архивному делу;- осуществлять научно-техническую обработку документов;- проводить экспертизу ценности документов с целью отбора их на государственное хранение;- осуществлять сбор, хранение и учет документов;- создавать научно-справочный аппарат для осуществления поиска и использования документов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- систему управления архивным делом на федеральном, региональном и местном уровне,
- виды архивов, их функции, основные законодательные и нормативно-методические документы по архивному делу в России,
- основные механизмы и методы управления архивным учреждением, его финансирование и материально-техническое обеспечение,
- организацию труда, маркетинг, структуру, кадры.
3.Общие и профессиональные компетенции
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовойбазы.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
OK 11. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.
ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
ОК 14. Логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь в соответствии с нормами русского языка, публично представлять результаты исследований.
ОК 15. Использовать в познавательной и профессиональной деятельности методы научного познания, логические законы, правила и навыки накопления научной информации.
ОК 16. Анализировать социально-экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно-социологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
1. Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.3. Рассматривать пакет документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций, других выплат, а также мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите.
ПК 1.4. Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии.
ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат.
ПК 1.6. Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
2. Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
ПК 2.1. Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии.
ПК 2.2. Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите и осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии.
ПК 2.3. Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите.
4. Алгоритм выполнения заданий
Цели и задачи выполнения практического задания:
оно признано углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности
умение находить и анализировать нормативно-правовые акты по поисковой системе Консультант +, Гарант и применять их при решении поставленных задач
1.Алгоритм выполнения
1.Записать номер практической работы, тему и цель работы.
2.Записать коротко суть изложенного материла.
3.Чтобы оформить то или иное задание воспользуйтесь нормами архивного законодательства.
Решать практические задания необходимо в следующей последовательности:
внимательно прочитать условие задания, сущность возникшего спора и все обстоятельства дела, проанализировать доводы сторон;
проанализировать нормативные акты, регулирующие данные отношения, и объяснить, почему именно их следует применять в указанных случаях;
для обоснования решения использовать федеральные законы регулирующие отрасль архивного права;
Методические указания к решению ситуационных задач
Внимательно прочитайте задачу. Уясните ее содержание и поставленные вопросы. Определите обстоятельства, которые являются решающими для принятия основанного на законодательстве решения. Прежде чем ответить на поставленные вопросы, следует осмыслить все понятия, необходимые для решения задачи: выяснять, какие правоотношения существуют между сторонами, какие юридические факты (события, активное или пассивное действие) лежат в их основе, каковы субъекты и объект правоотношения, каковы права и обязанности сторон (содержание правоотношения).
5.Содержание практических заданий
Практическое занятие по теме: Учебная экскурсия в Архив г. Перевоз.
Задание: подготовить мини-сообщения (по 5 минут) о каждом федеральном архиве и выступить на семинаре.
1) Государственный архив РФ (ГАРФ);
2) Российский государственный архив древних актов (РГАДА);
3) Российский государственный исторический архив (РГИА);
4) Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА);
5) Российский государственный архив экономики (РГАЭ);
6) Российский государственный архив социально-политической истории (РГА СПИ);
7) Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ);
8) Российский государственный военный архив (РГВА);
9) Российский государственный архив Военно-Морского Флота (РГА ВМФ);
10) Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ);
11) Российский государственный архив научно-технической документации (РГА НТД);
12) Российский государственный архив кинофотодокументов (РГА КФД);
13) Российский государственный архив фонодокументов (РГА ФД);
14) Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (РГИА ДВ);
15) Центр хранения страхового фонда (ЦХСФ).
Практическое занятие по теме: Учебная экскурсия в архив ГБОУ СПО «Перевозский строительный колледж».
Задание: На основании изученного материала архивного фонда колледжа составьте личное дело студента.
В состав личного дела студента входят следующие документы:
• заявление на имя директора о приеме в учебное заведение;
• документ об образовании государственного образца (подлинник или копия, заверенная в нотариальном порядке);
• свидетельство о результатах ЕГЭ;
• личная карточка обучающегося;
учебная карточка студента;
• характеристика по итогам каждого учебного года, заверенная
классным руководителем (куратором);
• договор об оказании образовательных услуг и дополнительные
соглашения к нему:
извещения об изменении стоимости и уведомления о начислении
пени (платное обучение);
• выписки из приказов (номер и дата приказа) о зачислении, переводе,
отчислении, восстановлении и т.д., относящиеся к данному обучающему;
• заявления, справки и другие документы, относящиеся к данному
обучающему, в том числе заверенная копия трудовой книжки,
академическая справка или диплом об образовании, выданные другими
образовательными учреждениями;
• студенческий билет, зачетная книжка (вкладываются при отчислении);
• обходной лист (вкладывается при отчислении);
копия академической справки, выданной колледжем;
• копия диплома и приложения к нему, выданные колледжем
внутренняя опись документов, имеющихся в личном деле.
Практическое занятие по теме: Фондирование архивных документов
Задание: Дать краткую характеристику порядка фондирования архивных документов в архивах Нижегородской области.( "ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АРХИВОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (утв. Приказом Росархива от 13.02.2002 N 16))
Практическое занятие по теме: Семинарское занятие по разделу №1
Задание: Сформировать нормативно-правовую базу архивного законодательства по видам собственности на различных материальных носителях.
Виды собственности:
-государственная;
-муниципальная;
-частная.
Виды материальных носителей:
-Бумажный;
-электронный;
-и иные
Практическое занятие по теме: Управление архивом
Задание: Определить, какую работу проводит ГАФ РФ в области оргметодруководства архивами организаций (по материалам сайта www.archive.perm.ru)
Практическое занятие по теме: Семинарское занятие по разделу 2.
Задание: Составить документ – номенклатура дел.(О предоставление платных работ и услуг региональным Архивным Фондом).
Практическое занятие по теме: Создание оптимальных условий хранения документов. Требования к зданиям и помещениям архива. Требование к хранилищам и нормативные режимы хранения.
Задание: Используя нормы архивного законодательства создать документ Требования и нормативы режимы хранения документов относящихся к ведению органов государственной власти (на уровне ОМС).
Практическое занятие по теме: Порядок нумерации помещений архива, стеллажей, шкафов, полок.
Задание: Подготовить аргументированный ответ со ссылками на законодательство РФ и нормативные документы (Конституция, кодексы, ФЗ, подзаконные акты и т.д.). Обоснуйте решение.
Высший арбитражный суд в 2011–2012 гг. рассмотрел в судебных заседаниях заявления открытого акционерного общества «Горно-металлургическая компания "Норильский никель"» и открытого акционерного общества «Красноярский речной порт» о признании недействующим приказа Министерства культуры Российской Федерации от 25.08.2010 № 558 «Об утверждении "Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения"» в части, в которой данным нормативным правовым актом на акционерные общества и другие коммерческие организации, которые неподведомственны федеральным органам государственной власти, включая заявителей, возлагаются обязанности по хранению документов, перечисленных в упомянутом перечне, с указанием сроков хранения.Практическое занятие по теме: Учебная экскурсия в архив г. Перевоз.
на тему: Методика хранения документов
Задание: Определить структуру, состав, выяснить методику установления сроков хранения по Перечню.
Критерии отнесения организаций к источникам комплектования архива
Виды перечней документов
Методика определения сроков хранения по Типовому перечню
Практическое занятие по теме: Размещение документов в хранилищах.
Задание: Используя «Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» (2010 г.), составить номенклатуру дел для условной организации (40–50 позиций разного срока хранения).
Практическое занятие по теме: Учет в архиве организации
Задание: Используя «Основные правила работы архивов организаций» составить пакет учетных документов для архива условной организации по документам номенклатуры дел.
Годовой раздел сводной описи дел постоянного хранения
Годовой раздел сводной описи дел временного (свыше 10 лет) хранения
Годовой раздел сводной описи дел по личному составу
Титульный лист описи документов постоянного хранения
Акт о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению
Практическое занятие по теме: Выдача документов и описей из хранилища
Задание: Сформировать и прошить дело «Опись документов постоянного срока хранения» (обложка, историческая справка, опись дел, заверительная надпись).
Практическое занятие по теме: Сроки выдачи документов. Требования к физическому состоянию и оформлению документов при их выдаче. Оформление выдачи документов.
Задание: Создать документ должностная инструкция архивариуса «Перевозского строительного колледжа».Документ должен включать в себя:
-Общие положения;
-Обязанности;
-Права;
-Требования предъявляемые к архивариусу;
И тд.
Практическое занятие по теме: Урок-экскурсия по теме Управление архивом.
Задание: Основываясь на правилах Выдачи документов и описей из хранилища и используя ПК создать книгу выдачи документов из архива (Образец 1).
Образец 1.
Приложение 19 к п. 4.5.4
(наименование организации)
КНИГА ВЫДАЧИ ДОКУМЕНТОВ № Начата Окончена Форма титульного листа книги выдачи документов
№ п/пДатавыдачи Фонд№ Опись№ Ед. хр.№ Кому выдано Расписка в получении дела Датавозвратадела Расписка ввозвращении дела Примечание
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Итого в году выдано из хранилища № (цифрами и прописью)
Наименование должности работника, составившего итоговую запись (подпись) (расшифровка подписи)
Дата
Практическое занятие по теме: Выполнение платных работ и услуг.
Задания:
выявить плюсы и минусы создания собственного архива в организации и передачи архива на внешнее хранение
рассчитать штатную численность сотрудников архива
определить обязанности архивиста
(дополнительно) просчитать затраты на создание собственного архива и на создание аутсорсинговой компании.
Практическое занятие по теме: Размещение документов в хранилищах.
Задания: Проектирование документов:
1. Разработать один из разделов Реестра уникальных архивных документов Архивного фонда Нижегородской области (по выбору).
2. Разработать комплекс документации сопровождающий организацию и проведение выставки уникальных и особо ценных документов
Практическое занятие по теме: Порядок снятия с учета неисправимо поврежденных документов.
Задание: Создать документ порядок снятия с учета документов имеющих какие либо повреждения, исправления.
Практическое занятие по теме: Учет в архиве организации
Задание: Используя «Основные правила работы архивов организаций» составить пакет учетных документов для архива условной организации по документам номенклатуры дел.
Акт о выдаче дел во временное пользование
Акт проверки наличия и состояния дел фонда
Книга учета поступления и выбытия документов
Паспорт архива организации, хранящей управленческую документацию
Акт приема-передачи документов на государственное хранение
Практическое занятие по теме: Специальная обработка документов.
Задание: Используя «Основные правила работы архивов организаций» составить пакет учетных документов для архива условной организации по документам номенклатуры дел.
Акт о необнаружении дел, пути розыска которых исчерпаны
Акт о неисправимых повреждениях документов
Лист фонда
Лист-заверитель дела
Внутренняя опись документов дела
Обложка дела постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения
Итоговая запись и заверительная надпись.
6.Список рекомендуемых источников
1 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. ГОСТ Р 51141-98. — М., 1998.2 Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. «О Федеральном архивном агентстве» // Российская газета. -2004. — 22 июня.3 Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук от 29.03.2007 От 18 января 2007 г. № 19. Смотри официальный сайт Росархива "Архивы России" (http://www.rusarchives.ru).4 Положение о Центральной экспертно-проверочной комиссии при Федеральном архивном агентстве Утверждено приказом Росархива от 02.05.2007 № 22 (http://www.rusarchives.ru)5 Примерное положение об архиве государственного учреждения, организации, предприятия Утверждено приказом Роскомархива от 18.08.1992 №176 (http://www.rusarchives.ru).6 Правила работы пользователей в читальных залах государственных архивов Российской Федерации. Утверждены приказом Федеральной архивной службы России от 6 июля 1998 г. № 51 (http://www.rusarchives.ru).7 Регламент государственного учета документов Архивного Фонда Российской Федерации от 11 марта 1997 года (http://www.rusarchives.ru).8 Регламент работы Центральной экспертно-проверочной комиссии при Федеральном архивном агентстве. Утвержден приказом Росархива от 02.05.2007 г. № 22 (http://www.rusarchives.ru).9 Регламент Федерального архивного агентства (утвержден Приказом Руководителя Федерального архивного агентства от 09.03.2005 г. № 17; зарегистрирован Минюстом России 13.07.2005 г. N 6784) (http://www.rusarchives.ru).10 Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утверждена приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федераций от 8 ноября 2005 года N 536, зарегистрирована в Минюсте РФ 27 января 2006 г. Регистрационный N 7418).11 Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» от 27 октября 2004 г. // Сборник законодательства Российской Федерации. — 2004.12 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"13 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".
Учебные пособия:
1 Алексеева Е.В. Архивоведение: Учебник для нач. проф. образования: Учеб. пособие для сред. проф. образования – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.