Сценарий мастер-класса «Использование метода ассоциаций в физическом развитии детей дошкольного возраста»

Городской конкурс «Лучший мастер-класс года»
Номинация: лучший мастер-класс педагога дошкольного образовательного учреждения







Сценарий мастер-класса
«Использование метода ассоциаций в физическом развитии детей дошкольного возраста»




Разработала
Кузьмина Ольга Геннадьевна,
инструктор по физической культуре
МАДОУ «Детский сад № 11»






г. Березники
2016 год

Тема: Использование метода ассоциаций в физическом развитии детей дошкольного возраста
Цель: распространение практических рекомендаций по использованию метода ассоциаций для активного освоения детьми двигательного опыта.
Задачи:
- познакомить педагогов с использованием метода ассоциаций в физическом развитии дошкольников;
- апробировать метод ассоциаций в физическом развитии дошкольников в рамках проведения мастер-класса.
I. Информационный блок.
В отличие от других основных видов движений (бег, ходьба и т.п.), которые формируются естественным путём, прыжки через скакалку требуют специального процесса обучения. Выполнение прыжков на скакалке предполагает напряжения психических процессов: мышления, внимания, памяти, восприятия, представления, воображения. Для включения всех этих процессов можно использовать механизм ассоциаций.
Ассоциации - это связь между отдельными представлениями, при котором одно из представлений вызывает другое, причинно-следственные отношения между объектами окружающего мира (цветок – роза, движение – жизнь). Ассоциация, как гиперссылка, отсылает нас в прошлое, чтобы открыть закладки в памяти.
Наглядно применение метода ассоциаций в физическом воспитании я продемонстрирую на примере обучения детей технике прыжков на скакалке.

II. Практическая часть – взаимодействие с присутствующими.
Построение модели ассоциаций к слову «скакалка»:
- Сначала я предлагаю подобрать ассоциации к слову «скакалка». 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
- Сейчас я приглашаю выйти двух человек для того, чтобы наглядно продемонстрировать упражнения, используемые для обучения дошкольников прыжкам на скакалке.
2. Использование метода ассоциаций в освоении детьми техники прыжков на скакалке.
- Предлагаю работу построить следующим образом. Я буду объяснять вам упражнения, вместе их будем выполнять и подбирать ассоциации.
А) Сегодня мы будем заниматься не самими прыжками, подготовительными упражнениями к ним. Итак, первое упражнение, которое могут освоить дети уже в младшей группе.
Прыжки через неподвижную скакалку
Описание: скакалка лежит на полу, ребёнок перепрыгивает через неё с места на двух ногах. Варианты: перепрыгивание с разбега с ноги на ногу; перепрыгивание через несколько скакалок подряд без остановки на двух ногах, с ноги на ногу, на одной ноге. Усложнение: перепрыгивание через предметы (кубики, набивные мячи, бруски) высотой от 5 до 10-15 см, ребёнок перепрыгивает предмет с места на двух ногах, перескоком с ноги на ногу, с разбега, через несколько предметов, выложенных в ряд; перепрыгивание через приподнятую над полом скакалку.
- Коллеги, какие у вас возникают ассоциации при выполнении этого упражнения?
Возможные ассоциации: ручеёк, кочки, пенёчки, лужи, овражек
- Я в своей работе использую вот такую картинку. Здесь и ручеёк, и тропинки, и камушки. В общем, для этого упражнения подойдёт ассоциация с чем-то, через что можно перепрыгнуть.
Б) Дальше я предлагаю упражнения, которые готовят руку ребёнка к вращению скакалки, ведь прыжки на скакалке – это совмещение двух видов движения: прыжка и вращения. Такие упражнения начинаю предлагать в среднем дошкольном возрасте.
Вращение сложенной пополам короткой скакалкой вперёд (назад) одной рукой
Описание: рука со скакалкой направлена точно в сторону, другая рука на поясе, вращать скакалку кистью, не вытягивая руку и не поднимая плечи.
- Коллеги, какие у вас возникают ассоциации при выполнении этого упражнения?
Возможные ассоциации: вентилятор, пропеллер, вертолёт, флюгер, мельница, винт, колесо; «рисуем» круг.
- Я в своей работе использую вот такую картинку.
- Следующее упражнение является усложнением предыдущего, я выделяю его в отдельное, так как при выполнении этого упражнения у детей возни
·кли несколько другие ассоциации.
Вращение сложенной пополам короткой скакалкой вперёд (назад) двумя руками одновременно
Описание: руки со скакалками направлены точно в сторону, вращение происходит одновременно, только кистью рук.
Возможные ассоциации: самолёт, два винта, автомобиль.
- Я в своей работе использую вот такую картинку.
Волнообразные вращения короткой скакалкой двумя руками
Описание: скакалка в двух руках, перед грудью выполняются волнообразные движения влево-вверх, влево-вниз, вправо-вверх, вправо вниз.
- Коллеги, какие у вас возникают ассоциации при выполнении этого упражнения?
Возможные ассоциации: лодочка, волна, горка, качели.
- Я в своей работе использую вот такую картинку.
В) Следующая часть упражнений направлена на то, чтобы научить детей не бояться скакалку. Не секрет, что некоторые дети, хорошо владея техникой прыжков и вращений скакалкой, боятся прыгать, так как скакалка может ударить. Дети зажмуривают глаза, пригибают голову, что замедляет процесс овладения прыжками на скакалке.
Вбегание под вращающуюся длинную скакалку
Описание: двое взрослых вращают длинную скакалку (верёвку) в сторону ребёнка или один конец скакалки привязан к стойке на уровне груди взрослого, второй конец вращает взрослый, ребёнок должен забежать под скакалку вслед за ней, как бы догоняя её и успеть выбежать из-под вращающейся скакалки. Усложнение: выполнение упражнения в паре.
- Коллеги, какие у вас возникают ассоциации при выполнении этого упражнения?
Возможные ассоциации: высокая волна, ворота, арка.
- Я в своей работе использую вот такую картинку.
Прыжки через длинную скакалку на месте
Описание: двое взрослых вращают длинную скакалку (верёвку), второй конец вращает взрослый, ребёнок перепрыгивает через скакалку, выполняя прыжок в момент удара скакалки о пол. Усложнение: выполнение упражнения с забеганием и выбеганием во время вращения скакалки; выполнение упражнения в парах.
- Коллеги, какие у вас возникают ассоциации при выполнении этого упражнения?
Возможные ассоциации: море волнуется, зайчики, лягушки, колесо, белка в колесе.
- Я в своей работе использую вот такую картинку.
Прыжки через вращающуюся по кругу скакалку
Описание: взрослый раскручивает скакалку, держа её за один конец, близко к полу, дети, стоящие по кругу, перепрыгивают через скакалку. Вариант: ребёнок вращает сложенную пополам скакалку близко к полу, сам перепрыгивая через неё.
- Коллеги, какие у вас возникают ассоциации при выполнении этого упражнения?
Возможные ассоциации: рыбак и рыбки, удочка, карусель.
- Я в своей работе использую вот такую картинку.
Г) Наконец, в старшем дошкольном возрасте приступаем к синтезу всех выше описанных упражнений и начинаем
Самостоятельное перешагивание, перепрыгивание через вращающуюся скакалку
Описание: на середину скакалки привязана лента, ребёнок вращает скакалку вперёд, перешагивает (перепрыгивает) через неё в тот момент, когда лента касается пола
- Коллеги, какие у вас возникают ассоциации при выполнении этого упражнения?
Возможные ассоциации: бабочка, бантик, мячик.
- Я в своей работе использую вот такую картинку.
Таким образом, используя метод ассоциаций, мы выстроили модель техники выполнения дошкольниками прыжков на скакалке.
Выполняя впоследствии прыжки на скакалке, ребёнок обращается к ассоциациям-карточкам самостоятельно или с помощью педагога, использует, так сказать «закладки памяти» и легче осваивает прыжки на скакалке.
III. Рефлексия
Уважаемые коллеги! Я задам сейчас вам вопрос. Если вы считаете, что можете дать на него утвердительный ответ, поднимите вверх правую руку.
Явился ли для вас использование метода ассоциаций в физическом развитии дошкольников новым и интересным?
Если вы можете утвердительно ответить на следующий вопрос, поднимите вверх левую руку.
Взяли бы вы себе на вооружение данный метод?
Наконец, если и на следующий вопрос вы можете ответить утвердительно, мы услышим ваши аплодисменты.
Считаете ли вы полезной трансляцию данного опыта?

















Скакалка


Девочка


Прыжок


Игра


Упражнение


Мяч


Движение