Адаптированная рабочая программа по литературному чтению 2 класс

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа составлена для учащихся с задержкой психического развития
по литературному чтению для 2 класса разработана на основе следующих документов:
Законы:
ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г №273-ФЗ
Областной закон от 14.11.2013г. №26-3С «Об образовании в Ростовской области»
Концепции:
Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.
Программы:
Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы (принята 11.10.2012г. на заседании Правительства РФ»)
Основная образовательная программа МБОУ «Гимназия №5 г.Морозовска» начального общего образования в рамках реализации ФГОС.
Постановления:
1.Постановление Правительства РФ от 15.04.2014г. №295 «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы»
2. СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 №189)
3.Постановление Правительства РО от 25.09.2013г. «596 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие образования», постановление Правительства РО от 6.03.2014г №158 «О внесении изменений в постановление Правительства РО от 25.09.2013г. 596»
Приказы:
1. Приказ МО РФ от 05.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
2. Приказ МО Ростовской области от 03.06.2010 №472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»
3. Приказ Минобрнауки от 29.12.2014 №1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
4.Приказ МО РФ от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МО РФ от 6.10.2009 №373»
5. Приказ МО РФ от 22.09.2011 №2357«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МО РФ от 6.10.2009 №373»
6.Приказ МО РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – начального общего, основного общего и среднего общего образования»
7.Приказ МО РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
8.Приказ МО Ростовской области от 09.06.2015 №405 «Об утверждении примерных региональных базисных учебных планов на 2015-2016 учебный год»
9. Приказ МО РФ от 18.12.2012 №1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МО РФ от 6.10.2009 №373»
10. Приказ МБОУ «Гимназия №5 г.Морозовска» №46 от 09.11.2015 г.
11. Приказ МБОУ «Гимназия №5 г.Морозовска» № 47 от 09.11.2015 г.
Распоряжения:
Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 №2620-р об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»
Письма:
1.Письмо МО РФ от 31.10.2003 №13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»
2.Письмо Департамента общего образования МО РФ от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
3.Письмо МО РФ от 09.02.2012 №102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года»
- Уставом МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска»
- Протокол ВК от 22.10.2015 № 4060

Место курса «Литературное чтение» в учебном плане.
Во 2 классе на изучение литературного чтения отводится 102 часа в год - 3 ч в неделю.

Литературное чтение один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Для успешной реализации модели общения «АВТОР <=> ТЕКСТ <=> ЧИТАТЕЛЬ» необходимо решение комплекса личностных, метапредметных и предметных задач.
Личностные задачи
1. Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.
2. Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.
3. Развитие жизненного оптимизма, целеустремленности и настойчивости в достижении целей.
4. Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.
5. Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины.
6. Формирование привычки к рефлексии.
7. Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).
8. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.
9. Развитие мышления, внимания, памяти.
10. Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.
Метапредметные задачи
1. Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению.
2. Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества.
3. Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.
4. Формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами.
5. Развитие ценностно-смысловой сферы личности.
6. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.
7. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.
8. Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве1.
9. Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.
Предметные задачи
1. Формирование положительной мотивации к чтению.
2. Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.
3. Развитие воссоздающего воображения.
4. Обучение адекватному восприятию читаемого.
5. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике.
6. Совершенствование всех сторон навыка чтения.
7. Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чем и о ком он написал.
8. Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к тому, о чем и как написано литературное произведение.
9. Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности.
10. Изучение элементарных литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения.
11. Формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне).
12. Обучение умению различать художественный и познавательный тексты и адекватно читать литературное произведение в соответствии с его особенностями.
13. Освоение приемов изучающего чтения литературы познавательного характера.
14. Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете.
15. Развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой).
16. Обучение работе с книгой в единстве ее текстового и внетекстового содержания. Развитие литературных способностей.



Содержание курса
Содержательные линии
Требования ФГОС
Планируемые результаты по предмету

Виды речевой деятельности
Осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами.

Круг детского чтения
Прогнозировать содержание литературного произведения перед чтением и в процессе его первичного восприятия; воссоздавать в воображении образы и картины, соответствующие литературному источнику; воспринимать произведения в соответствии сих видо-жанровыми характеристиками; характеризовать персонажи и их взаимоотношения в соответствии с авторским замыслом; различать произведения художественной и познавательной литературы и овладеть разными способами их освоения; воссоздавать образ писателя на основе его произведения; выявлять авторский замысел (идею произведения) посредством анализа сюжета и постижения подтекста; излагать личное мнение о литературном произведении; составлять план и пересказ прочитанного текста (подробный, выборочный, краткий, творческий); выделять в познавательном тексте основную и дополнительную информацию; организовывать собственную читательскую деятельность по ознакомлению с большим по объему произведением; ориентироваться в детских книгах, используя для этого определенные программой элементы книг, а также средства библиографической помощи; пользоваться школьным толковым словарем, справочной литературой и периодической печатью для детей.

Литературоведческая пропедевтика

Знать основные особенности литературных видов и жанров (произведения малых фольклорных форм, народные и литературные сказки, рассказы, басни, былины, мифы, сказания, повести, пьесы, стихотворения, познавательные статьи и очерки); основные средства языковой выразительности (рифма, эпитет, олицетворение, сравнение, звукопись, художественный повтор).



Творческая деятельность.

Пользоваться основными средствами интонационной выразительности (сила голоса, мелодика, темпо-ритм, пауза, эмоциональный тон) для передачи в форме устной речи характера произведения и особенностей его персонажей; использовать дополнительные средства выразительности (пластика, мизансцена, реквизит) при инсценировании литературных произведений; иллюстрировать литературное произведение в словесной, графической, музыкальной формах;
составлять творческий пересказ литературного произведения посредством изменения и дополнения текста, а также от другого лица; создавать небольшие устные сочинения на основе литературных впечатлений.




Тематическое планирование (литературное чтение)
Раздел программы, количество часов
Основное содержание
Формируемые УУД
Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Учимся читать: читая – думаем. – 20ч.
М. Бородицкая «Первое сентября»; В. Берестов «Читалочка»; К. Ушинский «Наше Отечество»; В. Орлов «Родное»*; П. Воронько «Лучше нет родного края»; Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине»; О. Дриз «Загадка»; Б. Заходер «Два и три»; Р. Сеф «Считалочка»*; М. Юдалевич, «Три плюс пять»; В. Левин «Чудеса в авоське»; С. Иванов «Какой сегодня веселый снег», «Зимой Ваня сделал кормушку»; А. Шибаев «Кто слово найдет»; В. Берестов «Если хочешь пить»*, «Гололедица»; Б. Заходер «Как Волк песни пел»; С. Прокофьева «Сказка о том, как зайцы испугали Серого Волка»; B. Зотов «За двумя зайцами»; Э. Шим «Жук на ниточке», «Очень вредная крапива»; Л. Н. Толстой «Косточка»; C. Прокофьева «Когда можно плакать?»; В. Сухомлинский «Пусть будут Соловей и Жук»; С. Козлов «В сладком морковном лесу»; В. Осеева «Сторож», «Кто наказал его?»; А. Барто «Рыцари»; В. Осеева «Плохо»; Д. Хармс «Удивительная кошка»; русская народная сказка «Лиса и журавль»; индийская сказка «Ссора птиц»; В. Берестов «Посадили игрушку на полку», Э. Мошковская «Всего труднее дело»*; русская народная сказка «Самое дорогое», С. Баруздин «Кузнец»; Б. Заходер «Петя мечтает»; русская народная сказка «Два Мороза».
Личностные УУД: формирование положительной мотивации к обучению, развитие рефлексии; освоение нравственно-этических ориентиров.
Регулятивные УУД: принятие и выполнение учебной задачи, умение контролировать себя при чтении.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в книжном пространстве, анализировать книгу по её обложке, анализировать содержание прочитанного произведения с целью соотнесения предложенных заголовков с тематикой текста, умение конструировать слова, создавать небольшое высказывание на заданную тему.
Коммуникативные УУД: умение вступать в общение, выражать свою точку зрения, обосновывать свое мнение, слушать другого, соблюдать правила общения.
Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Читать вслух плавно по слогам или целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Выразительно читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности. Читать «про себя», понимая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Соотносить название произведения с его содержанием. Соотносить пословицы с произведениями. Озаглавливать прочитанное. Заучивать стихотворения наизусть и декламировать их.


Учимся читать: читаем правильно. – 10ч.
В. Бардадым «Мы читаем!»; В. Гусев «Вот так кот»; И. Бурсов «Кот и крот»; Д. Биссет «Орел и овечка»; В. Драгунский «Заколдованная буква», «Когда я был маленький», «Не пиф, не паф!»; Н. Носов «Находчивость»; Дж. Родари «Машинка для приготовления уроков»; Б. Заходер «Муравей».

Регулятивные УУД: умение принимать и выполнять учебную задачу, контролировать себя при чтении.
Личностные УУД: формирование положительной мотивации к обучению, развитие рефлексии; освоение нравственно-этических ориентиров.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в тексте, в книгах, конструировать слова, анализировать свои впечатления, рассуждая на заданную тему.
Коммуникативные УУД: умение обосновывать своё высказывание, вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.
Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя. Читать вслух плавно по слогам или целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Развивать воссоздающее и творческое воображение. Сравнивать фольклорные произведения малых форм. Читать выразительно, передавая эмоциональный характер текста и соблюдая знаки препинания. Читать по ролям, используя интонационные средства выразительности. Читать «про себя», осознавая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Ранжировать произведения по их тематике. Соотносить название произведения с его содержанием. Соотносить фрагменты текста и иллюстрации. Озаглавливать прочитанное. Корректировать картинный план. Элементарно иллюстрировать текст. Составлять рассказ по иллюстрации и на основе собственных впечатлений. Заучивать стихотворения наизусть и декламировать их.

Учимся читать: читаем быстро. – 5ч.
Скороговорки; И. Мазнин «Шла лисица»; Е. Благинина «У Вари на бульваре...»; М. Бородицкая «Были галчата в гостях у волчат...»; Р. Сеф «Бесконечные стихи»*; Э. Мошковская «Болельщик»; Ю. Ермолаев «Угодили»; В. Осеева «Просто старушка»; В. Голявкин «Как я под партой сидел», «Про то, для кого Вовка учится»; дагестанская сказка «Храбрый мальчик».

Личностные УУД: формирование нравственной позиции, а также личностных качеств, стремление вырабатывать способность к нравственной оценке поступка, развитие рефлексии.
Регулятивные УУД: умение принимать и выполнять поставленную учебную задачу.
Познавательные УУД: умение конструировать слова, анализировать поступки персонажей, сравнивать персонажей близких по тематике произведений, сравнивать произведения одной тематики.
Коммуникативные УУД: умение вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.
Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Читать вслух плавно по слогам или целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности. Читать «про себя», понимая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать литературного героя. Составлять небольшой рассказ о герое. Определять собственное отношение к персонажу. Определять отношение автора к персонажу. Соотносить название произведения с его содержанием. Соотносить пословицы с произведениями. Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Озаглавливать текст, иллюстрацию. Сравнивать произведения схожей тематики. Сравнивать персонажей близких по тематике произведений. Ранжировать небольшие произведения по тематике, жанровой принадлежности. Обобщать прочитанное. Осуществлять выбор книги по заданному параметру.

Учимся читать: читаем выразительно. – 15ч.
А. Прокофьев «Как на горке, на горе»; А. Фет «Чудная картина...»*; С. Воронин «Храбрый клоун»; С. Маршак «Жадина»; О. Григорьев «Яма»; Э. Успенский «Всё в порядке»; В. Осеева «Три товарища»; Н. Матвеева «Девочка и пластилин»; Ю. Ермолаев «Два пирожных»; Э. Мошковская «Обида», «Трудный путь»; Е. Благинина «Посидим в тишине»*; И. Дик «Красные яблоки»; А. Барто «Перед сном»; С. Козлов «Заяц и Медвежонок»; И. Пивоварова «Про сверчка, мышь и паучка»; К. Ушинский «Гусь и журавль», «Кто дерет нос кверху»; Н. Юсупов «Серый волк»; Дж. Родари «Рыбы»; Б. Заходер «Кискино горе»; Э. Мошковская «Говорящая кошка»*; А. Фройденберг «Великан и мышь»; Д. Биссет «Про тигренка Бинки, у которого исчезли полоски»; К. Ушинский «Спор деревьев».

Личностные УУД: стремление приобщаться к национальной культуре.
Регулятивные УУД: развитие способности к контролю.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике, в книгах, выдвигать гипотезы, восприятие информации, приобщение к национальной
культуре, умение переводить её в вербальную форму, умение обобщать по ряду признаков, пересказывать прочитанное.
Коммуникативные УУД: умение вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения, сотрудничество при проведении
игры «Театр».
Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Читать вслух плавно по слогам или целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Читать «про себя», осознавая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать персонаж в опоре на текст. Соотносить название произведения с его содержанием. Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Соотносить пословицы с произведениями. Определять тему, идею произведения. Озаглавливать прочитанное и иллюстрации. Корректировать картинный план. Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. Выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки. Пересказывать прочитанное в опоре на схему, картинный план, используя языковые выразительные средства из прочитанного текста. Составлять рассказ по иллюстрации. Иллюстрировать прочитанное. Участвовать в литературной викторине. Ориентироваться в книге по обложке, содержанию.

Учимся работать с текстом: автор и его герои. – 20ч.
В. Голявкин «Про веселую книжку»; С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах»; Л. Пантелеев «Карусели», «Как поросенок говорить научился»; В. Голявкин «В шкафу»; А. Гайдар «Совесть»; Б. Юнгер «Белая роза»; Г. Цыферов «Град»; Г. Горбовский «Розовый слон»*; Ф. Кривин «Родная коробка»; В. Чаплина «Мушка»; Л. Пантелеев «Две лягушки»; Е. Пермяк «Волшебные краски»; С. Михалков «Аисты и лягушки»; С. Козлов «Вольный осенний ветер»; Л. Н. Толстой «Зайцы»; Н. Рубцов «Про зайца»; русская народная сказка «Заяц-хваста».

Личностные УУД: формирование нравственной позиции, а также личностных качеств, стремление вырабатывать способность к нравственной оценке поступка, развитие рефлексии.
Регулятивные УУД: умение принимать и выполнять поставленную учебную задачу.
Познавательные УУД: умение конструировать слова, анализировать поступки персонажей, сравнивать персонажей близких по тематике произведений, сравнивать произведения одной тематики.
Коммуникативные УУД: умение вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.
Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать литературного героя. Составлять небольшой рассказ о герое. Определять собственное отношение к персонажу. Определять отношение автора к персонажу. Соотносить название произведения с его содержанием. Соотносить пословицы с произведениями. Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Озаглавливать текст, иллюстрацию. Сравнивать произведения схожей тематики. Сравнивать персонажей близких по тематике произведений. Ранжировать небольшие произведения по тематике, жанровой принадлежности. Обобщать прочитанное.

Учимся работать с текстом: слова, слова, слова - 10ч.
Г. Цыферов «Как цыпленок впервые сочинил сказку»; Шотландская песенка*; Б. Шергин «Рифмы»; В. Даль «Кузовок»; А. Барто «Игра в слова»; И. Токмакова «Лягушки»; В. Берестов «Курица»; Б. Заходер «Дырки в сыре»; А. Шибаев «Переполох», «Прислушайся к слову»; Р. Сеф «Кактус», «На свете всё на всё похоже...»; Г. Цыферов «Что такое звезды?»; А. К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...»*; «Колокольчики мои...»; С. Есенин «Черемуха»; М. Исаковский «Ветер»; В. Рахманов «Одуванчики».


Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Читать вслух плавно по слогам или целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности. Читать «про себя», понимая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать литературного героя. Составлять небольшой рассказ о герое. Определять собственное отношение к персонажу.

Учимся работать с текстом: план и пересказ. – 17ч.
Н. Сладков «Медведь и Солнце»; В. Осеева «Добрая хозяюшка»; Б. Житков «Храбрый утенок»; Э. Мошковская «Жадина»; русская народная сказка «Мена»; В. Сухомлинский «Вьюга»; Н. Носов «На горке»; В. Осеева «Хорошее»; Д. Биссет «Про поросенка, который учился летать»; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»; С. Михалков «Бараны»*; К. Ушинский «Два козлика»; С. Козлов «Черный Омут»; М. Пляцковский «Как Утенок свою тень потерял»; Е. Карганова «Как Цыпленок голос искал»; немецкая сказка «Русалочка».
.
Регулятивные УУД: умение принимать и выполнять учебную задачу, контролировать себя при чтении.
Личностные УУД: формирование положительной мотивации к обучению, развитие рефлексии; освоение нравственно-этических ориентиров.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в тексте, в книгах, конструировать слова, анализировать свои впечатления, рассуждая на заданную тему.
Коммуникативные УУД: умение обосновывать своё высказывание, вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.
Читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности. Читать «про себя», понимая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать литературного героя. Составлять небольшой рассказ о герое. Определять собственное отношение к персонажу. Определять отношение автора к персонажу. Соотносить название произведения с его содержанием. Соотносить пословицы с произведениями. Соотносить иллюстрации с фрагментами текста.

В мире книг. – 7ч.
К. Ушинский «Два плуга»; Л. Н. Толстой «Филипок»; В. Авдеенко «Маленькая Баба-Яга»; русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»; Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца»; Н. Сладков «Бежал ежик по дорожке»; М. Пришвин «Еж»; Б. Заходер «Птичья школа»; Н. Носов «Затейники», «Живая шляпа»; Е. Пермяк «Торопливый ножик», «Самое страшное»; Н. Носов «Фантазеры»; Б. Емельянов «Зеленая букашина»; Кир Булычев «Путешествие Алисы» (Глава 1. Преступница Алиса).

Личностные УУД: стремление приобщаться к национальной культуре.
Регулятивные УУД: развитие способности к контролю.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике, в книгах, выдвигать гипотезы, восприятие информации, приобщение к национальной
культуре, умение переводить её в вербальную форму, умение обобщать по ряду признаков, пересказывать прочитанное.
Коммуникативные УУД: умение вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Определять отношение автора к персонажу. Соотносить название произведения с его содержанием. Соотносить пословицы с произведениями. Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Озаглавливать текст, иллюстрацию. Сравнивать произведения схожей тематики. Сравнивать персонажей близких по тематике произведений. Ранжировать небольшие произведения по тематике, жанровой принадлежности. Обобщать прочитанное.


Календарно-тематическое планирование курса литературное чтение
№ п/п
Тема урока
Дата
Основные виды деятельности

Учимся читать: читаем правильно – 10 ч.

1
Б. Заходер «Муравей» (Из Яна Бжехвы)
09.11
Читать стихотворные произведения наизусть; давать характеристику необычным персонажам; определять тему и главную мысль произведения; читать осознанно текст художественного произведения; оценивать события, героев произведения; выделять опорные слова в произведении; читать орфоэпически , по ролям; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; находить в тексте логически законченные части произведения.

Учимся читать: читаем быстро – 5 ч.

2
Скороговорки. И. Мазнин «Шла лисица», Е. Благинина «У Вари на бульваре»
М. Бородицкая «Были галчата в гостях у волчат»
11.11
Читать вслух и молча плавно по слогам или целыми словами. Знакомиться с разными литературными произведениями общей нравственной тематики. Характеризовать персонажей. Сравнивать персонажей разных произведений, объединённых общей темой. Рассуждать на нравственную тему. Читать выразительно по ролям. Устанавливать сходство и различия произведений одной тематики.

3
Р. Сеф «Бесконечные стихи».
Э. Мошковская «Болельщик».
Ю. Ермолаев «Угодили».
13.11
Читать вслух и молча плавно по слогам или целыми словами. Знакомиться с разными литературными произведениями общей нравственной тематики. Характеризовать персонажей. Сравнивать персонажей разных произведений, объединённых общей темой. Рассуждать на нравственную тему. Читать выразительно по ролям. Устанавливать сходство и различия произведений одной тематики.

4
В. Осеева «Просто старушка».
16.11
Читать вслух и молча плавно по слогам или целыми словами. Читать выразительно, передавая вопросительную и восклицательную интонации. Читают по ролям. Рассуждать на заданную нравственную тему. Определять тему произведения. Выявлять идею произведения. Анализировать заголовок произведения. Озаглавливать текст. Отвечать на вопросы к литературным произведениям.

5
В. Голявкин «Как я под партой сидел». В. Голявкин «Про то, для кого Вовка учится».
18.11
Читать вслух и молча плавно по слогам или целыми словами. Осваивать орфоэпические нормы. Знакомиться с литературным произведением нравственной тематики. Рассуждать на нравственную
тему. Соотносить пословицы с текстом. Определять идею произведения. Читать по ролям. Инсценировать прочитанное.

6
Дагестанская сказка «Храбрый мальчик».
23.11
Читать вслух и молча плавно по слогам или целыми словами. Читать выразительно по ролям. Определять главную мысль текста. Озаглавливать рисунок.

Учимся читать: читаем выразительно – 15 ч.

7
А. Прокофьев «Как на горке, на горе»,
А. Фет «Чудная картина»*.
25.11
Читать вслух выразительно целыми словами. Актуализировать ранее приобретённый читательский опыт. Делать словесное описание иллюстрации. Иллюстрировать прочитанное. Пересказывать народные сказки, в том числе в опоре на схему. Инсценировать сказки. Находить и читать книги по заданной теме

8
С. Воронин «Храбрый клоун».
27.11
Читать вслух выразительно целыми словами. Актуализировать ранее приобретённый читательский опыт. Делать словесное описание иллюстрации. Иллюстрировать прочитанное. Пересказывать народные сказки, в том числе в опоре на схему. Инсценировать сказки. Находить и читать книги по заданной теме

9
С. Маршак «Жадина»,
О. Григорьев «Яма»,
Э. Успенский «Все в порядке».
30.11
Читать молча, а также выразительно вслух. Определять тему произведения. Озаглавливать текст с точки зрения его темы. Выявлять подтекст произведения. Определять и аргументировать жанровую принадлежность произведения. Пересказывать эпизоды из русских народных сказок. Классифицировать книги, находящиеся на выставке книг.

10
Ю. Ермолаев «Два пирожных».
02.12
Читать молча, а также выразительно вслух. Определять тему произведения. Озаглавливать текст с точки зрения его темы. Выявлять подтекст произведения. Определять и аргументировать жанровую принадлежность произведения. Пересказывать эпизоды из русских народных сказок. Классифицировать книги, находящиеся на выставке книг.

11
Э. Мошковская «Обида», Э. Мошковская «Трудный путь»
Е. Благинина «Посидим в тишине».
04.12
Читать выразительно вслух. Отвечать на вопросы к тексту. Составлять картинный план. Делать художественный пересказ в опоре на картинный план.

12
И. Дик «Красные яблоки».
07.12
Читать выразительно. Читать выборочно. Читать по ролям. Определять эмоциональный характер произведения. Определяют образ рассказчика в произведении. Выявлять отношение рассказчика к персонажу. Перечислять персонажей произведения. Отвечать на вопросы к тексту. Характеризовать героя произведения и своё отношение к нему. Составлять картинный план. Подбирать фрагмент текста к иллюстрации. Прогнозировать характер произведения по обложке книги.

13
А. Барто «Перед сном»,
С. Козлов «Заяц и медвежонок».
09.12
Читать выразительно. Читать выборочно. Читать по ролям. Определять эмоциональный характер произведения. Определяют образ рассказчика в произведении. Выявлять отношение рассказчика к персонажу. Перечислять персонажей произведения. Отвечать на вопросы к тексту. Характеризовать героя произведения и своё отношение к нему. Составлять картинный план. Подбирать фрагмент текста к иллюстрации. Прогнозировать характер произведения по обложке книги.

14
И. Пивоварова «Про сверчка, мышь и паучка», Ушинский «Гусь и журавль», «Кто дерет нос кверху».
11.12
Читать выразительно вслух. Выявлять подтекст. Знакомиться с опорными словами. Пересказывать текст по опорным словам.

15
Н. Юсупов «Серый волк».
14.12
Воспринимать чтение произведения учителем и учащимися. Читать выразительно вслух. Отвечать на вопросы учебника. Определять своё отношение к персонажам. Исполнять роль литературного персонажа.

16
Д. Родари «Рыбы»,
Б. Заходер «Кискино горе».

16.12
Воспринимать на слух чтение учителя. Читать сказку выразительно, передавая вопросительную
и восклицательную интонацию. Отвечать на вопросы к тексту. Выявлять подтекст произведения. Подбирать пословицу в соответствии с главной мыслью текста. Выбирать книги по заданным
параметрам.

17
Э.Мошковская «Говорящая кошка»,
А. Фройденберг «Великан и мышь».
18.12
Воспринимать на слух чтение учителя. Читать сказку выразительно, передавая вопросительную
и восклицательную интонацию. Отвечать на вопросы к тексту. Выявлять подтекст произведения. Подбирать пословицу в соответствии с главной мыслью текста. Выбирать книги по заданным
параметрам.

18
Д. Биссет «Про тигренка Бинки, у которого исчезли полоски».
21.12
Читать выразительно. Читать выборочно. Читать по ролям. Определять эмоциональный характер произведения. Определяют образ рассказчика в произведении. Выявлять отношение рассказчика к персонажу. Перечислять персонажей произведения. Отвечать на вопросы к тексту. Характеризовать героя произведения и своё отношение к нему. Составлять картинный план. Подбирать фрагмент текста к иллюстрации

19
Д. Биссет «Про тигренка Бинки, у которого исчезли полоски».
23.12
Воспринимать чтение произведения учителем и учащимися. Читать выразительно вслух. Отвечать на вопросы учебника. Определять своё отношение к персонажам. Исполнять роль литературного персонажа.

20
К. Д. Ушинский «Спор деревьев».
25.12
Воспринимать чтение произведения учителем и учащимися. Читать выразительно вслух. Отвечать на вопросы учебника. Определять своё отношение к персонажам. Исполнять роль литературного персонажа.

21
Выразительность чтения. (обобщающий урок)
28.12
Воспринимать чтение произведения учителем и учащимися. Читать выразительно вслух. Отвечать на вопросы учебника. Определять своё отношение к персонажам. Исполнять роль литературного персонажа.

Учимся работать с текстом: автор и его герои - 20 ч.

22
В. Голявкин «Про веселую книжку».
11.01
Объяснять авторское отношение к героям; читать бегло и осознанно текст художественного произведения; давать характеристику героям рассказа; читать
выразительно и по ролям стихотворение; определять тему и главную мысль произведения; соблюдать интонацию

23
С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах».
13.01
Выполнять творческий пересказ; выполнять творческую работу (сочинение рассказа); определять главную мысль, сформулированную в тексте; определять характер текста по заглавию; оценивать события, героев произведения; использовать силу голоса для постановки
логического ударения и передачи
характера текста.

24
Л. Пантелеев «Карусели».

15.01
Определять жанр, тему стихотворения, мотив поведения героев; пересказывать текст;
делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
выполнять творческие задания; выделять эпизоды из текста;
прогнозировать содержание текста перед чтением и в процессе чтения;

25
Л. Пантелеев «Как поросенок говорить научился».
18.01
Воспринимать чтение произведения учителем и учащимися. Читать выразительно вслух. Отвечать на вопросы учебника. Определять своё отношение к персонажам. Исполнять роль литературного персонажа. Отвечать на вопросы к тексту. Характеризовать героя произведения и своё отношение к нему. Составлять картинный план. Подбирать фрагмент текста к иллюстрации

26
В. Голявкин «В шкафу».
20.01


27
А. Гайдар «Совесть».
22.01
Воспринимать чтение произведения учителем и учащимися. Читать выразительно вслух. Отвечать на вопросы учебника. Определять своё отношение к персонажам. Исполнять роль литературного персонажа.

28
Б. Юнгер «Белая роза».
25.01
Определять жанр, тему стихотворения, мотив поведения героев; пересказывать текст;
делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
выполнять творческие задания; выделять эпизоды из текста;
прогнозировать содержание текста перед чтением и в процессе чтения;

29
Г. Цыферов «Град».
27.01
Объяснять авторское отношение к героям; читать бегло и осознанно текст художественного произведения; давать характеристику героям рассказа; читать


30
Г. Горбовский «Розовый слон»*.
29.01
Читать выразительно. Читать выборочно. Читать по ролям. Определять эмоциональный характер произведения. Определяют образ рассказчика в произведении. Выявлять отношение рассказчика к персонажу. Перечислять персонажей произведения. Отвечать на вопросы к тексту. Характеризовать героя произведения и своё отношение к нему. Составлять картинный план. Подбирать фрагмент текста к иллюстрации.

31
Ф. Кривин «Родная коробка».
01.02
Воспринимать чтение произведения учителем и учащимися. Читать выразительно вслух. Отвечать на вопросы учебника. Определять своё отношение к персонажам. Исполнять роль литературного персонажа.

32
Ф. Кривин «Родная коробка».
03.02


33
В. Чаплина «Мушка».
05.02
Объяснять авторское отношение к героям; читать бегло и осознанно текст художественного произведения; давать характеристику героям рассказа; читать
выразительно и по ролям стихотворение; определять тему и главную мысль произведения; соблюдать интонацию

34
Л. Пантелеев «Две лягушки».
08.02
Читать выразительно. Читать выборочно. Читать по ролям. Определять эмоциональный характер произведения. Определяют образ рассказчика в произведении. Выявлять отношение рассказчика к персонажу. Перечислять персонажей произведения. Отвечать на вопросы к тексту. Характеризовать героя произведения и своё отношение к нему. Составлять картинный план. Подбирать фрагмент текста к иллюстрации.

35
Е. Пермяк «Волшебные краски».
10.02


36
С. Михалков «Аисты и лягушки».
12.02
Воспринимать чтение произведения учителем и учащимися. Читать выразительно вслух. Отвечать на вопросы учебника. Определять своё отношение к персонажам. Исполнять роль литературного персонажа.

37
С. Козлов «Правда, мы будем всегда?»
15.02
Определять жанр, тему стихотворения, мотив поведения героев; пересказывать текст;
делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
выполнять творческие задания; выделять эпизоды из текста;
прогнозировать содержание текста перед чтением и в процессе чтения;

38
С. Козлов «Вольный осенний ветер».
17.02
Читать выразительно. Читать выборочно. Читать по ролям. Определять эмоциональный характер произведения. Определяют образ рассказчика в произведении. Выявлять отношение рассказчика к персонажу. Перечислять персонажей произведения. Отвечать на вопросы к тексту. Характеризовать героя произведения и своё отношение к нему. Составлять картинный план. Подбирать фрагмент текста к иллюстрации.

39
Л. Толстой «Зайцы». Н. Рубцов «Про зайца»*
19.02
Читать выразительно. Читать выборочно. Читать по ролям. Определять эмоциональный характер произведения. Определяют образ рассказчика в произведении. Выявлять отношение рассказчика к персонажу. Перечислять персонажей произведения. Отвечать на вопросы к тексту. Характеризовать героя произведения и своё отношение к нему. Составлять картинный план. Подбирать фрагмент текста к иллюстрации.

40
Русская народная сказка «Заяц-хваста».
22.02
Воспринимать чтение произведения учителем и учащимися. Читать выразительно вслух. Отвечать на вопросы учебника. Определять своё отношение к персонажам. Исполнять роль литературного персонажа.

41
Работа с текстом
24.02
Воспринимать чтение произведения учителем и учащимися. Читать выразительно вслух. Отвечать на вопросы учебника. Определять своё отношение к персонажам. Исполнять роль литературного персонажа.

Учимся работать с текстом: слова, слова, слова - 10 ч.

42
Г. Цыферов «Как цыпленок впервые сочинил сказку». «Шотландская песенка»*.
26.02
Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
читать выразительно и осознанно текст художественного произведения;
выделять языковые средства выразительности; работать со словарём;
анализировать образность художественной речи; определять эмоциональность характера текста; анализировать научно-популярные книги; сравнивать предметы выполнять лексическую работу;
создавать небольшой устный текст на заданную тему.

43
Б Шергин «Рифмы».
29.02
Читать выразительно. Читать выборочно. Читать по ролям. Определять эмоциональный характер произведения. Определяют образ рассказчика в произведении. Выявлять отношение рассказчика к персонажу. Перечислять персонажей произведения. Отвечать на вопросы к тексту. Характеризовать героя произведения и своё отношение к нему. Составлять картинный план. Подбирать фрагмент текста к иллюстрации.

44
В. Даль «Кузовок». А. Барто «Игра в слова». И. Токмакова «Лягушки»; В. Берестов «Курица»
02.03
Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
читать выразительно и осознанно текст художественного произведения;
выделять языковые средства выразительности; работать со словарём;
анализировать образность художественной речи; определять эмоциональность характера текста; анализировать научно-популярные книги; сравнивать предметы выполнять лексическую работу;
создавать небольшой устный текст на заданную тему

45
Б. Заходер «Дырки в сыре».
04.03


46
А Шибаев «Переполох», «Прислушайтесь к слову».
09.03
Определять жанр, тему стихотворения, мотив поведения героев; пересказывать текст;
делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
выполнять творческие задания; выделять эпизоды из текста;
прогнозировать содержание текста перед чтением и в процессе чтения;

47
Р. Сеф «Кактус», «На свете все на все похоже»*
11.03
Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
читать выразительно и осознанно текст художественного произведения;
выделять языковые средства выразительности; работать со словарём;

48
Г. Цыферов «Что такое звезды?»
14.03
Читать выразительно. Читать выборочно. Читать по ролям. Определять эмоциональный характер произведения. Определяют образ рассказчика в произведении. Выявлять отношение рассказчика к персонажу. Перечислять персонажей произведения. Отвечать на вопросы к тексту. Характеризовать героя произведения и своё отношение к нему. Составлять картинный план. Подбирать фрагмент текста к иллюстрации.

49
А. К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает»*
16.03
Воспринимать чтение произведения учителем и учащимися. Читать выразительно вслух. Отвечать на вопросы учебника. Определять своё отношение к персонажам. Исполнять роль литературного персонажа.

50
А. К. Толстой «Колокольчики мои », С. Есенин «Черемуха» М. Исаковский «Ветер»;,
18.03
Объяснять авторское отношение к героям; читать бегло и осознанно текст художественного произведения; давать характеристику героям рассказа; читать
выразительно и по ролям стихотворение; определять тему и главную мысль произведения; соблюдать интонацию

51
В. Рахманов «Одуванчики». Средства создания речевой выразительности
28.03
Воспринимать чтение произведения учителем и учащимися. Читать выразительно вслух. Отвечать на вопросы учебника. Определять своё отношение к персонажам. Исполнять роль литературного персонажа.

Учимся работать с текстом: план и пересказ – 17 ч.

52
Н. Сладков «Медведь и солнце».
30.03
Редактировать сказку; определять идею произведения; характеризовать героев; определять тему текста по рисункам; работать с иллюстрациями; читать текст по «цепочке», кратко пересказывать; определять средства выразительности; осуществлять постановку «живых» картинок к каждому отрывку; пересказывать сказку по схематическому плану; соотносить содержание сказки и древнего мифа; отбирать отрывки к иллюстрациям; редактировать деформированный план; выделять народные черты в авторской сказке; различать сказки народные и литературные;
делить текст на смысловые части, соотносить пословицы с изученным художественным произведением; пересказывать отрывок полюбившегося произведения

53
В. Осеева «Добрая хозяюшка».
01.04
Характеризовать героев; определять тему текста по рисункам; работать с иллюстрациями; читать текст по «цепочке», кратко пересказывать; определять средства выразительности; осуществлять постановку «живых» картинок к каждому отрывку; пересказывать сказку по схематическому плану

54
Б. Житков «Храбрый утенок».
04.04
Пересказывать сказку по схематическому плану; соотносить содержание сказки и древнего мифа; отбирать отрывки к иллюстрациям; редактировать деформированный план; выделять народные черты в авторской сказке; различать сказки народные и литературные;
делить текст на смысловые части, составлять его простой план; определять позицию автора

55
Э. Мошковская «Жадина».
06.04


56
Русская сказка «Мена».
08.04
Редактировать сказку; определять идею произведения; характеризовать героев; определять тему текста по рисункам; работать с иллюстрациями; читать текст по «цепочке», кратко пересказывать; определять средства выразительности; осуществлять постановку «живых» картинок к каждому отрывку

57
В. Сухомлинский «Вьюга».
11.04
Отбирать отрывки к иллюстрациям; редактировать деформированный план; выделять народные черты в авторской сказке; различать сказки народные и литературные;
делить текст на смысловые части, составлять его простой план; определять позицию автора; озвучивать иллюстрации картинного плана; переводить картинный план в словесный; участвовать в играх, викторинах по пройденной теме, отвечать на вопросы

58
Н. Носов «На горке».
13.04
Пересказывать сказку по схематическому плану; соотносить содержание сказки и древнего мифа; отбирать отрывки к иллюстрациям; редактировать деформированный план; выделять народные черты в авторской сказке; различать сказки народные и литературные;
делить текст на смысловые части, составлять его простой план; определять позицию автора

59
В. Осеева «Хорошее».
15.04


60
Д. Биссет «Про поросенка, который учился летать».
18.04
Отбирать отрывки к иллюстрациям; редактировать деформированный план; выделять народные черты в авторской сказке; различать сказки народные и литературные;
делить текст на смысловые части, составлять его простой план; определять позицию автора; озвучивать иллюстрации картинного плана; переводить картинный план в словесный;

61
В Гаршин «Лягушка-путешественница».
20.04
Пересказывать сказку по схематическому плану; соотносить содержание сказки и древнего мифа; отбирать отрывки к иллюстрациям; редактировать деформированный план; выделять народные черты в авторской сказке; различать сказки народные и литературные;
делить текст на смысловые части, составлять его простой план

62
В Гаршин «Лягушка-путешественница».
22.04


63
С. Михалков «Бараны»*.
К. Ушинский «Два козлика».
25.04
Характеризовать героев; определять тему текста по рисункам; работать с иллюстрациями; читать текст по «цепочке», кратко пересказывать; определять средства выразительности; осуществлять постановку «живых» картинок к каждому отрывку; пересказывать сказку по схематическому плану

64
С. Козлов «Черный омут».
27.04
Пересказывать сказку по схематическому плану; соотносить содержание сказки и древнего мифа; отбирать отрывки к иллюстрациям; редактировать деформированный план; выделять народные черты в авторской сказке; различать сказки народные и литературные;
делить текст на смысловые части, составлять его простой план; определять позицию автора

65
М. Пляцковский «Как утенок свою тень потерял».
29.04
Редактировать сказку; определять идею произведения; характеризовать героев; определять тему текста по рисункам; работать с иллюстрациями; читать текст по «цепочке», кратко пересказывать; определять средства выразительности; осуществлять постановку «живых» картинок к каждому отрывку

66
Е. Карганова «Как цыпленок голос искал».
04.05
Пересказывать сказку по схематическому плану; соотносить содержание сказки и древнего мифа; отбирать отрывки к иллюстрациям; редактировать деформированный план; выделять народные черты в авторской сказке; различать сказки народные и литературные;
делить текст на смысловые части, составлять его простой план; определять позицию автора

67
Немецкая сказка «Русалочка».
06.05


68
Работа с текстом: план и пересказ
11.05
Характеризовать героев; определять тему текста по рисункам; работать с иллюстрациями; читать текст по «цепочке», кратко пересказывать; определять средства выразительности; осуществлять постановку «живых» картинок к каждому отрывку; пересказывать сказку по схематическому план

В мире книг -7 часов

69
К. Ушинский «Два плуга». Л. Толстой «Филипок».
13.05
Излагать события от имени героя текста; выразительно; читать рассказ; характеризовать героя; читать осознанно, выразительно, по ролям; чётко отвечать на вопросы; искать ответы на вопросы в тексте; составлять картинный план; выполнять словесное рисование; анализировать шуточные стихотворения; комментировать прочитанное, словесно иллюстрировать отдельные эпизоды;
сравнивать стихотворения разных авторов; пересказывать, чтобы получалось смешно, таинственно, страшно, как у автора; находить отрывки по заданию учителя; участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения; различать элементы книги; называть известные произведения и их авторов

70
В. Авдеенко «Маленькая Баба-Яга».
16.05


71
Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой».
18.05
Иллюстрировать отдельные эпизоды;
сравнивать стихотворения разных авторов; пересказывать, чтобы получалось смешно, таинственно, страшно, как у автора; находить отрывки по заданию учителя; участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения; различать элементы книги

72
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца».
20.05
Искать ответы на вопросы в тексте; составлять картинный план; выполнять словесное рисование; анализировать шуточные стихотворения; комментировать прочитанное, словесно иллюстрировать отдельные эпизоды;
сравнивать стихотворения разных авторов; пересказывать, чтобы получалось смешно, таинственно, страшно, как у автора; находить отрывки по заданию учителя

73
Н. Сладков «Бежал ежик по дорожке», Б. Заходер «Птичья школа».
23.05
Комментировать прочитанное, словесно иллюстрировать отдельные эпизоды;
сравнивать стихотворения разных авторов; пересказывать, чтобы получалось смешно, таинственно, страшно, как у автора

74
Е. Пермяк «Самое страшное», Б. Емельянов «Зеленая букашина».
25.05


75
В мире книг. (обобщающий урок)
27.05
Искать ответы на вопросы в тексте; составлять картинный план; выполнять словесное рисование; анализировать шуточные стихотворения; комментировать прочитанное, словесно иллюстрировать отдельные эпизоды;
сравнивать стихотворения разных авторов; пересказывать, чтобы получалось смешно, таинственно, страшно, как у автора; находить отрывки по заданию учителя


Планируемые результаты освоения обучающимися учебной программы
У второклассников будут сформированы универсальные учебные действия:
Личностные универсальные учебные действия:
1. Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.
2. Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.
3. Развитие жизненного оптимизма, целеустремленности и настойчивости в достижении целей.
4. Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.
5. Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины.
6. Формирование привычки к рефлексии.
7. Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).
8. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.
9. Развитие мышления, внимания, памяти.
10. Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.
Метапредметные универсальные учебные действия:
1. Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению.
2. Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества.
3. Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.
4. Формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами.
5. Развитие ценностно-смысловой сферы личности.
6. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.
7. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.
8. Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве.
9. Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.


Материально-техническое обеспечение курса
Библиотечный фонд
Программа к курсу «Литературное чтение» 1- 4 классы Кубасова О.В. Смоленск: «Ассоциация XXI век»
Программно-методические материалы. Литературное чтение 1-4 классы. Кубасова О.В., Смоленск, «Ассоциация XXI век»
Учебник: Кубасова О.В. «Литературное чтение» Учебник 1 класс. Смоленск: «Ассоциация XXI век»; Кубасова О.В. Рабочая тетрадь. 1 класс Смоленск: «Ассоциация XXI век»; Кубасова О.В. Тестовые задания. 1 класс Смоленск: «Ассоциация XXI век»
Кубасова О.В.
Методические рекомендации к учебнику и тетради Смоленск: «Ассоциация XXI век»

Печатные пособия
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по литературному чтению и в программе обучения (в том числе в цифровой форме).
Словари (по возможности всех типов) по литературному чтению.
Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).
Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения.
Портреты поэтов и писателей (персоналия в соответствии с Обязательным минимумом).


Оценивание работ по литературному чтению

Выставление отметки читательской деятельности:
100% - без ошибок
99% - 85% - 1-2 негрубые ошибки
84% - 65% - 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки
64% - 50% - 3-4 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых
49% - 40% - 5 и более грубых ошибок

Выставление отметки умения пересказывать текст:
100%- логически и последовательно построенный рассказ
99% - 85% - незначительно нарушена последовательность изложения материала
84% – 65% - незначительно нарушена последовательность изложения материала, имеются единичные фактические и речевые ошибки
64% - 50% - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения последовательности изложения мыслей
49% - 40% - имеются значительные отступления от авторского текста, отсутствуют важные эпизоды, главные части, нарушена последовательность изложения мысли, отсутствует связь между частями или отдельными предложениями, крайне однообразен словарь


Техника чтения:

При проверке техники чтения учитывается способ чтения, выразительность, правильность, осознанность.

Грубыми ошибками считаются:
- искажение читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавление букв, слогов слов);
- неправильная постановка ударения (более двух);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного, неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Негрубыми ошибками считаются:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительности при передаче характера персонажа.













 ^xш
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ё 
·