ПрезентацияПодготовка учащихся к написанию сочинения на лингвистическую тему
Подготовка учащихся к написанию сочинения на лингвистическую темуВахрушева Наталья АнатольевнаУчитель русского языка и литературыМКОУ ХМР СОШ с. Кышик
Что требуется от ученика Истолковать смысл высказывания автора, прокомментировать его слова;Найти в исходном тексте 2 примера языковых средств, упомянутых (или подразумеваемых) в цитате и определить их роль в тексте;Аргументировать в сочинении свой ответ найденными примерами из прочитанного текста;Логично выстроить всю работу и грамотно её написать.
Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.Рассуждение о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.
Этапы Организация работы по формированию умения писать сочинение-рассуждение в рамках подготовки к огэ1 этап – анализ критериев оценивания сочинения на лингвистическую тему.2 этап – обобщение теоретического материала.3 этап – знакомство с темами работ. 4 этап – повторение темы «Рассуждение как стиль речи».5 этап – создание собственного текста на основе различных планов с использованием речевых клише.
№Критерии оценивания сочинения-рассужденияБаллыIСодержание сочинения С 1Соответствие работы учащегося предложенной теме. Содержание сочинения соответствует предложенной теме.2 Содержание сочинения соответствует предложенной теме, однако в написанном тексте имеется 1 отступление от темы и/ или 1 фактическая ошибка.1 Написанный учащимся текст не соответствует заданной теме или сочинение представляет собой пересказ исходных текстов, или в работе учащегося имеются 2 и более отступлений от темы, или 2 и более фактические ошибки.0С 2Отражение собственной позиции учащегося Ученик четко выражает свою позицию, присоединяясь к позиции авторов текстов или формулируя собственное мнение. 2 Ученик нечетко выражает свою позицию, присоединяясь к позиции авторов текстов или формулируя собственное мнение. 1 Ученик не высказывает своего мнения по поводу прочитанного и прослушанного текстов или формально заявляет о своей позиции («я согласен / не согласен с авторами»). 0С 3Соответствие работы учащегося заданному типу речи (рассуждение) Сочинение соответствует заданному типу речи: текст подчинён основной мысли (тезису), приведено не менее 2-х аргументов (собственных и/или извлеченных из прослушанного и прочитанного текстов). 2 Сочинение в целом соответствует заданному типу речи: текст подчинён основной мысли (тезису), однако приведен только 1 аргумент и/или имеются отдельные нарушения в типологической структуре рассуждения (аргументы не подтверждают тезис, пропущено важное звено в цепи доказательств, встречаются противоречащие друг другу утверждения и т.п.). 1
IIРечевое оформление сочинения-рассуждения С 4Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения мыслей В работе отсутствуют логические ошибки; верно использованы языковые средства логической связи; нет нарушений абзацного членения текста.2 В работе допущена 1 логическая ошибка и/или 1 ошибка в использовании языковых средств логической связи; и/или имеется 1 нарушение абзацного членения текста.1 В работе допущено более 1-й логической ошибки, и/или имеются более 1-й ошибки в использовании языковых средств логической связи; и/или имеются более 1-го нарушения абзацного членения текста.0С 5Точность и ясность речи Учащийся владеет достаточным словарным запасом и разнообразными грамматическими средствами, чтобы точно и понятно выразить свою мысль. 2 Учащийся владеет достаточным словарным запасом, однако прослеживается однообразие грамматического строя речи, что не позволяет точно и понятно выразить свою мысль. 1 Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.0Максимальное количество баллов за сочинение по критериямС 1 – С 5 10
Лингвистические явления - аргументы
Очень важно, чтобы учащиеся не путали понятия «тема», «проблема», «комментарий проблемы», «идея», «авторская позиция» и «аргументация». Для этой цели на первых этапах подготовки к выполнению части С мы предлагаем ребятам выполнять подготовительную работу.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА «Мнение — собственное суждение по предложенной проблеме; взгляд, очка зрения.Проблема текста — основной вопрос, поставленный в тексте, требующий изучения, разрешения. Проблема может быть сложная, важная, серьезная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, экологическая, философская и т.д.Проблематика — совокупность проблемных вопросов.
СЛОВАРНАЯ РАБОТАКомментарий проблемы - толкование основного вопроса исходного текста.Позиция автора - отношение автора к поставленной проблеме(-ам), герою(-ям) (т.е. то, что думает автор, как сам отвечает на поставленный проблемный вопрос)Аргумент - довод, суждение, приводимые в доказательство высказанной мысли. Аргументировать - доказывать»
Алгоритм выполнения задания предполагает четыре основных шага:1. О чем текст? (Ответив на этот вопрос, ты найдешь проблемы)2. Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Ты найдешь основную проблему)3. Как сам автор отвечает на поставленный вопрос?
Групповая дифференцированная работа над анализом текста.Формы работы при подготовке к написанию сочинения-рассуждения:
Формы работы при подготовке к написанию сочинения-рассуждения: Составление «скелета» сочинения. Выделяем опорные слова, которые необходимо употреблять при выдвижении тезиса, приведении аргументов, написании вывода.
Написание образца (создаем вместе с учениками текст, который можно оценить высшим баллом). Такой образец помогает ученикам увидеть структуру работы. Формы работы при подготовке к написанию сочинения-рассуждения
Рецензирование учениками написанных работ. Оценка собственных сочиненийФормы работы при подготовке к написанию сочинения-рассуждения
Формы работы при подготовке к написанию сочинения-рассужденияВзаимопроверка :«Чужие ошибки легче заметить»
Как использовать клише Выбирать из списка предложенных конструкций те, которые наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора исходного текста. Правильно включить информацию исходного текста в готовые речевые формулы, при необходимости изменяйте их (не забывая о требованиях грамматики и культуры речи).Продумать логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять относительно законченное целое.
Несоразмерность частей композиции;Затянутое вступление;Недостаточный объём основной части;Слишком большой объём концовки;Отсутствие какой-либо композиционной части (вступления, заключения);Недостаточная последовательность изложения (перескакивание с одного объекта на другой);Несоответствие построения текста адресату, целями и задачами автора.Ошибки:
Спасибо за внимание!