Доклад Роль внеурочной деятельности профессии Повар, кондитер в развитии творческих способностей студентов, как способ подготовки к чемпионатному движению WS RUSSIA


РОЛЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФЕССИИ «ПОВАР, КОНДИТЕР»
В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ КАК СПОСОБ ПОДГОТОВКИ К ЧЕМПИОНАТНОМУ ДВИЖЕНИЮ WS RUSSIA.
Евсина Надежда Геннадьевна,
мастер производственного обучения
Красота везде весьма желанный гость.
И.В.Гете.
Французские кулинары утверждают: вид красиво оформленных, вызывающих аппетит блюд доставляет не меньше удовольствия, чем вкус самих кушаний. Искусство подачи и украшения блюд обращено, прежде всего, к вкусу и воображению конкретного человека, однако, чтобы ваше творение стало настоящим произведением искусства, оно должно соответствовать определенным правилам. Вот почему в этой области, как и во всех остальных, советы специалиста всегда являются определенной гарантией успеха. Умение сделать блюдо красивым – одно из составных частей кулинарии. Для этого используются украшения, выполненные из самих разнообразных продуктов (овощей, пряных трав, фруктов и др.)
Украшение блюд – это искусство. Может ли обыкновенный картофель превратиться в розу? А кабачок в тюльпан? А яблоко в грациозного лебедя?
Да, это не только возможно, но и увлекательно…и модно. Сейчас ни одна кулинарная выставка не обходится без демонстрации украшения столов и блюд различными композициями из овощей и фруктов.
На занятии кружка ребята с интересом вырезают изделия из овощей и фруктов. Работа с овощами и фруктами - занятие увлекательное, но требующее внимательности, поскольку это хрупкий и скоропортящийся материал. Некоторые фрукты быстро теряют цвет, поэтому их следуют сбрызнуть лимонным соком. Большинству овощей и фруктов можно легко придать разную форму. Овальные и удлиненные фрукты превратить в лодки, лапы и фонари, круглые в чаши, корзины или другие оригинальные формы. Дайте волю воображению, и вы сможете без больших усилий вырезать замысловатые изделия. Все, что для этого нужно,- достаточно времени и чуточку терпения.
Важнейшие принципы вырезания из овощей и фруктов: используют небольшой острый нож, крепкие спелые фрукты и овощи хорошего качества.
Для изготовления композиций можно использовать овощи и корнеплоды: пекинскую капусту, лук- порей, свеклу, картофель, репу, морковь, редис и многое другое. Из перьев лука- порея получаются великолепные листья и отделки различных композиций, отдельных цветов. Из зелени можно взять сельдерей с крупными листьями, укроп, ботву моркови. Можно вырезать любые формы из коры арбуза, кабачка и красной капусты. Чтобы создать эффект настоящего цветка, используют стебли роз и зеленый лук. Крупные овощи хороши для создания таких цветов, как розы, астры, кувшинки, хризантемы. До того как использовать цветы по назначению, их кладут в холодную воду и хранят в холодильнике. Для окрашивания используют пищевые красители или сок свеклы, моркови. Красиво подобрав овощи и фрукты, можно украсить стол или изготовить фигурки животных для детского праздника.
Во всех сферах общественной и производственной деятельности сегодня в первую очередь востребованы специалисты, проявляющие самостоятельность мышления, творческую активность, готовность к непрерывному образованию и самообразованию.
«Не бери знающего и опытного, а бери мобильного и гибкого»- вот популярный тезис нашего времени. Поэтому важнейшей задачей профессиональных образовательных организаций в современных условиях является развитие познавательной активности и самостоятельности студентов.
Представляемый опыт основан на работе кружка «Поваренок». Ежегодно студенты кружка «вместе с руководителем проводят мастер-классы по линии ресурсного центра и по линии сетевого взаимодействия в рамках предметных недель, Дней открытых дверей, профессиональных проб, профессиональных конкурсов разных уровней, где демонстрируют практические приёмы и методы по оформлению блюд, кулинарных изделий, внедрению новых технологий в области кулинарии.
Развитие творчества – это один из компонентов технологической компетенции. И карвинг, несомненно, способствует её формированию.
Приведу краткое обоснование эффективности работы с о студентами по карвингу: оно следующее:
Одним из требований, которое предъявляют к выпускнику-повару - это склонность к творчеству. Развитие творчества – это один из компонентов технологической компетенции. И овладение искусством карвинга, несомненно, способствует ее формированию и развитию.
Студент, владеющий карвингом, конкурентоспособен на рынке труда. Ни один кулинарный салон, ни один конкурс кулинарного мастерства регионального, российского и международного уровня не обходится без номинации «Арт- класс» - карвинг.
Многие уважающие себя предприятия, работающие над развитием своего имиджа, стремятся принять участие в мероприятиях такого уровня. Следовательно, из 2 -х выпускников-поваров на работу принимается тот, кто владеет навыками карвинга.
Привыкание к конкурсам у наших студентов формируется через профессиональные конкурсы на звание «Лучший по профессии».
Одним из практических заданий является карвинг.
Работа с учащимися по карвингу эффективна потому, что
я сама этим владею
мне это интересно
у меня есть желание передать свои знания и умения моим студентам..
В плане кружка «Поваренок» часть занятий отведена художественной резке овощей.
Основные приемы, которые мною применяются на этапе подготовки занятия по карвингу, в период проведения самого занятия.
В период подготовки к занятиям:
определяю тему.
ставлю цели.
продумываю и подготавливаю оснащенность занятия (натуральные образцы роз, сырье, набор овощей и зелени, инструменты, инвентарь, посуда, дидактический раздаточный материал
В период проведения занятия формирую бригады, назначаю бригадиров. Формируя бригады, преследую цель развить социальные взаимодействия. Это формирование общих компетенций: работа в команде; организация работы в группе; умение брать ответственность на себя; способность подчиниться руководителю команды; участие в совместном принятии решений; умение выслушать другого человека и принять его правоту.
При работе в бригаде формирую также коммуникативные компетенции через развития способностей:
-давать ответы на поставленные вопросы;
-четко выражать свои мысли;
-обосновывать высказывания;
-доказывать свою точку зрения:
-читать, обобщать информацию, выступать.
Посредствам мотивации настраиваю на творческую активность (стихи, легенды, истории).
предлагаю работу с натуральными образцами.
Каждая бригада проговаривает свои наблюдения.
осуществляю практический показ приемов нарезки.
организую самостоятельную работу по нарезке с использованием иллюстрационных карт.
самооценка по карточкам самоконтроля
даю задание на составление композиций из нарезанных цветов.
оцениваю, анализирую работы
даю задание на дом.
Когда провожу занятие со студентами, в запасе у меня всегда имеются заранее нарезанные элементы для того, чтобы далее создать композиции из работ студентов и подкорректировать их. Результат совместной деятельности, как правило, восхищает обучающихся, они получают стимул к отработке своих навыков, для того чтобы уметь создавать такую красоту собственными руками.
Внеурочная деятельность способствует достижению сотрудничества, сотворчества. На кружке с ребятами готовим и украшаем интересные блюда, а также декорируем тарелки соусами, цветами, овощами и фруктами.
Информацию берем в интернете. Иногда обучающиеся проявляют самостоятельность и открывают свои способности при оформлению блюд. На кружке каждый открывается по-своему, у каждого свой творческий потенциал. Все работы фотографируются и выставляются в контакте, студенты делятся своими работами друг с другом.
Роль мастера уже не является доминирующей, он превращается в консультанта, помощника, направляющего, но не управляющего деятельностью. Это важно при работе со студентами, так как помогает им поверить в собственные силы, проявить инициативу, избавиться от различных комплексов
В рамках эффективного перехода образовательных организаций на ФГОС, профстандарты, участия в чемпионатном движении WS появляется необходимость формирования таких видов компетенций, как компетенции социального взаимодействия, коммуникативные, самоорганизаторские, технологические, учебно-познавательные. Это возможно через поиск различных форм и методов урочной и внеурочной деятельности, а также через обмен опытом среди своих коллег.
Список использованных источников:
Мишина, А.В. Карвин. Мастер класс / А.В.Мишина. – М: Академия карвинга, 2010.
Шелагурова, И.В. Кухни народов мира / И.В. Шелагурова. – М.: Эксмо, 2005.
http://carving-spb.ru/master-class.htmhttp://www.vkusnoeda.com/masterclass_step_butterfly.htmlhttp://rodionova.by/?p=958http://ukrashaemstol.ru/karving/lebed-iz-yablok7.http://do.gendocs.ru/docs/index-196933.html?
8.http://pandia.ru/text/80/052/44122.php?