Развитие креативных способностей на уроках литературного чтения
Развитие креативных способностей на уроках литературного чтения.
Лучше всего учишь тому,
что больше всего сам и хочешь узнать.
Ричард Бах
На протяжении многих лет проблема развития креативных способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания - философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний, так как "в наши дни талант и творческая одаренность становятся залогом экономического процветания и средством национального престижа". Актуальность развития творческих способностей диктуется современностью.
Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Поэтому развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества - значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.
Целью моей работы явилось обобщение некоторого опыта по созданию условий для развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.
Эрих Фромм раскрывает понятие креативности как способность ребёнка и взрослого находить решение в нестандартных ситуациях, как нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Следует выделить компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников:
творческое мышление,
творческое воображение,
применение методов организации творческой деятельности.
Все это позволяет определить понятие "творческая деятельность младших школьников".
Для моего исследования важным является взгляд на развитие творческой активности, как интегративное качество личности (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, И. Я. Лернер, Р. С. Немов и др.). Данный подход позволил выявить основные составляющие творческой личности младшего школьника: уверенность в своих силах; доминирование эмоций радости; отсутствие боязни показаться странным и необычным; отсутствие конформности; любовь к фантазированию, способность быть самим собой, слышать свое "Я". Чтобы включить в творческий процесс ученика, необходимо создать проблемные ситуации, пусть небольшие, но заставляющие удивляться, искать пути разрешения проблемы, применять имеющиеся знания в нестандартной ситуации, делать свои умозаключения. А это и есть творческий поиск, который ведет к развитию творческого мышления. Умение фантазировать, воображать, домысливать, представлять очень важно для любого человека. Такому умению может научить сказка. Сказка, передающая опыт поколения – короткая дорожка, помогающая приоткрыть внутренний мир ребёнка. Ребёнок, осознавая себя и исследуя окружающий мир, начинает задавать множество вопросов взрослым, иногда ставя их в тупик. Наблюдая за судьбами героев сказок, воспринимая язык сказочных образов, ребёнок складывает собственную картину Мира, на основании которой и воспринимает различные ситуации и действует определённым образом. Взрослый язык, логика не всегда понятны ребёнку, и поэтому свои маленькие проблемы и вопросы ему легче найти в сказочных ситуациях и образах. Сказки предлагают множество моделей поведения в различных ситуациях, предоставляя возможность проиграть и «прожить» их как можно больше, чтобы ребенок лучше был адаптирован к условиям окружающего мира. Важно научить ребёнка мыслить самостоятельно, учиться вслушиваться в Слово, его музыку, его тайные смыслы, дать ему возможность самому найти ответ. Задача же учителя подсказать детям путь поиска.
Исследования В. Проппа, психотерапевтические сказки и идеи Л. Д. Коротковой и Л. Б. Фесюковой, философские сказки С. Козлова позволяют организовать работу со сказкой, уяснить идею и переносный смысл форм малого фольклора, смягчить поведенческий негативизм у ребёнка.
Известный психолог Эдвард де Боно считает, что творческое начало не является природным качеством ума, но он убежден, что в сознание людей надо внедрять мысль о том, что в самом творчестве нет ничего мистического и таинственного. Считаю, что творчеству можно и нужно учить. А уроки литературного чтения, на мой взгляд, идеально подходят для обучения творчеству.
На уроке ребёнок открывает для себя что – то неожиданное, а после урока у него возникает желание вновь вернуться к тексту. В живом разговоре дети приводят свои соображения, отстаивают свою точку зрения, уясняют непонятое. Развитию внимания, осмысленному усвоению знаний способствует участие в произвольно возникающих диспутах. Важная задача – развитие речи детей. Мною учитывается максимальная возможность развития каждого ученика. Создание ситуации успеха ориентирует на самореализацию личности и тогда ученик почувствует свою значимость и необходимость.
По моему опыту и наблюдениям, живое слово сказки проникает в светлую душу ребенка, будит эмоции, формирует понятие добра и зла, отвечает детским надеждам и чаяниям. Условиями формирования внутренней мотивации учащихся является желание узнать что-то новое, познакомиться с культурными ценностями народов мира посредством изучения литературы с целью расширения кругозора и развития внимательного отношения к слову.
Продуктивность этого – расширение кругозора учащихся, формирование умения и навыков, позволяющих анализировать произведения. Здесь необходим нестандартный, творческий подход.
Список литературы.
Брокет З., Шрейбер Г. «Целительная сила сказок». ФГУИППВ, 2003.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб, 1997.
Короткова Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста // Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. М., 2003.
Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.
Лук А. Н. Психология творчества. М., 1978.
Львов М. Р. Школа творческого мышления. М., 1993.
Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. ЛГУ, 1986.
Пропп В. Я. Морфология сказки. М., 1969.
Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой», М., 2000.
Уварина Н.В. Развитие творческих способностей у младших школьников. Челябинск, 1999.