разработка урока по географии в 9 классе на тему Военно — промышленный комплекс России. Оборонные предприятия Тулы
МБОУ «Черепетская СОШ им.Н.К.Аносова»
урок географии
Военно-промышленный
комплекс России.
Оборонные предприятия Тулы.
учитель географии
Ларина Н.Н.
Модульная технология на уроках географии.
УЭ- учебные элементы.
Для каждого УЭ свои дидактические цели, без которых не будет достигнута общая цель.
УЭ должно быть не более 7.
УЭ-0 определение целей результатов обучения.
УЭ-1 выявление уровня знаний по прошлой теме и овладение новым материалом; выявление опорных знаний.
УЭ-2 отработка материала.
УЭ-3 подведение итогов:
--- оценка степени достижения целей урока;
--- выбор домашнего задания с учётом достижений на уроке;
--- оценка работы.
Использование на уроке блоков- модулей.
ПЛАН.
Формулировка темы урока.
Определение целей урока и желаемых результатов обучения.
Разбивка учебного материала на отдельные, логически завершённые УЭ.
Подбор необходимого фактического материала.
Определение способов учебной деятельности учащихся.
Выбор форм и методов преподавания и контроля.
Преимущества модульной технологии перед традиционной.
Предоставляет возможность учащимся работать индивидуально, в присущем только им темпе.
Работа в парах, группах или индивидуально.
Мягкие формы контроля.
ЗНАНИЯ
УМЕНИЯ
1.ВПК, задачи, отраслевой состав, продукция.
1.Используя схемы, таблицы, материал учебника, определять роль ВПК в межотраслевых комплексах и наоборот, то есть межотраслевые связи.
2. Основные формы организации производства (специализация, кооперирование, технополисы). Последовательность производственных процессов.
2. По схемам и рисункам раскрывать особенности комбинирования, устанавливать внутри - и - межотраслевые связи, самостоятельно чертить схемы.
3. Особенности географии размещения.
3. По картам атласа выявлять принципы размещения, называть главные районы и центры оборонных предприятий. Сравнивать карты различного содержания, устанавливать взаимосвязь факторов и районов размещения.
4. Развитие ВПК и конверсии. Экспорт.
4. Используя различные источники информации давать характеристику комплексов и отдельных отраслей по типовым планам.
5. Экологические проблемы.
5. По различным картосхемам выявлять экологические проблемы и последствия работы ВПК.
6. Использование регионального компонента: особенности оборонных предприятий Тулы, 65-лет обороны Тульской области, выпускники школы - участники боевых действий в годы ВОВ, в Афганистане и Чечне.
6. По данным материалов школьного краеведческого музея, энциклопедий, дополнительной литературы по Тульской области, периодической печати готовить сообщения, доклады и рефераты по теме урока.
ОБОРУДОВАНИЕ.
Программа модульного урока. Логическая схема урока. Компьютер. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006. Кинофрагменты «9 рота», «Грозовые ворота», «Полёты - рекламные ролики истребителей РА и ВМФ».Источники географических знаний:
Учебник- с.75, рис.26 «Функциональная структура МК»,
с.86-87, «МК»,
с.78, рис.27 «Экологические проблемы России»,
таблица 26 «Роль МК в производстве продукции оборонного комплекса»,
Рис.37, с.105 «Место ВПК в системе МК»,
рис.38 «География конверсии»,
Рис.46, с.146 (Алексеев) «Основные центры ВПК»,
Таблица «Факторы размещения промышленного производства»-с.372;атласы и к/к.
УЭ
Учебный материал с указанием заданий.
УЭ 0
Цели урока: изучить отраслевой состав ВПК и его место в системе МК, принципы его размещения, значение конверсии для экономики РФ, экологические проблемы. Особенности оборонных предприятий Тулы, 65-лет обороны Тульской области, выпускники школы - участники боевых действий в годы ВОВ, в Афганистане и Чечне.
УЭ 1
Цели модуля: Проверить уровень знаний по теме «Машиностроительный комплекс».
Задания: 1. Устный опрос. Что такое специализация? Кооперация? Технополис? Главная задача МШСК?
2. Анализ таблицы «Факторы размещения МШСК».
3. Тестирование. Индивидуальная работа и взаимопроверка.
4. Характеристика одной из отраслей МШСК по плану на стр. 103 задание 2 - письменно по выбору учителя.
5. Оцените свои ответы по пятибалльной системе.
УЭ 2
Цели модуля: Дать понятие ВПК, определите его главные задачи и место в МК.
Задания: 1. Анализ таблицы 21 на стр. 86 «Хозяйственные функции отраслей МК».
2. Используя рис. 26 на стр. 75, определите роль ВПК в экономике РФ.
3. По рис. 37 на стр. 105 определите роль ВПК в системе МК.
4. Запишите выводы в тетради.
5. Оцените ответы своих одноклассников по пятибалльной системе.
УЭ 3
Цели модуля: Познакомить учащихся с отраслями ВПК, принципами и географией размещения отраслей ВПК. Характеристика отраслей.
Задания: 1. По схеме определить отраслевой состав ВПК и составы РА и ВМФ.
2. Рассказ учителя «Характеристика отраслей ВПК».
3. Проблемно - эвристическая беседа «Принципы размещения отраслей ВПК, география размещения, главные центры». Используя картосхемы учебника, атласа, подтвердите основные принципы отраслей ВПК.
4. Сообщения учащихся об оборонных предприятиях Тулы.
5. Оцените ответы своих одноклассников по пятибалльной системе.
УЭ 4
Цели модуля: Понятие «конверсия» и его значение для экономики РФ. Экспорт продукции оборонных предприятий на международном рынке.
Задания:
1. Беседа: «Что такое конверсия?»
2.Назначение предприятий: а) не подлежащие конверсии;
б) выпуск военной и гражданской продукции;
в) почти полный переход на выпуск гражданской продукции.
3.Значение конверсии для экономики РФ.
4. Экспорт продукции оборонных предприятий на международном рынке. Сравнение с США.
УЭ 5
Цели модуля: Выявить экологические проблемы, связанные с оборонными предприятиями РФ, Тульской области.
Помочь понять, что главное достояние ВПК- люди.
Задания: 1.Анализ картосхемы на рис.27, стр.78 «Экологические проблемы РФ.
2. Сообщения учащихся с просмотром к/фр.
а). Оборона Москвы и Тулы - 65 лет. Первый бой на Тульской земле (по воспоминаниям командира Тульского рабочего полка Горшкова А.П.)
б). Ветераны ВОВ- наши земляки.
в). Выпускники школы - участники боевых действий в Афганистане и Чечне.
3. Контроль осуществляется при заслушивании ответов.
УЭ 6
Цели модуля: Проверка усвоенного материала.
Задания: 1. Достигли ли поставленных целей?
2. Каково было «самочувствие» на уроке? Что удалось сделать? В чем испытывали затруднения?
3. Стоит ли создавать новое оружие, строить новые предприятия, затрачивать огромные ресурсы? Почему государства стремятся наращивать ВПК? Как Вы считаете, правильно ли поступают президенты Северной Кореи, Венесуэлы и Ирана, наращивая военную мощность и испытывая ядерное оружие?
4. Сравните возможности Японии, не имеющей ВПК по решению Потсдамской конференции 1945 г., и России, затрачивающей около 35 % ВВП.
4. Оцените ответы своих одноклассников по пятибалльной системе.
15