Статья «Использование персональной технологической карты обучающихся на уроке географии»


Муниципальное образование – «Городской округ – город Кудымкар»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
города Кудымкара «Гимназия №3»
География
Использование персональной технологической карты обучающихся на уроке географии (из опыта работы)

Овчинникова Любовь Ивановна
г. Кудымкар МОБУ «Гимназия№3»
учитель географии
Кудымкар, 2016
Использование персональной технологической карты обучающихся на уроке географии (из опыта работы).
« Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции»
В.А. Сухомлинский
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.   Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.
Задача системы образования сегодня состоит не в передаче объёма знаний, а в том, чтобы научить школьников учиться. Девиз современного урока: «У нас нет обучаемых, у нас есть обучающиеся».
Требованиями к современному уроку являются: самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока; учитель выступает в роли организатора, а не информатора; обязательная рефлексия учащихся на уроке; высокая степень речевой активности учащихся.
Какими способами, средствами, приемами, методами достигнуть выше поставленные задачи. ФГОС дает краткий ответ: фактические знания; групповое или индивидуальное дифференцированное обучение; опора на проблемное обучение; самостоятельная работа.
Каждый педагог выбирает наиболее эффективные, на его взгляд, методы и приемы обучения. Одним из таких приемов, который помогает обучающимся самостоятельно добывать знания, является персональная технологическая карта обучающегося (ПТКО).
Технологическая карта – это графическое проектирование урока, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.
ПТКО предназначена для проектирования учебного процесса и является адаптированным для обучающихся отражением технологической карты учителя. Задачами персональной карты (ПТКО) являются: обучение; контроль знаний обучающихся.
ПТКО могут использоваться на любом уроке - на уроке овладения новыми знаниями, на уроке формирования и совершенствования умений и навыков, на уроке обобщения и систематизации знаний и на контрольно – проверочных уроках. ПТКО представляет собой раздаточный материал, заполняемый обучающимся по ходу занятия или в процессе выполнения домашней работы.
Персональная технологическая карта обучающегося состоит из блока целеполагания. Данный блок представлен описанием темы занятия.
Вторая часть - это блок материалов для познавательной деятельности обучающихся. К материалам для познавательной деятельности обучающихся относятся: разноуровневые задания, задания для самопроверки и домашней работы, тестовые задания. Задания направлены не только для закрепления и контроля знаний, но и на развитие метапредметных способностей учащихся. Задания являются личностно - ориентированными, обеспечивающие принимать и выполнять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, а также они направлены на освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.Следующая составная часть ПТКО – это блок разноуровневых домашних заданий. Домашнее задание фиксируется в ПТКО, может поясняться учителем или определяется самим учеником. Закрепление знаний, умений и выработка навыков – таково предназначение домашнего задания в первую очередь.
ПТКО позволяет моделировать урок, предлагает новые и разнообразные задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Преимуществами работы с индивидуальными технологическими картами обучающихся являются: позволяет увидеть учебный материал целостно и системно; гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке; организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности; осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата. Необходимо отметить и трудности при использовании в работе
ПТКО: постановка ведущих целей и задач; оптимальный выбор пути решения при наличии альтернативы; находить информацию, выявить самое главное, основное; оценка деятельности результата исследования.
Таким образом, персональная технологическая карта это и способ проектирования урока, и инструмент контрольно-оценочной деятельности обучающихся. В качестве примера прилагаются некоторые разновидности ПТКО.
Список литературы
1. Корнетов Г.Б. Образовательные технологии: Технологии в педагогике и образовании. Современные подходы и интерпретации// Завуч для администрации школ. — 2005. — № 1. — С. 110 – 122.
2. Лаврентьев В.В. Методические основы современного урока в школе с разноуровневым дифференцированным обучением: методические рекомендации для учителя// Завуч для администрации школ. — 2005. — № 1. — С. 89 – 95.
3. Мороз Н.Я. Конструирование технологической карты урока: научно-методическое пособие. — Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006.
ПТКО «Водные объекты на материке Африка»
Географический диктант.
1. Место, где начинается река.
2.Место впадения реки в море, озеро или другую реку.
3. Ежегодный подъем уровня воды в реке.
4. Самый низкий уровень воды в реке.
5. Территория, с которой стекают в данную реку поверхностные и подземные воды.
6. Река со всеми притоками.
7. Границы между бассейнами рек.
8. Водный поток, текущий в углублении (русле)
9.Падение воды с высокого уступа.
10.Дождевое, снеговое, подземное, ледниковое.
А.Питание Б.Водораздел В.Речной бассейн Г.Речная сеть Д.Река Е.Исток Ж. Водопад З.Межень И. Половодье К. Устье Л. Годовой сток
Подчеркнуть главное слово среди данных терминов.
Тема урока:__________________________________________________________________
1.Только размышления приводят к знаниям.
№ Вопросы Результат исследования
1. Какие крупные реки протекают на территории материка А.
Б.
В.
2. Почему большинства крупных рек впадают в Атлантический океан? Варианты ответа:
А. Материк имеет уклон с юго-востока на северо-запад, поэтому все крупные реки впадают в Атлантический океан.
Б. На севере и западе выпадает больше осадков, чем на востоке, поэтому все крупные реки впадают в Атлантический океан.
В. На западе материк приподнят, а на востоке находятся низкие равнины, поэтому все крупные реки впадают в Атлантический океан.
Правильный вариант выделить
3 Самый высокий водопад. Водопад - ,который находится на реке – , высота водопада -
4. Самый известный водопад Самый известный водопад - ,который находится на реке -

5. Выводы: Какой природный компонент влияет на признаки рек, которые вы рассмотрели?
Варианты ответов:
А.Рельеф
Б.Растительный мир
В.Климат
Г.Горные породы
6. Таким образом, каркасом любой территории является ………………………….., который влияет на длину, направление, характер рек Африки?
7 Самооценка 2.«Реки – это зеркало климата». Верная ли гипотеза.
Река (дополни информацию) Климатический пояс Питание Половодье
Нил -
Конго -
Замбези -
Вывод Климат влияет на …
Самооценка 3.В Африке находятся самые, самые водные объекты (дополни)

Самая Самое Самый высокий…
полноводная… длинное…

4.Домашнее задание.
Составить мини проект « Мои приключения на реке….»