Эссе. Электронное портфолио-перспективы использования в персональной деятельности. Рекомендации по содержанию
Тамбовская область, Тамбовский район
филиал МБОУ «Стрелецкая СОШ» в с. Беломестная Криуша.
Учитель математики Нечукина Г.В.
Эссе.
Электронное портфолио-перспективы использования в персональной деятельности.
Рекомендации по содержанию.
Глобальная информатизация общества – одна из доминирующих тенденций цивилизации ХХI века В соответствии с концепцией модернизации российского образования школа должна создавать условия, которые бы обеспечивали «запуск» механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности. Одним из таких средств может стать портфолио учителя. Электронное портфолио учителя может рассматриваться как альтернативная форма оценки его профессионализма и результативности работы при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории. Электронное портфолио -актуально, очень удобно тем, что его можно сохранить в интернете, конкретно, в dnevnik.ru, на флешке хранить, возможна потеря информации, на компьютере тоже самое. Портфолио - это личная папка достижений учителя. Портфолио учителя – это:
· форма целенаправленной, систематической и непрерывной самооценки и коррекции результатов и достижений;
· средство мотивации и стимулирования творческой активности и самообразования;
· способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений учителя;
· средство мониторинга и индивидуального прогресса;
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разных видах деятельности: творческой, методической, исследовательской.
Важная цель портфолио– представить отчет о работе учителя , о характере его деятельности, проследить творческий профессиональный рост учителя.
Основной смысл портфолио - «показать все, на что ты способен».
В зависимости от того, с какой целью создается портфолио и в чем состоят особенности его содержания, можно выделить следующие виды портфолио:
Портфолио документов как витрина достижений. Это, прежде всего, «папка достижений», направленная на повышение собственной значимости учителя и отражающая его успехи: грамоты, сертификаты, дипломы, свидетельства и т. д.
Портфолио отзывов (оценок), включающий рецензии, характеристики, отзывы, эссе, благодарности, рекомендательные письма и т. д.
Рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития учителя, помогающее отследить результативность его деятельности как в количественном, так и в качественном плане: статьи, эссе, анализ деятельности, методические рекомендации, видеокассеты, в общем все, что делалось в течении определенного срока (года, нескольких лет).
Тематический портфолио, создаваемый в процессе работы по определенному проекту, теме, разделу.
Проблемно-исследовательский портфолио, связанный с написанием реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции.
Методический портфолио, в котором помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога, которые собраны или созданы им самим.
Комплексный или комбинированый портфолио, который состоит из нескольких разделов.
Каков бы ни был вид портфолио, он представляет собой набор материалов, структурированных определенным образом. Количество разделов и рубрик, а также их тематика могут быть различными и определяются в каждом конкретном случае. Для отбора материала в портфолио могут быть самые разные рекомендации и критерии. Практика показывает, что есть так называемый открытый «прейскурант», из которого можно выбрать те или иные пункты. Состав портфолио напрямую зависит от конкретных целей.
Желательно, чтобы при оформлении окончательный вариант портфолио включал в себя три обязательных элемента:
сопроводительное письмо «владельца» портфолио с описанием цели, предназначения и краткого содержания;
содержание или оглавление портфолио с перечислением его основных элементов;
самоанализ работы и взгляд в будущее.
При составлении портфолио учитель может воспользоваться памяткой «Шаги по грамотному составлению портфолио»:
Как можно более четко сформулировать цель, определить назначение и варианты использования портфолио.
Определить вид и структуру портфолио, виды рефлексии и критерии оценки.
Собрать имеющиеся документы и материалы и расположить их в определенном порядке, составить перечень.
Все документы должны быть датированы.
Важно периодически пополнять портфолио, отслеживать результаты работы в соответствии с поставленными целями.
Указывать источники используемой для работы информации и описывать средства и методы работы.
Регулярно писать рефлексивные заметки.
Портфолио может быть представлено в текстовом или электронном вариантах, желательно в виде презентации.
На мой взгляд, электронное портфолио учителя должно содержать:
1. Личная страничка учителя.
- краткая автобиография;
- профессиональное кредо (личная позиция, основные ценности, которые выявляют отношения к ученикам и коллегам).
2. Общие сведения..
- сведения об образовании учителя, специальность;
- должность, которую занимает;
- педагогический стаж;
- повышение квалификации;
- квалификационная категория.
3. Профессиональная деятельность.
- сведения о целях и задачах Портфолио;
- план их реализации;
- самообразование в рамках реализации целей и задач;
- деятельность учителя в инновационной работе;
- методический архив учителя (тексты, разработанные или адаптированные дидактические материалы, конспекты, материалы семинаров и т.д.);
- сведения об учебной и общественной нагрузке.
4. Мониторинг профессиональной деятельности.
- участие учителя в конкурсах методических разработок, других профессиональных конкурсах;
- достижения в рамках реализации различных программ.
- показатели учащихся в олимпиадном движении, научно-исследовательской работе.
Данная страничка позволяет отслеживать динамику качества преподавания по годам.
5. Архив.
- учет наград, почетных грамот, фото, архивы разных уроков, семинаров и т.д.
6. Записи.
- размышления автора портфолио, анализ собственных достижения, коррекция цели и задач, следующие шаги в проектировании и программировании своей деятельности.
7.Отзывы о работе учителя. (родителей, администрации )
15