Родительское собрание Как привить ребенку любовь к чтению


«Можно жить и быть счастливым,
не овладев математикой, но
нельзя быть счастливым,
не умея читать».
В. А. Сухомлинский.
Здравствуйте уважаемые родители! Я рада Вас видеть. Сегодня мы с вами будем говорить на очень важную тему. Роберт рождественский сказал, все начинается с любви, а я перефразирую так, все начинается с семьи, дети если не во всем, то очень во многом повторяют судьбу своих родителей, они бессознательно, а иногда и сознательно копируют их линию поведения и переносят все это на свою жизнь.
Для каждого ребенка папа и мама это самые лучшие и важные в жизни люди и соответственно главный пример для подражания, вы же знаете как проходит обычно вечер в среднестатистической семье, когда родители приходят со своей и очень часто не любимой работы, ни настроения, ни сил, ни желаний ничего уже нет, семья собирается за столом, мать не в духе потому что когда ехала домой ноготь сломала, а пока жаловалась на это подруге по телефону, то пережарила котлеты, отец злиться на то, что заказов нет и шеф из-за этого аванс не выдал, еще и котлеты эти пережаренные….
А Ваня сидит как в воду опущенный, потому что двойку из школы по литературе принес, родители причитают «За что? Как это стих не выучил?? Неужели ты не можешь выучить про какой-то памятник?? А когда ты последний раз книжку в руках держал, а где вообще твой учебник по литературе» Приблизительно так происходит воспитание подрастающего поколения. А потом Ваня еще может подзатыльник получить и все…
Отец с чувством выполненного долга садиться перед телевизором. Мать, вымыв посуду садиться за телефон, чтобы записаться на маникюр. А обиженный Ваня закрывается в своей комнате и виде протеста вместо того, чтобы делать уроки, сидит в интернете до ночи.
-Как бы вы описали эту ситуацию?
-Скажите, разве в этой семье есть место книге??
- А давайте вместе с вами сейчас ответим на вопрос, а какую последнюю книгу вы читали?
-Сложно, вот так вот с ходу.
-Что бы вы хотели исправить в этой ситуации??
Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Но, едва научившись читать в начальной школе, дети чаще увлекаются компьютером и телевизором. Замедляется процесс чтения, теряется интерес к нему. Из-за этого замедляются и процессы интеллектуальной деятельности: ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребенка читать.
-Перед вами лежат листочки, и я сейчас хочу, чтобы вы ответили на вопрос как вызвать у ребенка интерес к чтению, что вы как родители можете сделать??
(Ответы родителей, обсуждение)
К сожалению, технический прогресс негативно сказывается на желании детей читать книги. Зачастую дети сначала знакомятся с мультипликационной или киноверсией произведения, где уже есть образы героев, нарисована обстановка, ощущается действие, развитие сюжета, острота ощущений. Поэтому им нет необходимости что-то представлять, додумывать. Это приводит к снижению развития образного мышления у детей. Читать детям становится просто неинтересно. Слова превращаются в простой набор букв, прочитанное остаётся набором событий, имён и названий, непонятных, не пережитых ими. Чтобы наши дети могли увлечься книгой, переживать происходящие события вместе с героями, представлять их, необходимо развивать образное мышление детей. Помочь в этом можете и вы, используя следующие упражнения:
•«Неоконченный рисунок»: создать из каждого кружка различные образы.
•«Облака»: на что похоже облако.
•Инсценируйте с ребёнком отрывки из прочитанной книжки, изменяйте сюжет.
•Рисуйте с ребёнком иллюстрации к прочитанным книгам, придумывайте, как может выглядеть тот или иной герой.
•Сравнивайте прочитанные книги со снятыми по ним фильмами. Обсуждайте, что режиссёр включил в кино- или телеверсию, а что – нет, что бы вы добавили в фильм. Сами составляйте с ребёнком рисованные диафильмы.
•Учите детей пользоваться цитатами из прочитанных произведений.
Кроме того, эти упражнения способствуют развитию его воображения и речи.
Чтобы помочь детям развивать образное мышление, мы сами должны уметь творчески мыслить, перед вами на столах лежат карточки на них набор слов (дед, бабка, внучка, волк, кошей Бессмертный). Давайте попробуем сами составить сказку.
Я приготовила для вас цитаты из книг. Они перед вами на экране. Я хочу, чтобы вы ушли с собрания и взяли для себя самое важное из них. Как совет как руководство к чтению, для своих детей и для самих себя.
Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить. © Ф. Вольтер
Культура — это не количество прочитанных книг, а количество понятых. © Фазиль Искандер
Люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор. © Ф.ЖанлисЧем больше читаешь, тем меньше подражаешь. © Жюль РенарЛюди делятся на две категории: на тех, кто читает книги, и тех, кто слушает тех, кто читает. © Вербер Бернард
Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание. © В. Даль
Чтение для ума — то же, что физические упражнения для тела. © Джозеф АддисонСуществует только одна вещь, худшая, чем не прикасаться к чтению книг последние 90 дней; это не прикасаться к чтению последние 90 дней и думать, что ничего не случилось. © Джим РонЕсть преступления хуже, чем сжигать книги. Например – не читать их. © Рэй Брэдбери