План-конспект урока биологии на тему Витамины и их значение для организма (8 класс)
Урок № 42 11.02.16г Биология, 8 класс Тема: Витамины и их значение для организма
Цель: сформировать общее представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением для здоровья человека.
Задачи:
образовательная: углубить и обобщить знания о значении витаминов; содержания их в продуктах питания; условиях сохранения и правилах приема витаминных препаратов; роли витаминов в обмене веществ.
развивающая: развивать умения самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию; умение обсуждать проблемные вопросы и делать выводы;
воспитательная: формирование положительной мотивации на восприятие нового материала, познавательной активности на уроке, понимать важность сохранения своего здоровья.
Ход урока.
1. Организационный момент
2. Мотивация
3.Актуализация знаний.
Вы, конечно, наслышаны о витаминах. А знаете ли вы, что такие состояния, как депрессия, сонливость, потливость, вялость - это результат нехватки витаминов? А всем так хочется быть бодрыми и здоровыми. А для этого необходимо знать о роли витаминов для организма.
4. Этап целеполагания ( совместно с учащимися)
Нам следует выяснить: какие бывают витамины, их роли для организма, какие болезни развиваются при недостатке витаминов.
5. Изучение нового материала.
Работа в группах
1. Что такое витамины? История открытия витаминов. Что такое авитаминоз и гиповитаминоз? (Слайды 2-7)
Витамины - это низкомолекулярные вещества, обладающие большой биологической активностью. Действие их проявляется в малых количествах и выражается в регулировании процессов обмена веществ.
2. Водорастворимые витамины (Слайды 8-12)
3. Жирорастворимые витамины (Слайды13-15)
4. Способы сохранения витаминов в пищевых продуктах. Что лучше естественные или искусственные витамины? (Слайды 16-18)
6. Закрепление пройденного материала.
1.Заполните таблицу (работа с текстом учебника)
№ п/пВитамин Значение для организма Признаки гиповитаминоза, авитаминоза Продукты питания, содержащие витамин
2. Тестовая работа
1. Авитаминоз – это…
а) переизбыток витамина;
б) отсутствие витамина;
в) нормальное содержание витамина
2. В цитрусовых большом количестве содержится:
а) витамин А;
б) витамин Е;
в) витаминС4. Витамины были открыты:
а) Эйкманом;
б) Луниным;
в) Фрунком.
5. Источниками витамина D являются:
а) Жирная рыба, масло, солнечный загар;
б) свежие овощи, фрукты, молоко;
в) водоросли, мясо, яйц3.Повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям?
а) витамина К;
б) витамина В;
в) витамина С.
6. Недостаток витамина С приводит к заболеванию:
а) Цинга;
б) Пеллагра;
в) Рахит
Самопроверка и самооценка:
1 2 3 4 5 6
б в в б а а
6б. – Вы молодец! Витамины и их важное значение не тайна для вас.
5-4 б. – Вы хорошо потрудились, но вам ещё придётся приложить усилия, чтобы овладеть прочными знаниями по данной теме.
3 -1 б.- Ваши знания о витаминах на данный момент недостаточны! Теме «Витамины» вы должны придать большое значение, это крайне важно для вашего здоровья!
7. Рефлексия:
Я знал…. Я узнал…. Чтобы быть здоровым, надо….
8. Домашнее задание.
Проработать текст параграфа 39, ответить на вопросы – стр.95; выучить термины
Составить 3-5 тестовых задания по теме «Витамины»
Подготовить плакаты, сообщения, схемы ( «Витамины красоты», « Витаминный стол» и др)
Приложение 1
Для сохранения витаминов в приготовляемой пище необходимо знать, что высокая температура разрушает витамин С и значительно снижает содержание витаминов группы В. Одним из лучших методов сохранения продуктов со сравнительно небольшими потерями витаминов является консервирование с помощью низкой температуры, т. е. путем охлаждения и замораживания.
Охлаждение предусматривает поддержание в толще продукта температуры в пределах 0...+4°С. Замораживание связано с образованием в цитоплазме клеток кристаллов льда. Особенно ценным является метод быстрого замораживания продуктов, так как при этом хорошо сохраняются витамины. В этом случае нужно также использовать быстрое размораживание.
Обычная естественная (солнечная) сушка продуктов сопровождается значительным разрушением витаминов. В наибольшей степени обеспечивает сохранность витаминов вакуумная сушка. Она проводится в условиях разрежения при температуре не выше 50 °С.
Одним из способов сохранения витаминов является квашение продуктов, когда в процессе молочнокислого брожения образуется молочная кислота, способствующая сохранению в заквашиваемых продуктах витамина С.
Для получения суточной нормы нужно съесть в день!!!
Витамин СЯблок 1-2,5 кг или сладкого красного перца 2-4 штВитамин ЕРастительного масла 20 = 30 г или орехов 75 г Витамин АМасла сливочного 150 г или икры 100 г
Каротин
Моркови с маслом 100 г или зелени 200 – 400 г
Витамин D
Рыбы 200 – 400 г или рыбьего жира 1 ч.л.
Витамин В1Мяса 1,5 или хлеба 1 кг
ВитаминВ6Мяса 0,5 кг
ВитаминВ12
Молока 1,5 – 2 л
Фолиевая кислота
Салата 5400 г или печени 300 г
Приложение 2
№ п/пВитамин Значение для организма Признаки гиповитаминоза, авитаминоза Продукты питания, содержащие витамин
№ п/пВитамин Значение для организма Признаки гиповитаминоза, авитаминоза Продукты питания, содержащие витамин