Программа внеурочной деятельности «Зелёный пылесос»
Программа внеурочной деятельности младших школьников
«Зелёный пылесос»
Пояснительная записка
1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс.
Экологическое образование выступает необходимым условием преодоления негативных последствий влияния человека на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности. Специфической особенностью экологического образования младших школьников является непосредственный контакт ребёнка с объектами природы, «живое» общение с растениями, которые являются частью развивающей экологической среды в образовательном учреждении.
Программа внеурочной деятельности младших школьников «Зелёный пылесос» обеспечит надёжные основы формирования биоэкологических знаний и экологической ответственности учащихся. Данная программа позволит учащимся найти ответ на вопрос: «Как правильно подобрать растение и определить его место в интерьере жилого помещения, руководствуясь принципом экологической целесообразности?». Учащиеся научатся правильно определять потребность растений в ведущих экологических факторах (свет, тепло, вода), что важно при культивировании комнатных растений.
Программа «Зелёный пылесос» связана с учебными курсами природоведения (окружающего мира) и технологии, предполагает расширение и систематизацию знаний и умений в области разведения комнатных растений и ухода за ними. В программе заложены возможности для осуществления межпредметных связей с уроками литературного чтения, технологии, изобразительного искусства. Реализация этих возможностей поможет добиться более осознанного и прочного усвоения учащимися биоэкологических знаний.
Программу внеурочной деятельности учащихся «Зелёный пылесос» можно характеризовать как авторскую. Её новизна состоит в следующем:
– в программе предлагается подход по формированию у учащихся представлений о многообразии факторов среды, морфофункциональной адаптации растений к взаимодействию с внешней средой; реализация программы способствует накоплению у младших школьников фактических знаний, раскрывающих единство и взаимосвязь организма с окружающей средой;
– в процессе реализации программы создаются условия для формирования у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологической ситуации; умения выбирать способы решения экологических проблем; способности к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде.
2. Цель и задачи программы.
Цель: включить детей в экологически ориентированную практическую деятельность по созданию оптимальных условий для нормальной жизнедеятельности комнатных растений с учётом их происхождения, принадлежности к определённой экологической группе, роста и развития, сезонных изменений в их жизни.
Задачи:
обучающие – 1) углубить знания о строении, жизни, развитии, многообразии, значении растений в природе и жизни человека; 2) сформировать знания о комнатных растениях (о многообразии факторов среды, связи растений со средой, выражающейся в потребности в различных факторах, морфофункциональной адаптации растений к взаимодействию с внешней средой и др.); 3) углубить знания об экологических факторах среды обитания растений, о разведении комнатных растений; 4) сформировать трудовые и растениеводческие умения и навыки;
развивающие – развивать умения анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять биоэкологические знания; память, логическое мышление, воображение, творческие способности;
воспитательные – воспитывать ответственное отношение к комнатным растениям как объектам окружающего мира, эстетические чувства по отношению к комнатным растениям; трудолюбие.
3. Отличительные особенности программы.
Программу внеурочной деятельности младших школьников «Зелёный пылесос» можно характеризовать как программу эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией.
Основными отличительными особенностями, характеризующими содержание программы «зелёный пылесос» и пути её реализации, являются:
– программа предусматривает ознакомление учащихся с определяющими экологическими факторами, к числу которых относят температуру, освещённость, влажность, водный режим, почву, т. е. составные части климата, а также влияние членов сообществ, находящихся в данном конкретном жизненном пространстве;
– в программе предусмотрена опора на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по её улучшению;
– большое внимание уделено формированию практических навыков ухода за растениями, сделан акцент на географическое происхождение объектов изучения;
– программа разработана с учётом сезонной периодичности у комнатных растений, что обеспечивает выполнение практических работ в течение всего учебного года;
– содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к комнатным растениям;
– практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, опыты, наблюдения и практическую работу.
4. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.
Программа рассчитана на четыре года обучения учащихся 1–4 классов. Набор детей свободный. Режим занятий: общее число часов в год – 33 часа в 1 классе; по 34 часа во 2-4 классах; число часов и занятий в неделю – 1 час; периодичность занятий – еженедельно (за исключением каникул).
№ раздела Наименование раздела Распределение часов по годам обучения
1 класс 2
класс 3 класс 4
класс
1.Раздел Комнатные растения – знакомые незнакомцы 2 5 6 3
2.Раздел
Что влияет на жизнь комнатных растений?
11 9 11 8
3.Раздел
Путешествие с комнатными растениями
14 11 5 11
4.Раздел
«Как улучшить условия жизни комнатных растений?» 4 8 10 10
5 Раздел Подводим итоги 2 1 2 2
Методы и формы работы
Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность учащихся нацелена на обеспечение принятия законов существования в природе и социальной среде; воспитание гуманных отношений ко всему живому, экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, экологической ответственности.
Основной акцент в содержании программы сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности.
Ведущие методические принципы:
1. Принцип деятельности, подразумевающий активное включение ребёнка в учебно-познавательную, экологическую и трудовую деятельность.
2. Принцип гуманности, основанный на уважении к личности учеников,
признании их права на собственное мнение.
3. Принцип диалогичности, основанный на демократическом стиле взаимоотношений учителя и ученика. Образовательный процесс рассматривается как форма общения равных субъектов (взрослого и ребёнка).
4. Принцип вариативности даёт возможность развивать у учащихся вариативное мышление, сравнивать и находить оптимальный вариант решения проблемных задач.
2. Тематический план программ
№ Название модуля,
разделы Всего
часов Количество часов Характеристика
деятельности обучающихся
1 2 3 4 Теория Практика Теория Практика Теория Практика Теория Практика 1 год (33 часа)
1 Комнатные растения – знакомые незнакомцы
1.1. Зелёные друзья наших комнат
1.2. Как узнать «зелёного друга? 1 1 знать основные группы комнатных и декоративных растений, систему понятий курса и владеть терминологией
2 Что влияет на жизнь комнатных растений?
2.1. Экологические факторы среды
2.2. Особенности содержания комнатных растений
2.3.Уход за комнатными растениями
2.4. Основные способы размножения комнатных растений 2
2
2
1 1
1
1
1 Знать и применять основные правила ухода за комнатными и декоративными растениями
3. Путешествие с комнатными растениями
3.1. Путешествие с комнатными растениями. Пустыня
3.2. Путешествие с комнатными растениями. Тропики
3.3. Путешествие с комнатными растениями. Болота
3.4. Экскурсия в магазин комнатных цветов
3.5. Праздник «Путешествие с комнатными растениями»
3.6. Получите, друзья, документы! 2
2
2 1
1
1
2
1
2 выявлять связь между строением и функциями органов, организмом растений и условиями внешней среды
Развивать умения по самообразованию, использованию различных источников информации
4. «Как улучшить условия жизни комнатных растений?»
4.1. Откуда растения берут пищу?
4.2. Комнатным растениям нужен доктор! 1
1 1
1 выявлять причины заболеваний, признаки дефицита различных химических элементов в организме растений, принимать профилактические меры для поддержания организма растений в здоровом состоянии.
5. Подводим итоги 2 вести диалог, выступать публично;
участвовать в коллективной мыслительной деятельности;
Итого 16 17 2 год (34 часа)
1 Комнатные растения – знакомые незнакомцы
1.1. Цветочно-декоративные растения и их значение в жизни человека
1.2. Биологические особенности комнатных растений 2
1 2 знать основные группы комнатных и декоративных растений, систему понятий курса и владеть терминологией
2 Что влияет на жизнь комнатных растений?
2.1. Календарь природы. Фенологические наблюдения
2.2. Питание комнатных растений из почвы и их подкормка
2
2 2
3 описывать полученные результаты, делать выводы;
3 Путешествие с комнатными растениями
3.1. Многолетние декоративные растения. Характеристика наиболее распространенных многолетних декоративных растений
3.2. Разнообразие и классификация по происхождению. Особенности выращивания.
2
3 2
4 выявлять связь между строением и функциями органов, организмом растений и условиями внешней среды
4 «Как улучшить условия жизни комнатных растений?»
4.1. Насекомые вредители комнатных растений и борьба с ними
4.2. Основные способы размножения комнатных растений
2
2 1
3 выявлять причины заболеваний, признаки дефицита различных химических элементов в организме растений, принимать профилактические меры для поддержания организма растений в здоровом состоянии.
5 Подводим итоги 1 участвовать в коллективной мыслительной деятельности;
вести диалог, выступать публично;
уметь аргументировано доказывать свою точку зрения, формулировать выводы.
Итого 17 17 3 год (34 часа)
1 Комнатные растения – знакомые незнакомцы
1.1. Комнатные растения, которые рекомендуются для оборудования кабинета.
1.2. Каталогизация и паспортизация растений 2
1 1
2 Развивать умения по самообразованию, использованию различных источников информации
владеть навыками подготовки презентаций.
2 Что влияет на жизнь комнатных растений?
2.1. Календарь природы. Фенологические наблюдения
2.2. Экологические факторы среды
2.3. Уход за комнатными растениями 1
2
1 2
1
4 описывать полученные результаты, делать выводы;
3 Путешествие с комнатными растениями
3.1 Экскурсия в магазин комнатных цветов
3.2. Праздник «Путешествие с комнатными растениями» 3
2 Расширить знания в области биологии и физиологии растений; селекции растений, растениеводства.
4 «Как улучшить условия жизни комнатных растений?»
4.1. Подготовка к опытнической работе
4.2. Вегетативное размножение комнатных растений
4.3. Подведение итогов опытнической работы 1
2
1 1
5 применять на практике теоретические знания о способах размножения, агротехнике выращивания растений;
5 Подводим итоги 1 1 участвовать в коллективной мыслительной деятельности;
вести диалог, выступать публично;
уметь аргументировано доказывать свою точку зрения, формулировать выводы.
Итого 12 22 4 год (34 часа)
1 Комнатные растения – знакомые незнакомцы
1.1. История комнатного цветоводства. Значение комнатных растений в жизни человека (эстетическое, целебное и др.)
1.2. Позитивное влияние комнатных растений на самочувствие.
1.3. Сказания, легенды, мифы о комнатных растениях.
1
1
1 уметь конспектировать, осуществлять пометки, выписки, составлять тезисы;
описывать полученные результаты, делать выводы;
владеть навыками подготовки презентаций.
2 Что влияет на жизнь комнатных растений? 2.1. Особенности ухода за комнатными растениями в осенний период.
2.2.Правила
расположения растений в жилом помещении, их влияние на атмосферу в доме.
2.3 Особенности ухода за комнатными растениями в зимний период.
2.4. Особенности ухода за комнатными цветами весной.
2.5. Особенности ухода за комнатными цветами в летний период.
1
1
1
1
1 1
2 Развивать умения по самообразованию, использованию различных источников информации
Знать основные правила ухода за комнатными и декоративными растениями ;
функциональные и физиологические особенности организма растений
3 Путешествие с комнатными растениями
3.1. Цитрусовые, их родина, биологические особенности, разнообразие, требования к содержанию, целебные свойства комнатных цитрусовых.
3.2. Вьющиеся растения (лианы), биологические особенности, разнообразие, требования к содержанию.
3.3. Ампельные растения. Разнообразие видов, биологические особенности и требования к уходу, целебные свойства (традесканция, плющ, хлорофитум).
3.4. Ядовитые комнатные растения. Меры предосторожности.
1
1
1
2 2
2
2 Расширить знания в области биологии и физиологии растений; селекции растений, растениеводства.
4 «Как улучшить условия жизни комнатных растений?»
4.1. Болезни и вредители комнатных растений, способы борьбы с ними
4.2. Биологические методы борьбы с вредителями и болезнями комнатных цветов.
4.3. Составление земляных смесей, пересадка, подкормка комнатных цветов.
4.4. пересадка, размножение, подкормка, полив и опрыскивание комнатных растений.
1
1
1
1 1
1
2
2 выявлять причины заболеваний, признаки дефицита различных химических элементов в организме растений, принимать профилактические меры для поддержания организма растений в здоровом состоянии.
применять на практике теоретические знания о способах размножения, агротехнике выращивания растений;
5 Подводим итоги
Занимательное занятие: «В мире комнатных цветов».
2 участвовать в коллективной мыслительной деятельности;
вести диалог, выступать публично;
уметь аргументировано доказывать свою точку зрения, формулировать выводы.
Итого 19 15 Таблица распределения часов
1класс
№ п/п Наименование разделов и дисциплин Всего,
час. В том числе Характеристика
деятельности обучающихся
теория практика 1 Комнатные растения – знакомые незнакомцы 2 1 1 овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
2 Что влияет на жизнь комнатных растений?
11 7 4 3 Путешествие с комнатными растениями
14 6 8 4 «Как улучшить условия жизни комнатных растений?» 4 2 2 5 Подводим итоги 2 2 2 класс
№ п/п Наименование разделов и дисциплин Всего,
час. В том числе Характеристика
деятельности обучающихся
теория практика 1 Комнатные растения – знакомые незнакомцы 5 3 2 освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам исследования;
2 Что влияет на жизнь комнатных растений?
9 4 5 3 Путешествие с комнатными растениями
11 5 6 4 «Как улучшить условия жизни комнатных растений?» 8 4 4 5 Подводим итоги 1 1 3 класс
№ п/п Наименование разделов и дисциплин Всего,
час. В том числе Характеристика
деятельности обучающихся
теория практика 1 Комнатные растения – знакомые незнакомцы 6 3 3 развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
2 Что влияет на жизнь комнатных растений?
11 4 7 3 Путешествие с комнатными растениями
5 5 4 «Как улучшить условия жизни комнатных растений?» 10 4 6 5 Подводим итоги 2 1 1 4 класс
№ п/п Наименование разделов и дисциплин Всего,
час. В том числе Характеристика
деятельности обучающихся
теория практика 1 Комнатные растения – знакомые незнакомцы 3 3 освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам исследования; формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.; развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
2 Что влияет на жизнь комнатных растений?
8 5 3 3 Путешествие с комнатными растениями
11 5 6 4 «Как улучшить условия жизни комнатных растений?» 10 4 6 5 Подводим итоги 2 2 3. Содержание программы
Комнатные растения – знакомые незнакомцы (16 часов)
1 класс -2 ч. Темы занятий: Зелёные друзья наших комнат. Как узнать «зелёного друга?"
2 класс -5 ч. Темы занятий: Цветочно-декоративные растения и их значение в жизни человека. Биологические особенности комнатных растений.
3 класс - 6 ч. Темы занятий: Комнатные растения, которые рекомендуются для оборудования кабинета. Каталогизация и паспортизация растений.
4 класс - 3 ч. Темы занятий: История комнатного цветоводства. Значение комнатных растений в жизни человека (эстетическое, целебное и др.) Позитивное влияние комнатных растений на самочувствие. Сказания, легенды, мифы о комнатных растениях.
Что влияет на жизнь комнатных растений? (39 часов)
1 класс -11ч. Темы занятий: Экологические факторы среды. Экологические факторы среды. Уход за комнатными растениями. Основные способы размножения комнатных растений.
2 класс - 9 ч.Темы занятий: Календарь природы. Фенологические наблюдения. Питание комнатных растений из почвы и их подкормка.
3 класс - 11 ч. Темы занятий: Календарь природы. Фенологические наблюдения. Экологические факторы среды. Уход за комнатными растениями.
4 класс - 8 ч. Темы занятий: Особенности ухода за комнатными растениями в осенний период. Правила расположения растений в жилом помещении, их влияние на атмосферу в доме. Особенности ухода за комнатными растениями в зимний период. Особенности ухода за комнатными цветами весной. Особенности ухода за комнатными цветами в летний период.
Путешествие с комнатными растениями (41 час)
1 класс - 14 ч. Темы занятий: Путешествие с комнатными растениями. Пустыня. Путешествие с комнатными растениями. Тропики. Путешествие с комнатными растениями. Болота. Экскурсия в магазин комнатных цветов. Праздник «Путешествие с комнатными растениями». Получите, друзья, документы!
2 класс - 11 ч. Темы занятий: Многолетние декоративные растения. Характеристика наиболее распространенных многолетних декоративных растений. Разнообразие и классификация по происхождению. Особенности выращивания.
3 класс - 5 ч.Темы занятий: Экскурсия в магазин комнатных цветов.
Праздник «Путешествие с комнатными растениями».
4 класс - 11 ч. Темы занятий: Цитрусовые, их родина, биологические особенности, разнообразие, требования к содержанию, целебные свойства комнатных цитрусовых. Вьющиеся растения (лианы), биологические особенности, разнообразие, требования к содержанию. Ампельные растения. Разнообразие видов, биологические особенности и требования к уходу, целебные свойства (традесканция, плющ, хлорофитум). Ядовитые комнатные растения. Меры предосторожности
«Как улучшить условия жизни комнатных растений?» (32 часа)
1 класс - 4 ч. Темы занятий: Откуда растения берут пищу? Комнатным растениям нужен доктор!
2 класс - 8 ч. Темы занятий: Насекомые вредители комнатных растений и борьба с ними. Основные способы размножения комнатных растений.
3 класс - 10 ч. Темы занятий: Вегетативное размножение комнатных растений.
4 класс - 10 ч. Темы занятий: Болезни и вредители комнатных растений, способы борьбы с ними. Биологические методы борьбы с вредителями и болезнями комнатных цветов. Составление земляных смесей, пересадка, подкормка комнатных цветов. Пересадка, размножение, подкормка, полив и опрыскивание комнатных растений.
Заключительные обобщающие уроки на усмотрение учителя могут быть проведены в форме урока-отчета о проделанной исследовательской работе, урока-презентации творческих работ.
4. Предполагаемые результаты
Личностными результатами освоения программы являются:
– любознательность и интерес к изучению комнатных растений;
– желание заботиться и ухаживать за комнатными растениями в классе и дома;
– ответственное отношение к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды;
– мотивация дальнейшего изучения природы.
Метапредметными результатами являются:
– овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
– освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам исследования;
– формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
– развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
– в ценностно-ориентационной сфере – сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
– в познавательной сфере – наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы; об изменениях природной среды под воздействием человека; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни;
– в трудовой сфере – владение навыками ухода за комнатными растениями;
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности:
обучающиеся должны знать: названия самых распространённых комнатных растений и их признаки, устно описывать 5–6 комнатных растений; значение комнатных растений в жизни человека, их влияние на здоровье, психику человека, микроклимат помещения; экологические особенности основных групп комнатных растений в зависимости от географической зоны местообитания родоначальников; правила экологической целесообразности, которыми нужно руководствоваться при выборе комнатных растений и аранжировке помещения.
обучающиеся должны уметь: различать наиболее распространённые комнатные растения и их признаки; ухаживать за комнатными растениями с учётом требований к условиям жизни и размещению растений в интерьере; заготавливать черенки, высаживать рассадный материал в вазоны, выполнять опрыскивание, полив, рыхление, удаление пыли; наблюдать за ростом и развитием комнатных растений; проводить диагностику микроклимата помещения на предмет световых, температурных условий, влажности воздуха для правильного подбора комнатных растений; проводить диагностику влияния недостатка или избытка абиотических факторов (света, влаги, воды, изменения температуры) на комнатные растения и вовремя предотвращать последствия.
5.Формы контроля
С целью контроля реализации программы её эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится 2 раза (декабрь, май).
Педагогическая диагностика результатов обучения детей проводится по четырём блокам: знания о комнатных растениях; умения ухаживать за комнатными растениями; экологическое мышление; экологическая ответственность.
Текущая диагностика проводится в итоговой части или в начале занятия при повторении предыдущей темы. Результаты такой диагностики свидетельствуют об уровне усвоения материала. Данный вид диагностики осуществляется при помощи практических заданий, беседы по пройденной теме, кроссворда, дидактической игры и др.
Обобщающая диагностика проводится после изучения тематического блока в виде самостоятельной практической работы. Данная диагностика проводится методом включённого педагогического наблюдения и анализа результатов деятельности обучающихся.
6. Методические рекомендации
Система занятий в рамках программы построена следующим образом: по каждому разделу организуется несколько занятий. Все темы связаны между собой и подчинены одной цели. Весь материал даётся в доступной и привлекательной для детей форме. Закрепление осуществляется во время наблюдений, выполнения практических заданий в группах, изучения дополнительной литературы. Значительное место отводится исследовательской работе и опытам.
Программа предполагает типы занятий: вводное, изучение нового материала, практическое, обобщающее, а также игры, конкурсы, направленные на активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся.
В целях реализации программы используются словесные, наглядные, практические методы обучения в едином комплексе. От темы и содержания материала зависит, каким будет занятие: беседа, путешествие, практическая или исследовательская работа, экскурсия, мультимедиа-занятие или сочетание каких-либо перечисленных форм. Каждое занятие включает проблемные вопросы и проблемные ситуации, дидактические игры.
Задания, предлагаемые ученикам, предполагают разные формы их выполнения: индивидуальную, фронтальную и по группам.
Непосредственные наблюдения детей являются основным источником получения информации о проблемах, связанных с изучением комнатных растений, и их решений.
На занятиях используется лингвистический, литературный, исторический материал, а также музыкальное и изобразительное оформление.
Созданию у детей образов, которые бы им запомнились, служат наглядные средства обучения. Но всегда, когда есть возможность, следует в первую очередь использовать натуральные предметы, непосредственные наблюдения за комнатными растениями, а уж потом их изображения и модели.
7. Материально-техническое обеспечение программы
№п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Количество
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1 Аксёнова, М. Энциклопедия для детей. Биология. Т. 2 / М. Аксёнова, С. Исмаилова. – М. : Аванта+, 1995. – 704 с.
1
2 Анциферов, А. В. Комнатные растения в школе : наблюдения и эксперименты / А. В. Анциферов. – М. : Дрофа, 2010. – 141 с.
1
3 Борисова, А. Иллюстрированная энциклопедия комнатных растений / А. Борисова, О. Бердникова. – М. : Эксмо, 2009. – 240 с.
1
4 Верзилин, Н. Путешествие с домашними растениями / Н. Верзилин. – М. : Детская литература, 1965. – 348 с.
1
5 Воронин, Н. С. Руководство к лабораторным занятиям по анатомии и морфологии растений / Н. С. Воронин. – М.: Просвещение, 1981. – 160 с.
1
6 Клинковская, Н. И. Комнатные растения в школе : кн. для учителя / Н. И. Клинковская, В. В. Пасечник. – М. : Просвещение, 1986. – 143 с.
1
Печатные пособия
7 Карта мира 1
8 Таблицы шкал освещённости, влажности, полива, температуры 1
9 Иллюстрации аранжировок различных помещений комнатными растениями 1
Технические средства обучения
10 Компьютер 1
11 Проектор 1
12 Интерактивная доска 1
Экранно-звуковые пособия
13 Электронные презентации 8
Оборудование кабинета
14 Натуральные объекты живых растений (комнатные растения) 12
15 Земля и горшки для посадки растений 16 Лупы 15
17 Фотоаппарат для наблюдения и выполнения практических работ 1