МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ
Маркина Ю. С.
МАОУ СОШ №5 имени Ю. А. Гагарина, г. Тамбов, markina_uliay@hotmail.com
В нашей стране параллельно с развитием общества, благодаря расширению контактов с зарубежными государствами, ознакомлению с опытом работы зарубежных ученых и педагогов с глухими и слабослышащими детьми, появилось некоторое разнообразие в обучении детей с депривацией слуха. За последние десятилетия в нашей стране широкое распространение получило новое направление реабилитации лиц с тяжелыми формами тугоухости и глухоты – кохлеарная имплантация. Современные методы реабилитации детей с КИ:
Audio-verbal метод (Э.Веденберг, Армин Лёве – Германия, У. Эстербрукс – Канада, Э.Дорнан – Австралия). Это инновационное направление, основанное на моносенсорной базе развития слуховой функции и речи в условиях семейного воспитания. И. В. Королева д.пс.н., главный специалист Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи так комментирует конечные результаты данного метода: «результаты, которые он дает, поражают: ребенок с потерей слуха 90-100 дБ, пользуясь современным слуховым аппаратом, имеет естественное звучание речи и стиль общения ребенка с нормальным слухом. В основе метода лежат следующие идеи:
Ранняя диагностика потери слуха и раннее слухопротезирование (4-6 мес).
Суть ранней абилитации состоит в развитии слуха и речи без опоры на зрение, дактилирование и жест. Опора на зрение, указывает Армин Лёве, «формирует у детей с нарушенным слухом доминирование нежелательной сенсорной модальности». Он также считает, что «чтение с губ на ранней ступени, если оно доминирует в поведении ребёнка, следует даже запрещать. Мы никоим образом не облегчим развитие слухового восприятия речи, если звучание слова или фразы ребёнок будет ассоциировать с их видимым двигательным артикуляционным образом…»
Слух и речь развивают родители, имеющие поддержку специалистов.
Слуховой аппарат должен быть новейшей модификации, и ребенок должен носить его весь день, снимая только на ночь и получать утром вместе с одеждой. Тогда ребенок начинает воспринимать его «как предмет, принадлежащий к его физической сущности, к схеме тела»
Слуховой метод (Королева И.В., Россия). Основные положения «Слухового метода» обучения речи детей с КИ:
Концепция о 4 этапах слухоречевой реабилитации ранооглохших детей после кохлеарной имплантации;
Положение о развитии слухового восприятия как приоритетном направлении коррекционной работы в начальный период использования КИ;
Положение о соотношении спонтанного научения и целенаправленного обучения в развитии слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи у ребенка;
Положение о ведущей роли родителей и семьи в развитии спонтанного слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи.
Первое положение метода. Концепция о 4-х этапах слухоречевой реабилитации ранооглохших детей после кохлеарной имплантации предполагает, что многолетний процесс реабилитации можно разделить на:
1 этап. Начальный этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ.
2 этап. Основной этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ.
3 этап. Языковой этап развития восприятия речи и собственной речи.
4 этап. Период развития связной речи и понимания сложных текстов.
1 этап. Начальный этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ. Его длительность - 3-12 недель. Задачи этого этапа:
Достижение параметров настройки процессора КИ, позволяющих ребенку воспринимать все звуки речи на расстоянии не менее 4 м (обычно >6 м).
Вызывание у ребенка интереса к окружающим звукам, голосу человека, слушанию и анализу, действиям со звуками.
Вызывание у ребенка интереса к своему голосу, игре с голосом, мотивации пользования голосом для общения.
Решение всех 3-х задач создает основу для спонтанного развития процессов слухового/слухоречевого анализа. Этот этап соответствует периоду развития детей с нормальным слухом до 4-6 мес.
2 этап. Основной этап развития слухового/ слухоречевого восприятия с КИ. Его длительность – 6-18 мес. Пониманию содержания и главных задач 2 этапа помогает анализ процесса овладения речью у детей с нормальным слухом и взрослых при овладении иностранным языком. Этот включает, в первую очередь, слуховой анализ слов и запоминание их звучания, понимание значения слова, повторение его звучания, слуховой анализ этого повторения и его запоминание. Задачи 2-го этапа:
Достижение оптимальных и стабильных параметров настройки процессора КИ (это возможно только благодаря появлению у ребенка слухового опыта с КИ, формирования у него умения адекватно оценивать свои ощущения, накопления у родителей опыта наблюдения за реакциями ребенка на звуки).
Развитие/формирование у ребенка всех мозговых процессов анализа звуков и речи как звуковых сигналов: обнаружение, различение, опознавание; слуховое внимание; фонематический слух - это основа для развития способности узнавать и запоминать слова только на слух; слуховой контроль голоса, слухо-артикуляторная координация; слуховая и слухоречевая память.
Развитие у ребенка мотивации к речевому общению и его начальных навыков.
Решение этих задач создает основу для спонтанного развития понимания речи и собственной устной речи у ребенка с КИ. Этот этап соответствует периоду развития детей с нормальным слухом до 2 лет.
3 этап. «Языковой этап развития восприятия речи и собственной речи». Его длительность – более 5 лет. Цель этого этапа: овладение ребенком основными компонентами языковой системы и устной речью как основным средством общения. Этот этап соответствует периоду развития детей с нормальным слухом 5-7 лет. Основные задачи реабилитации на этом этапе связаны с развитием языковой системы и благодаря этому развитию речи как средства общения и познания. Однако в этот период у ребенка происходит также дальнейшее совершенствование слухоречевого восприятия и произносительных навыков: развитие слухоречевой памяти, накопление пассивного (импрессивного) словаря, развитие грамматической системы, развитие понимания устной речи слухо-зрительно и на слух, накопление активного (экспрессивного) словаря, развитие диалогической речи, развитие связной речи, совершенствование голосового контроля, звукопроизношения, просодических характеристик речи на основе слухового контроля, развитие навыков чтения и понимания прочитанного.4 этап. «Этап развития связной речи и понимания сложных текстов». Это значительно более высокий уровень овладения родным языком. Показателем его достижения является умение ребенка понять прочитанный сложный текст, умение пересказать прочитанное, связно рассказать о разных событиях и явлениях, умения общаться с разными людьми с помощью речи. Этот этап соответствует периоду развития речи у детей с нормальным слухом старше 7 лет, такого уровня достигает только часть детей с КИ – дети без дополнительных нарушений, имплантированные в возрасте до 2-х лет, дети, слухопротезированные в возрасте до года, дети, прошедшие систему ранней слухоречевой абилитации.
Второе положение «слухового метода» - это положение о развитии слухового восприятия как приоритетном направлении коррекционной работы в начальный период (1 и 2 этапы) использования КИ. В начальный период (1 и 2 этапы) использования КИ приоритетным направлением коррекционной работы является развитие процессов слухового анализа неречевых и речевых акустических сигналов и слухового восприятия в целом. При этом слух – не цель коррекционно-развивающей работы. Слух – фундамент и инструмент для развития понимания речи окружающих и собственной устной речи у ребенка с КИ, с помощью слуха научиться понимать речь, говорить и мыслить намного легче, чем другим способом.
Третье положение «слухового метода». Положение о соотношении спонтанного и целенаправленного обучения в развитии слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи у ребенка с КИ. Свойства целенаправленного и спонтанного обучения существенно отличаются. «Целенаправленно» человек учится только в определенных особых условиях и в определенные периоды жизни (в детском саду, школе, курсах, занятиях).
Свойства целенаправленного обучения: планомерное, структурированное (теория, планомерные инструкции), практика (планомерные упражнения), требует выполнения конкретных заданий/действий, осваиваемые навыки используются не сразу (не интегрированы), осваиваемые навыки часто не нужны в повседневной жизни, процесс обучения не увлекателен. Спонтанное научение является непреднамеренным научением, происходящим в любой момент во время повседневных дел. Спонтанное научение важнее для большинства умений и знаний, которым человек учится во время большей части жизни. У детей оно происходит во время игры, кормления, гуляния и т.п. Оно происходит разными способами: посредством наблюдения, подражания, социального взаимодействия, разрешения проблем, наблюдения за близкими или разговоре с ними, при приспособлении к разным ситуациям. Это естественный и более эффективный способ научения, чем обучение формальным способом. Свойства спонтанного научения: непланируемое, неструктурированное (происходит само собой), научение во время повседневных дел, действия, приводящие к овладению навыком, скрыты, осваиваемые навыки используются сразу – интегрированы, осваиваемые навыки нужны в повседневной жизни – мотивированы, процесс увлекателен (не всегда…). У ребенка с КИ развитие слуха и речи у ребенка происходит 2-мя способами и в 2-х основных ситуациях:
1.Спонтанное, естественное, интегральное научение. Происходит в течение дня во время ежедневных дел дома, а также режимных моментов в детском саду и школе. Потенциально может происходить 16 час в день, но только при наличии речевой среды.
2.Целенаправленное обучение во время занятий с педагогом или родителями. Происходит очень ограниченное время. Учитывая это обстоятельство очень важно понимать, на что оно должно быть направлено. Целенаправленное обучение детей с КИ должно быть направлено на:
структурированное развитие навыков, которые у ребенка с КИ плохо развиваются спонтанно.
формирование навыков, которые важны для спонтанного развития речи у ребенка на данном этапе.
Четвертое положение «слухового метода» - положение о ведущей роли родителей и семьи в развитии спонтанного слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи у ребенка.С КИ слух ребенка приближается к нормальному, что действительно создает возможность развития у него речи тем же способом, как это происходит у детей с нормальным слухом - спонтанно при общении с окружающими взрослыми. Кроме того, более 80% имплантированных детей – это дети в возрасте до 5 лет, они 83% времени бодрствования проводят в семье, что определяет ведущую роль родителей и семьи в развитии спонтанного слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи у ребенка.
Для организации обучения имплантированных детей должны соблюдаться два основных условия: ребенок должен постоянно находиться в нормальной речевой среде и получать систематическую коррекционную помощь. Современные кохлеарные импланты (КИ) обеспечивают ребенку с большой потерей слуха возможность слышать даже тихую речь и все звуки речи, а, значит, возможность осваивать речь естественным способом – посредством слуха.
Литература
Королева И.В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация. С Пб.: КАРО, 2009.
Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. С Пб.: КАРО, 2012.
Королева И.В. Комплект методических материалов «Учусь слушать и говорить» (4 книги), Санкт-Петербург, КАРО, 2014