Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Геодезия
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ГЕОДЕЗИЯ»
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ:
120101 «ПРИКЛАДНАЯ ГЕОДЕЗИЯ»
270802 «СТРОИТЕЛЬСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ
ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ»
г. Белгород 2015г.
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы составлены на основе рабочей программы учебной дисциплины «Геодезия» реализуемой в соответствии с ФГОС по специальностям СПО: 120101 «Прикладная геодезия;» 270802 « Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов реализуется Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования Российской Федерации, ФГОС СПО (пункт 7.16), Уставом колледжа. Внеаудиторная самостоятельная работа является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом; выполняется по заданию при методическом руководстве, но без его непосредственного участия.
Организация – разработчик: ОГАОУ СПО «Белгородский строительный колледж»
Разработала: преподаватель специальных дисциплин Семенова Г.А.
Рассмотрено на заседании предметной цикловой комиссии
Протокол № 1 от 30 августа 2014 г.
Председатель предметной цикловой комиссии Филимонова Е.В.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Тематический план внеаудиторной самостоятельной работы
Рекомендации по подготовке письменных и расчетно-графических работ
Список рекомендуемой литературы.
Введение.
Самостоятельная работа является объективной для каждого студента и определяется государственным образовательным стандартом, учебным планом и рабочей программой дисциплин. С помощью самостоятельных работ обучающиеся могут приобретать знания, умения и навыки. Все эти работы только тогда дают положительный результат, когда они представляют систему. Всякая система должна удовлетворять определенным требованиям или принципам. В противном случае это будет не система, а случайный набор фактов, объектов, предметов и явлений.
Самостоятельные работы студентов проводятся с целью:
Способствования приобретению студентами глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике.
Удовлетворения основным принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на высоком научном уровне.
Обеспечение разнообразия работ по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у студентов разнообразных умений и навыков.
Углубления и расширения теоретических знаний
Формирование умений использовать нормативную справочную документацию и специальную литературу.
Развития познавательных способностей и активности студентов, их творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности.
Формирования самостоятельного мышления, способности к саморазвитию и самореализации
Развития исследовательских умений и способствует развитию творческого подхода к решению проблем теоретического и профессионального уровня.
Самостоятельная работа помогает формировать у студента способности к творческому применению полученных знаний, адаптации к профессиональной деятельности.
Цель методических рекомендаций – помочь студенту в изучении курсов основных профессиональных дисциплин «Основы геодезии» и инженерной геодезии, выполнению отчетных практических задач, заданий при проведении учебных геодезических практик для получения первичных профессиональных навыков и умений.
Изучение дисциплины геодезия происходит в следующих основных формах и видах аудиторной и самостоятельных работ:
изучение общего курса;
чтение основной и дополнительной литературы, самостоятельное изучение материала по литературным источникам;
работа со словарем, справочником;
поиск необходимой информации через Интернет;
конспектирование источников;
написание реферата. Подготовка к защите (представлению) реферата на аудиторном занятии;
прослушивание учебных аудиозаписей и просмотр видеоматериала;
выполнение домашних самостоятельных расчетно-графических работ;
подготовка к различным формам промежуточной и итоговой аттестации (к тестированию, контрольной работе, зачету, экзамену;
самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа (ответы на вопросы, тренировочные упражнения, задачи, тесты);
подготовка к участию в конкурсе, творческом соревновании.
Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним из составных, органических элементов учебного процесса, и для неё предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически. Только в этом случае у студентов вырабатываются умения и навыки в выполнении различных видов самостоятельной работы и наращиваются темпы в её выполнении. Наиболее важное значение имеют принцип доступности и систематичности, связь теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей, принцип творческой активности, а также принцип дифференцированного подхода к студенту.
Объём и содержание общего курса определяется его программой, которой и надлежит руководствоваться. Предлагаемые методические рекомендации посвящены семинарским занятиям, внеаудиторным самостоятельным работам и рефератам, которые предусмотрены учебным планом.
Тематический план внеаудиторной самостоятельной работы
№№
п/п Название темы Задание для самостоятельной работы Количество
часов
1 2 3 4
1
2
3.
4.
5 Тема 1.1 изучение материала по доп.литературным источникам
Тема 1.2 Самостоятельное изучение материала по литературным
источникам
Тема 1.3 Самостоятельное изучение материала по литературным
источникам.
Решение задач по теме
Тема 1.4.Определение географических и прямоугольных координат
Тема 2.1. Решение задач на ориентирование Изучение материала по дополнительным материалам
Изучение материала по дополнительным материалам
Изучение материала по литературным источникам
Домашнее задание по теме: решение задач по определению прямоугольных координат
Решение задач на ориентирование. Домашнее задание 4
2
2
2
2
6. Тема 2.2 Решение задач на ориентирование Решение самостоятельного практического задания 2
7
8.
9.
10.
11.
12
13
14.
15.
Тема 3.1 Определение расстояний по топокарте
Тема 3,2 Решение задач по определению номенклатур
Тема 3.3. Описание заданного участка местности по топокарте
Тема 3.4. Изображение рельефа с помощью горизонталей
Тема 3.5. Выполнение комплексного задания на решение задач по топокарте
Тема 4.1. Знакомство с историй е угломерных инструментов
Тема 4.2. Знакомство с историей угломерных приборов
Тема 4.3 Приведение прибора в рабочее положение. Производство. поверок и юстировок теодолита
Тема 4.4 Измерение горизонтальных и вертикальных углов. Ведение журнала измерения. Решение задач по определение расстояний по топографической карте
Решение задач по определению номенклатуры листов карт.
Описание заданного участка
местности
Задание по изображению рельефа с помощью горизонталей
Выполнение комплексного задания
Составление конспекта
Знакомство с устройством угломерных приборов 2Т-30 и 4Т30П
Реферат на тему: «Угломерные инструменты»
Самостоятельная лабораторная работа по выполнению поверок теодолита. Установка теодолита в рабочее положение
Измерение горизонтальных а вертикальных углов.
Записи в угломерных журналах 4
4
4
4
4
4
2
4
6
16
17.
18
19.
20.
21
22.
23
24.
25.
26. Тема 4.5. Обработка результатов измерений длин линий. Вычисление относительной погрешности
измерений.
Тема 4.6. Вычисление расстояний с помощью нитяного отвеса
Тема 5.1. Знакомство с историей нивелирования
Тема 5.2. Изучения устройств нивелира. Выполнение поверок
Тема 5.3. Изучение инструкций по нивелированию I, II, III и IY классов
Тема 5.4. Камеральная обработка журнала технического нивелирования.
Тема 6.1 Обработка теодолитного хода
Тема 6.2. Уравнивание превышений и вычисление отметок точек высотного хода
Тема 7.1. Выполнение расчетно-графической работы по теме: «Геодезические работы при при вертикальной планировке участка» по индивидуальному варианту
Тема 7.2 Понятие о геодезических работах при трассировании сооружений линейного типа.
Тема: 8.1. Содержание и технология работ по выносу проектных элементов в натуру Самостоятельная практическая работа по вычислению длин линий.
Самостоятельная практическая работа по выполнению линейных измерений.
Знакомство с историей нивелирования – самостоятельная работа по изучению материалов нивелирования с использованием дополнительной литературы и сведений, полученных из интернета.
Самостоятельная лабораторная работа по изучению устройства нивелира. Выполнение поверок и юстировок нивелира
Изучение нормативной базы, инструкций по производству нивелирования I- IY классов.
Заполнение журнала технического нивелирования. Вычисление контроля измерений
Самостоятельная практическая работа по обработке материалов теодолитного хода.
Самостоятельная практическая работа по уравниванию превышений и высот нивелирного хода
Выполнение самостоятельной расчетно-графической работы по обработке материалов вертикальной планировки.
Выполнение расчетно-графической самостоятельной работы по индивидуальному варианту по теме: «Построение профиля по результатам полевого трассирования. Определение проектных элементов трассы.
Подготовка к текущему контролю с использованием конспекта, учебных пособий.
Выполнение самостоятельного задания по индивидуальному варианту: « Геодезическая подготовка для выноса в натуру проектных элементов.
Подготовка к рубежному контролю. 4
4
6
4
4
4
8
6
6
6
6
Всего: 108 часов
Рекомендации по подготовке письменных работ.
Важной частью самостоятельной работы студента является подготовка и защита рефератов или докладов по определенной теме, в которых собирается информация из одного или нескольких источников
Составление реферата или доклада осуществляется по следующему алгоритму:
Подобрать литературу по данной теме, познакомиться с её содержанием;
Пользуясь закладками, отметить наиболее существенные места или сделать выписки;
Составить план доклада;
Написать план реферата (доклада), в заключение которого обязательно выразить свое отношение к излагаемой теме и её содержание;
Прочитать текст и отредактировать его;
Оформить в соответствии с требованиями к оформлению письменной работы.
Примерная структура реферата (или доклада):
Титульный лист
Текст работы
Список используемой литературы.
Критерии оценки реферата (или доклада)
№№
п/п Критерии оценки Баллы
1
2.
3.
4.
5.
6.
7
8
9
10 Умение сформулировать цель и задачи работы
Умение работать с научной литературой (полнота научного обзора), грамотность
Полнота и логичность раскрытия темы
Степень самостоятельности мышления
Корректность выводов
Трудоемкость работы
Реальная новизна работы
Культура оформления текста
Эрудированность автора в рассматриваемой области (владение материалом, терминологией, знакомство с современными проблемами)
Качество ответов на вопросы (полнота, аргументированность, умение реагировать на критику, готовность к дискуссии) 9
9
9
9
8
14
8
14
6
14
Критерии переводов баллов в оценку
Количество баллов оценка Участие в чтениях
0-25
25-50
51-75
76-100 «Неудовлетворительно»
«Удовлетворительно»
«Хорошо»
«Отлично» Не допускается
Заочное участие
Допускается к защите
Критерии оценки выполнения студентами отчетных практических и самостоятельных работ:
№№
пп Оцениваемые
навыки Метод
оценки Граничные критерии оценки
Отлично Неудовлетворительно
1 2 3 4 5
1. Отношение к работе Наблюдения руководителя Ответственно относится к выполнению полученного задания, не допуская опозданий и пропусков, все материалы представлены в назначенный срок Регулярные опоздания и пропуски. Отношение к работе крайне безответственное, материалы практики к указанному сроку не предоставлены
2. Взаимоотношения и эффективность работы как члена бригады Наблюдения руководителя, отношение коллег Коммуникабелен, быстро адаптируется
к выполнению различных ролей в бригаде Отношения с коллегами напряженные, указания бригадира не выполняет, любую работу порученную как члену бригады пытается переложить на других
3. Использование приборной базы Наблюдения руководителя Грамотно работает с приборами, соблюдает все правила и приемы работы, техники безопасности. Может иметь свободный доступ к геодезическим приборам Не способен без помощи преподавателя выполнять основные операции с приборами. Нет твердых знаний основных частей приборов и правил работы с ними.
4 Выполнение необходимых вычислений и использования стандартных алгоритмов и форм Просмотр материалов
Четко заполняет журналы измерений и выполняет вычисления. Без затруднений выполняет вычисления в ведомостях уравнивания Не способен использовать даже простейшие арифметические действия для получения конкретного результата. Большое число ошибок в вычислениях, требуется доскональная проверка результатов
5 Умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач Наблюдения руководителя. Просмотр материалов Без дополнительных пояснений (указаний) использует навыки и умения, полученные при изучении дисциплин: «Математика», «Основы геодезии», «Инженерная графика» Не способен использовать знания из разделов смежных дисциплин при решении задач
6. Оформление работы Просмотр материалов Все материалы оформлены согласно стандартным требованиям инструкций, топографическая графика на высоком уровне. Работа оформлена в высшей степени небрежно. Демонстрируемые записи вычислений не могут не привести к дополнительным ошибкам
7. Умение отвечать на вопросы, пользоваться профессиональной и общей лексикой при сдаче отчёта(защите) Собеседование Грамотно отвечать на поставленные вопросы, используя профессиональную лексику. Может обосновывать свою точку зрения по проблеме. Четко видит цель Показывает незнание предмета при ответе на вопросы, низкий интеллект, узкий кругозор, ограниченный словарный запас. Чётко выраженная неуверенность в ответах и действиях
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Закон РФ « О геодезии и картографии» № 209-ФЗ от 26.12.1995 г.
2. Геодезия: учебник для среднего проф. образования М.И. Киселев и Д.Ш. Михелев. М.: издательский центр «Академия» 2004 г.
3. Геодезия: учебное пособие для техникумов. С.П. Глинский, Г.И. Гречанинова, В.Н. Данилевич и др. М.: Картгеоцентр» - «Геодезиздат» 1995 г.
4. Руководство по геодезической и топографической практике. В.Л. Ассур М.М. Муравин. М.: Картгеоцентр» - «Геодезиздат» 1985 г.
5. Словарь терминов, употребляемых в геодезической и картографической деятельности. Г.Л. Хинкис, В.Л. Зайченко. М.: ООО «Издательство «Проспект», 2009 г.
6. Инструкция по топографической съемке в масштабах 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500. М.: Недра, 1982 г.
7. Инструкция по нивелированию I, II, III и IV классов. ГКИНП (ГНТА)-03-010-03, М., ЦНИИГАиК, 2004 г.
8. Таблицы условных знаков масштаба 1:10000. М.: Недра, 1977 г.
9. Таблицы условных знаков масштабов 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:5000.
М.: Недра, 1989 г.
Интернет ресурсы/текстовые:
www.geo66.ruwww.geodigital.ruСправочники:
Инструкция по нивелированию I, II, III и IV классов.
ГКИНП (ГНТА) -03-010-031 федеральная служба геодезии и картографии России.М.: ЦНИИГАиК, 2004 год
Хинкинс Г.Л., Зайценко В.Л. Словарь терминов, употребляемых в геодезической и картографической деятельности: М.: «Проспект», 2006 год
Интернет ресурсы : геодезические, картографические инструкции, нормы и правила.
www.gosthelp.rywww.complexdoc.ruwww.goedan.ruwww.lawmix.ruwww.gostrf.comwww.geo-book.ruОбучающая программа-урок «Геодезия» (6 модулей), DesoftLTD.
Дополнительные источники:
1. Электронная версия учебного пособия «Геодезия. Общий курс»,
Б.Н. Дьяков. © ЦИТ СГГА, 2002 г.
2. Энциклопедия. Геодезия, Картография, Геоинформатика, Кадастр/под ред. А.В. Бородко, В.П. Савиных – М.: Геодезкартиздат, 2008 г.