Использование технологии активных методов обучения на уроках с обучающимися с ОВЗ
Корюхова С.Г.
учитель нач. кл.
МБОУ «Троельжанская СОШ»
Использование технологии активных методов обучения на уроках с обучающимися с ОВЗ
Рассматривая дифференцированный подход как одну из форм коррекционной работы, важно помнить об использовании неспецифических приёмов – доброжелательности, единства действий, доступности знаний (по Ю.К.Бабанскому), и специфических, таких, как повторение, закрепление, учёт темпа восприятия, наводящие вопросы, расчленение сложного, умения не торопить в обдумывании, учить видеть главное, формировать действия поэтапно, создавать оптимальный уровень требований, чередовать труд и отдых, чаще переключать виды деятельности.Таким образом, современный урок в специальном классе обучающихся с ОВЗ – это когда, каждый учитель вносит в него свой творческий опыт. Главный тезис современного урока в соответствии с ФГОС-2010: «больше ученика – меньше учителя». Урок тогда будет эффективен, когда будет построен на учительско - ученической деятельности. Это достигается практическими самостоятельными методами и приемами.
Интерес – это удовлетворение от процесса деятельности, поэтому конкретные действия на уроке, такие как самостоятельные упражнения и практические работы, учащиеся классов VII вида выполняют охотнее, чем познавательные задачи. Я считаю целесообразно применять технологию «Активные методы обучения» в процессе обучения в том, что она позволяет активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся.
АМО строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения; интерактивности, разнообразных коммуникациях, на использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации работы, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Хочется предложить несколько АМО используемых на уроках:
«Гости» (заимствованный Новорузова С.Н., учитель нач.кл. г. Москвы). Цель: введение в занятие и разбиение на группы.
Материалы: поднос и вырезанные картинки каравая с солонкой (3 варианта).
Технология проведения. Дети вспоминают традиции встречи гостей и, произнося слова «Хлеб да соль» берут картинку с изображение каравая.
Объяснение. Давайте вспомним, что раньше на Руси было принято, войдя в горницу, сказать: «Хлеб да соль». И в ответ услышим: «Хлеб кушать милости просим». Возьмите с подноса каравай хлеба с солонкой и присаживайтесь за соответствующий стол.
«Одно на двоих» (сборник «Активные методы обучения»)
Цель: Содействовать усвоению обучающимися нового знания при выполнении задания, закрепить знание во внешней речи обучающихся.
Материалы: Упражнение
Технология проведения.
- Внимательно посмотрите на предложения. Сформулируйте задание. Что мы должны получить при выполнении задания? (Предложения с безошибочным написанием слов с пропущенными орфограммами).
- Назовите действия, которые помогут успешно выполнить задание.
( 1) Шёпотом прочитать предложение. 2) Опознать пропущенные орфограммы. 3) Вспомнить правило.)
Контроль: учащиеся оценивают свою работу в парах
«Автобусная остановка»
Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Материал: листы большого формата, фломастеры.
Технология проведения:
Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы. Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
Применение технологии АМО в образовательном процессе позволяют:
- стимулировать рост самостоятельности и ответственности учащихся за результаты обучения;
- согласовывать цели обучения с индивидуальными потребностями учащихся;
- обеспечивать приобретение обучающимися не только предметных знаний, но и жизненно важных навыков и качеств;
- воспитывать уважительное отношение всех участников образовательного процесса друг к другу.